Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель совокупного спроса и совокупного

Поиск

Предложения (AD-AS)

10.1 Понятие совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

10.2 Понятие совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии). Неценовые факторы совокупного предложения.

10.3 Общее макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

 

Совокупный спрос. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Эффект реального богатства. Эффект процентной ставки. Эффект импортных закупок. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика.

 

10.1 Понятие совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса

 

Основной макроэкономической моделью является модель «совокупного спроса - совокупного предложения». Она позволяет: 1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен; 2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике; 3) показать причины и последствия этих изменений; 4) описать различные варианты экономической политики государства

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляетсобой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:

· спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С (consumption demand);

· спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I (investment demand);

· спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G (government spending);

· спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn (demand for net export).

Поэтому формула совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Величина совокупного спроса представляетсобойто количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис.10.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

На графике по оси абсцисс (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных откладывается реальный ВВП единицах (в долларах, евро, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (т.А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует вели- чина совокупного спроса(Y2) (т.В).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

· эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов) или эффектом Пúгу.

Под реальным богатством или реальными денежными запасами понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

real money balances = М/Р

Таким образом, это реальная покупательная способность номинального богатства человека с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т.е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Этот эффект может быть записан в виде следующей логической цепочки:

Р Ý à M/P ß à C ß à AD ß

· эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента. А так как кредиты, в первую очередь, берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:

Р Ý à MD Ý à R Ý à I ß à AD ß

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы. С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса. А, с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

· эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта) или эффектом Мáнделла-Флéминга. Он заключается в следующем: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Запишем эту логическую цепочку:

Р Ý à Ех ß; Im Ý à Xn ß à AD ß

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов, а именно:

- Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

· уровень благосостояния (W – wealth). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.

· уровень текущего дохода (Yd – disposal income). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).

· ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий:

- ожидания изменения дохода в будущем (Yde – expected disposal income). Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).

- ожидания изменения уровня цен (pe - expected inflation). Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса

· налоги (Tx – taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.

· трансферты (Tr - transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается

· уровень задолженности домохозяйств (D – debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).

· ставка процента по потребительскому кредиту (R – interest rate). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.

· количество потребителей (N – number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.

Итак, функция потребления имеет вид:

С = С (Yd, W, Yd e, pe, Tx, Tr, D, R, N)

+ + + + - + - - +

- Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

· ожидания (E - expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т.е. с тем, что Дж.М.Кейнса называл «предельной эффективностью капитала». Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор - «природное чутье» (animal spirit), настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, и инвестиционные расходы сокращаются.

· ставка процента (R – interest rate). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы, и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот.

· величина дохода (Y - yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями ( inducedinvestment ).

· налоги (Tx – taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиции. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.

· трансферты (Tr – transfers). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос.

· технологии (t - technological progress). Появление новых более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.

· избыточные производственные мощности (Nexcess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.

· величина запаса капитала фирм0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.

Инвестиционная функция имеет вид:

I = I (E, R, Y, Tx, Tr, t, N excess, К0)

+ - + - + + - -

- Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

Величина государственных закупок товаров и услуг является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т.е. выступает параметром управления.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение – сокращает.

- Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

· величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (Y world). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.

· величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране (Ydomestic). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.

· обменный курс национальной денежной единицы (e – exchange rate). Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 марки). Рост обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 марки) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии, и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов для покупки того же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса.

Изменение чистого экспорта в результате изменения обменного курса, как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т.е. изменения уровня цен), что изменяет величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.

Функция чистого экспорта имеет вид: Хn = Xn (Y world, Y domestic, e)

+ - -

10.2 Понятие совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии). Неценовые факторы совокупного предложения

Совокупное предложение (aggregate supply – AS) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и при анализе совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен. Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая. Чем выше уровень цен, т.е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше. Поэтому можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), каждая точка которой показывает величину совокупного предложения при каждом данном уровне цен. Таким образом, ценовые факторы (общий уровень цен) влияют на величину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой AS.

Что касается понятия совокупного предложения и факторов, которые оказывают на него влияние, то у представителей разных школ в макроэкономике не существует единства взглядов. Разногласия касаются трактовки вида кривой совокупного предложения. К решению этой проблемы выделяются два подхода: классический и кейнсианский.

 
 

В краткосрочном периоде, согласно кейнсианскому подходу, кривая совокупного предложения (SRAS – short-run aggregate supply), если в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов, имеет горизонтальный вид. Это так называемый «крайний кейнсианский случай» (рис.10.2 (отрезок I)). Когда ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, поэтому не меняются издержки, и нет предпосылок для изменения уровня цен на товары.

Однако в современных условиях экономика имеет инфляционный характер, рост цен на товары происходит не одновременно с ростом цен на ресурсы (как правило, имеет место запаздывание, т.е. временной лаг, поэтому рост цен на ресурсы происходит непропорционально росту общего уровня цен) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов, то в макроэкономических моделях кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS) графически изображается как кривая, имеющая положительный наклон (рис.10.2 (отрезок II)).

Долгосрочная кривая совокупного предложения (LRAS – long-run aggregate supply) изображается как вертикальная кривая (классическая модель), поскольку в долгосрочном периоде рынки приходят во взаимное равновесие, цены на товары и цены на ресурсы изменяются пропорционально друг другу ( они гибкие ), меняются ожидания агентов, и экономика стремится к потенциальному объему производства (рис.10.2 (отрезок III)). При этом реальный объем выпуска не зависит от уровня цен и определяется производственным потенциалом страны, количеством имеющихся ресурсов. Объем производства при этом называется потенциальным (максимально возможным - Y*).

Поскольку при изменении уровня цен величина совокупного предложения не меняется, то ценовые факторы не оказывают влияния на величину совокупного предложения в долгосрочном периоде (движение вдоль вертикальной кривой долгосрочного совокупного предложения из точки А в точку В (рис.10.3(а)). При росте уровня цен от Р1 до Р2 величина выпуска остается на своем потенциальном уровне.

Неценовыми факторами, которые воздействуют на само совокупное предложение и сдвигают кривую AS, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая AS сдвигается влево-вверх. Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается, и кривая AS сдвигается вправо-вниз. Большинство неценовых факторов воздействуют на совокупное предложение в краткосрочном периоде, но некоторые факторы изменяют совокупное предложение в долгосрочном периоде.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

· цены на ресурсы (Рресурсов). Чем цены на ресурсы выше, тем издержки больше, и тем совокупное предложение меньше. Основными компонентами издержек выступают: 1) цены на сырье и материалы, 2) ставка заработной платы (цена труда), 3) ставка процента (плата за капитал, т.е. цена аренды капитала). Таким образом, ставка процента является неценовым фактором и совокупного спроса, и совокупного предложения. Рост цен на ресурсы приводит к сдвигу кривой AS влево - вверх, а их снижение - к сдвигу кривой AS вправо-вниз. На величину цен на ресурсы оказывает влияние:

а) количество ресурсов, которыми располагает страна (количество труда, капитала, земли и предпринимательских способностей). Чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы.

б) цены на импортные ресурсы. Поскольку ресурсы, особенно природные, распределены между странами неравномерно, то изменение цен на импортные ресурсы для ресурсоимпортирующей страны может оказать существенное влияние на совокупное предложение. Рост цен на импортные ресурсы увеличивает издержки, сокращая совокупное предложение. Кривая AS сдвигается влево-вверх.

в) степень монополизма на рынке ресурсов. Чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение.

· производительность ресурсов (t). Под производительностью понимают отношение общего объема производства к затратам. Т.е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Рост производительности происходит, если: а) либо увеличивается объем выпуска при тех же затратах; б) либо при том же объема выпуска сокращаются затраты; в) либо происходит и то, и другое. Главной причиной роста производительности является научно-технический прогресс, обеспечивающий появление и использования в производстве новых, более совершенных и производительных технологий, более производительного оборудования, и требующий роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих. Поэтому этот фактор оказывает влияние на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, приводя к сдвигу долгосрочной кривой AS и обеспечивая экономический рост. Технологии (t) (технологический прогресс) влияют и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

· налоги на бизнес (Tx). Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство (особенно косвенные) как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения. (Вспомним, что изменение налогов на бизнес является также неценовым фактором совокупного спроса). Изменение же налогов, например, на заработную плату, оказывая влияние на совокупный спрос, непосредственно не воздействует на совокупное предложение, поскольку не меняет издержки фирмы.

· трансферты (субсидии) фирмам (Tr). Трансферты фирмам, можно рассматривать как антиналоги. Их воздействие на совокупное предложение положительное.

· государственное регулирование экономики (Gmanagement). Степень государственного регулирования экономики в экономику также оказывает серьезное воздействие на совокупное предложение. Чем в большей степени государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений и организаций оно создает, тем больше бремя содержания государственного аппарата, и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Функцию совокупного предложения можно записать:

AS = AS (Р, Рресурсов,t, Тх,Тr, Gmanagement)

+ - + - + -

 

10.3 Общее макроэкономическое равновесие. Эффект храповика

Равновесие в модели «AD-AS» устанавливается в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения. Координаты точки пересечения дают величину равновесного объема производства (равновесного ВВП) и равновесного уровня цен. Изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения (сдвиги кривых) ведут к изменению равновесия и равновесных значений ВВП и уровня цен.

 

а) Р б) Р AD2 в) Р LRAS

AD2 AD1 AD2

AD1 Р2 SRAS Р2 AD1

Р1

Р SRAS Р1

 

       
   


Y1 Y2 Y Y1 Y2 Y Y* Y

 

Рис.10.4 – Последствия увеличения совокупного спроса в модели AD-AS

 

Как видно из рис.10.4, последствия изменения (в данном случае роста) совокупного спроса зависят от вида кривой совокупного предложения. В краткосрочном периоде, если кривая AS горизонтальна, рост AD ведет только к росту равновесного объема выпуска (Y1 увеличивается до Y2), не изменяя уровня цен (рис.10.4(а)). Если краткосрочная кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, то увеличение совокупного спроса имеет следствием рост и равновесной величины выпуска (от Y1 до Y2), и равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.10.4(б)). В долгосрочном периоде изменения совокупного спроса не влияет на равновесную величину выпуска (экономика остается на уровне потенциального ВВП - Y*), а только на изменение равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.4 (в)).

Изменение совокупного предложения имеет одинаковые последствия, независимо от вида кривой AS. Как видно из рис. 10. 5, рост совокупного предложения во всех трех случаях (если кривая совокупного предложения горизонтальна, имеет положительный наклон и вертикальна) ведет к росту равновесного уровня выпуска (от Y1 до Y2) и снижению равновесного уровня цен (от Р1 до Р2).

 

а) Р б) Р SRAS1 в) Р LRAS1 LRAS2

AD AD SRAS2

Р1 SRAS1 Р1

Р2 SRAS2 Р2 Р2

Р1 AD

       
   

 


Y1 Y2 Y Y1 Y2 Y Y1* Y2* Y

 

Рис. 10.5 – Последствия роста совокупного предложения в модели AD-AS

 

Отличие состоит лишь в том, что в краткосрочном периоде (при сдвиге SRAS) растет величина фактического ВВП (рис. 10. 5 (а) и рис. 10. 5 (б)), в то время как в долгосрочном периоде (при сдвиге LRAS) увеличивается потенциальный ВВП (Y*), т.е производственные возможности экономики (рис. 10. 5 (в)).

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS.

Позитивные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD вправо. Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS). Негативные шоки (adverse shocks) совокупного спроса сдвигают кривую AD влево, а негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх ( SRAS ), влево-вверх ( SRAS) или влево (LRAS).

Причины позитивных шоков совокупного спроса: либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег; либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).

Причинами негативного шока (резкого сокращения) совокупного спроса (рис. 10.6) являются либо неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы), либо резкое сокращение совокупных расходов. В краткосрочном периоде он ведет к уменьшению объема выпуска и означает переход экономики из т.А в т.В - точку краткосрочного равновесия (снижение совокупного спроса, т.е. совокупных расходов обусловливает увеличение запасов фирм, затоваривание, невозможность продать произведенную продукцию, что служит причиной свертывания производства). В условиях совершенной конкуренции предприниматели начнут снижать цены на свою продукцию, уровень цен снизится (от Р1 до Р2), т.е. произойдет дефляция, величина совокупного спроса увеличится (движение вдоль кривой AD), и экономика попадет в т.С - точку долгосрочного равновесия, где объем производства равен потенциальному.

Однако подобная ситуация может иметь место лишь в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции действует так называемый «эффект храповика» (храповик в технике – это механизм, позволяющий устройству двигаться только вперед и невозможность двигаться назад). Долгосрочное равновесие устанавливается в т.В (рис.10.6). В макроэкономике под «эффектом храповика» понимают тот факт, что цены легко повышаются, но их практически невозможно снизить, что связано прежде всего с жесткостью номинальной ставки заработной платы (в современных условиях ни рабочие, ни профсоюзы не допустят ее снижения), составляющей значительную часть издержек фирм, и, следовательно, цен товаров.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ Вопросы

1. Определите понятие «совокупный спрос» и «величина совокупного спроса». Изобразите и поясните кривую AD. Какие ценовые факторы совокупного спроса Вы знаете. Какие неценовые факторы влияют на совокупный спрос.

2. Определите понятие «совокупное предложение». Какие неценовые факторы влияют на совокупное предложение. В чем различие интерпретаций совокупного предложения в классической и кейнсианской теориях?

3. Определите равновесие в модели AD-AS. Каковы последствия изменения в модели совокупного спроса? совокупного предложения? Какие шоки совокупного спроса и совокупного предложения Вы знаете? В чем суть «эффекта храповика».




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.011 с.)