Лекция 5. Особенности развития социально-экономических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Особенности развития социально-экономических систем



1. Понятие социально-экономическая система.

2. Теории развития индустриального и постиндустриального общества.

3. Теории модернизации и конвергенции.

Литература:

 

1. Штомпка П. Социология социальных изменений. М, 1996.

2. Радаев В.В. Экономическая социология. – М, 1998.

 

1. Понятие социально-экономическая система

 

Экономика и общество тесно взаимосвязаны. Базируясь на широком основании культурных, властных и других социальных отношений, экономика выступает как мир хозяйства.

Понятие «хозяйствование» в самом широком смысле означает осмотрительное, обдуманное обращение с ограниченными ресурсами (деньгами, благами) для достижения определенной цели. Основополагающее значение с точки зрения условий и целей хозяйствования имеет наличие различных вариантов использования данных ограниченных ресурсов, здесь постоянно приходится сталкиваться с проблемой выбора, альтернативы.

Экономика – область человеческой жизни, связанная с производством, обменом (трансфертом), потреблением товаров и услуг, с благами и институтами, при помощи которых или в рамках которых производится, обменивается и потребляются эти блага.

Рыночное хозяйство – такой экономический порядок, при котором обмен совершается преимущественно через рынки.

Рассматривая экономику как социальную систему, мы строим некие концептуальные предположения, что представляет собой исследуемый мир хозяйства, какое место он занимает в историческом процессе.

Рассмотрим основные схемы развития экономики в обществе, представляющие собой серию альтернативных подходов. За каждым понятием – «капиталистическое», «социалистическое», развитые и развивающиеся; индустриальные и постиндустриальные общества лежат свои методологические предпосылки и теоретические традиции.

Предлагаемые периодизации хозяйственной истории общества основываются на выделении их особенностей и ограничений в хозяйствовании (собственность, богатство, доход, качество жизни, естественные факторы развития; социальные факторы - общественные структуры, ценностные представления людей, образ их действий).

Меняется структура производства. Расширяется сфера услуг (производственных – финансовых, банковских, торговых, научно-консультационных) и непроизводственных (наука, образование, здравоохранение, туризм, культура). меняется социально-профессиональная структура, растет удельный вес специалистов, расширяется гибкая занятость.

Традиционное общество статично и развивается за счет внешних толчков – угрозы завоевания или изменения природных условий.

В индустриальном обществе начинает работать «внутренний мотор», пояляются стимулы к развитию, зарождается предпринимательский дух.

В постиндустриальном обществе двигателем становится познавательно-теоретический процесс, на передний план выдвигается наука и культура.

По Беллу уходящий мир, коим правит рок и случай, сменяет технический мир, определяемый рациональностью и прогрессом; а ему на смену приходит социальный мир, где основным способом идентификации людей вместо религии и труда становится культура.

У Турена более «конфликтная» трактовка постиндустриального общества, характеризуемого усилением отчуждения людей.

 

2. Теории развития индустриального и постиндустриального общества

 

Одна из самых распространенных периодизаций социально-экономического развития – теория постиндустриального общества. В ее рамках выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Классический образец такой теории – концепция Д.Белла.

К традиционному обществу, возникшему в процессе аграрной революции он относит все докапиталистические системы. В этом обществе основными производственными ресурсами является земля и природное сырье, вся хозяйственная жизнь привязана к земле и является своеобразной игрой с силами природы. Развиваются отрасли, привязанные к природному сырью (добыча металлов, рыболовство, деревообработка и др.). Технология примитивна, производство основано, главным образом, на ручном труде. Работники чаще всего находятся в личной внеэкономической зависимости от субъекта, владеющего собственностью (в первую очередь, на землю). Продукт производится натуральными хозяйствами в основном для собственных нужд. В хозяйственной деятельности люди опираются в основном на привычку, традицию, здравый смысл, на передаваемый из поколения в поколение опыт. Основная часть населения проживает в селах. Образование и культура доступны тонкому слою элиты.

Индустриальное общество наступает с развитием капитализма. Исходным ресурсом здесь становятся материалы, уже обработанные человеческими руками. На передний план выходит крупное машинное производство, вытесняющее ручной труд. Осуществляется массовая пролетаризация населения, в процессе которой работники получают личную свободу, превращаясь в наемных рабочих, лишенных средств производства. Появляется «частичный» специализированный работник, выполняющий с помощью машин набор стандартных операций.

Господствующими силами хозяйственной жизни являются промышленный и финансовый капитал. Производство продукции приобретает массовый и стандартизированный характер. Оно ориентированно на рынок. Укрепляется ориентация на экономический рост, экспансию, производство выходит за национальные границы. В хозяйственной деятельности люди все больше полагаются на эксперимент, эмпирику, используют метод проб и ошибок.

Формируется система национальных государств, в них формируется гражданское общество как сеть свободных ассоциаций, выражающих и защищающих интересы своих членов. Наблюдается быстрая урбанизация населения, всеобщий характер приобретает начальное, затем среднее образование. Массовое производство стимулирует стандартизацию потребления и формирование «массовой культуры».

В середине ХХ века развитые западные общества начинают переходить к постиндустриальному обществу. Основными ресурсами становятся человеческое знание и информация. Бурными темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и обрабатывать гигантские массивы данных. Революция в системе коммуникаций приводит к тому, что интернационализация хозяйственных связей перерастает в их глобализацию.

Сильно меняется структура производства. Сокращаются объемы производства и число занятых в традиционных отраслях (добывающая, обрабатывающая промышленность), растет сфера услуг (более половины занятых). Развиваются производственные (финансовые, банковские, страховые, научно-консультационные, программные) и непроизводственные услуги (наука, образование, здравоохранение, культура, туризм). Деиндустриализация сопровождается деурбанизацией населения.

Тейлористские способы организации труда заменяются гибкими формами занятости. Затихает индустриальный конфликт. Возрастает численность специалистов с высшим образованием. Ключевые позиции занимают люди, владеющие собственностью на информацию и человеческим капиталом. В своей хозяйственной деятельности люди в большей степени ориентируются на работу со структурами знания и сигнальными системами, обработку и интерпретацию информации, на научное прогнозирование.

Итак, традиционное общество внутренне статично и развивается за счет внешних толчков – угрозы завоевания или изменения природных условий. В индустриальном обществе появляются внутренние стимулы к развитию, выражаемые в зарождении предпринимательского духа. В постиндустриальном обществе двигателем становится познавательно-теоретический процесс. На передний план выдвигается наука и культура, центрами общественной жизни становятся университеты. По Беллу уходящий естественный мир, в котором правит рок и случай, сменяет технический мир, определяемый рациональностью и прогрессом. Ему на смену приходит социальный мир, где главным становится культура. Описанное постиндустриальное общество является довольно гармоничным, но есть более «конфликтные» трактовки.

 

3. Теории модернизации и конвергенции.

 

Теории модернизации являются теориями линейного развития. Они обрели популярность в 50-60 годы. Сейчас они получили продолжение в популярной концепции «запоздалой» или «догоняющей» модернизации.

Существует наиболее продвинутая западная индустриальная (постиндустриальная) цивилизация, ее достижения распространяются на менее развитые народы, которые постепенно приобщаются к ее более высоким образцам. Достигается это в результате силового давления и экспансии, а также путем массового экспорта торговых, политических, культурных форм, или естественно и добровольно, когда менее развитые народы сами легко поддаются такому влиянию в силу привлекательности «плодов» зрелых цивилизаций. Последнему способствует всеобщая глобализация связей, достигнутая с помощью средств массовой коммуникации.

В числе модернизационных идей Мюрдаль выделяет следующее:

· развитие рационалистической науки и планирования, рост образования;

· быстрое экономическое развитие и рост производительности

· национальная консолидация и отстаивание национальной независимости

· развитие политическая демократии (всеобщие избирательные права, местное самоуправление)

· индивидуализация и рационализация поведения с соответствующими сдвигами в национальной культуре.

Он отмечает европоцентричность этих идеалов, часто становящихся идеологией узкой интеллект. и полит. элиты, проводящих реформы. Но большинство населения стран 3-го мира остается нетронутым духом модернизации.

Теория модернизации подвергалась критике за игнорирование специфики развивающихся стран. Отмечено, что плоды цивилизации осваивались в ряде стран без коренного изменения внутренних структур.

Любые модели однолинейного развития несут в себе идеи конвергенции. Так Дж.Гелбрейт в своей концепции техноструктуры предсказывал наступление господства корпоративного планирования во всех хозяйственных системах. Согласно позиции Ф.Фукуямы, история есть смена идеологий, пронизывающих поры общественной жизни. Вершиной творения он провозглашает либеральную идеологию, ничего более совершенного создать невозможно. Он говорит о тотальной идеологической конвергенции (на фоне краха коммунистической идеологии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.173.25 (0.015 с.)