Структура доходов и расходов государственного бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура доходов и расходов государственного бюджета.



Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственных учреждений, внешнеторговых операций, иностранных кредитов.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль), по видам доходов (налоги от субъектов хозяйствования), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги, добавленные взносы), по срочности (безвременные, временные). В государственном бюджете налоги составляют от 80 до 90% всех доходов. В местных на их долю приходится до 50% всех поступлений. Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности, золотовалютных резервов, штрафы, отчисления прибыли национального банка и др.

Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических и социальных процессов. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои отличия. В развитых и развивающихся странах основная статья расходов – это оборона. В странах с ориентированной социальной экономикой значительную долю расходов занимают социальные статьи.

В Республике Беларусь расходы бюджета делятся на следующие группы:

o расходы на финансирование развития реального сектора экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д.), на ускорение и повышение темпов в развитии отраслей и производств с целью поддержания конъюнктуры и экономического роста;

o особое значение придаётся развитию агропромышленного комплекса и субсидирование объектов социальной сферы на селе;

o затраты на финансирование объектов социальной сферы, в том числе на образование, здравоохранение, культуру, выплату социальных пособий, поддержку малообеспеченных, а так же на содержание социально-культурной сферы, выплату зарплаты, выдачу субсидий;

o значительное место в бюджетных расходах занимают статьи на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности;

o определенное место в расходных статьях бюджета отводятся на обслуживание внутреннего и внешнего долга;

o часть расходов государства направляется для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров, на кредитование экспорта, материальное обеспечение внешнеэкономических связей;

o государство осуществляет финансирование научно-технических, инновационных программ и разработок, расходы на государственное управление.

От целесообразности и направленности использования централизованного фонда зависит благополучие и уровень жизни населения.

Все бюджетные расходы в зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления: трансферты, выплата процентов по государственному долгу, расходы на содержание вооруженных сил, органов государственной власти и управления, развитие науки и космоса. Вторые, капитальные - это бюджет развития, связанный с финансированием капитальных вложений в основной капитал, с инвестиционной деятельностью.

Динамика структуры государственных расходов в долгосрочной перспективе в значительной степени определяется изменениями в демографическом составе населения. С увеличением численности пожилых людей в расходах госбюджета возрастает доля затрат, связанных с пенсионным обеспечением, финансированием специальных социально-бытовых учреждений, установлением льгот и гарантий, осуществлением дополнительных мер по социальной защите граждан.

 
 

В странах с относительно молодым населением увеличиваются затраты на дошкольные и школьные учреждения, на образование, создание новых рабочих мест.

Структура расходов государственного и местных бюджетов имеет свои особенности, однако везде действует тенденция роста доли государственных расходов в национальном доходе и валовом внутреннем продукте. Таким образом, между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета. При сбалансированном бюджете, сумма поступления доходов от налогов, пошлин, сборов совпадает с величиной расходов государства в точке D (рисунок 12.1.) и равна отрезку DE. Если отсутствует рост национального продукта, то снижается и сумма налоговых поступлений в бюджет до уровня ВС. Величина бюджетного дефицита составит отрезок АВ. При повышении экономической активности величина налоговых поступлений превысит уровень государственных расходов, излишек (профицит) составит отрезок MN.

Таким образом, на размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объемов национального продукта и национального дохода. Однако, если даже рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, приводящий к увеличению доходов, он не обеспечивает такого прироста налоговых и других поступлений, который бы сбалансировал возросшие расходы, то есть сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.006 с.)