Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема в распределении доходов и обеспечение социальной справедливости.

Поиск

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. Различают социальное и экономическое неравенство. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, дефицитным ресурсам, недвижимости. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство, как правило, владеет большой частью национального богатства, то есть между уровнем доходов и числом их преимущественного накопления всегда существует обратная зависимость.

С одной стороны, население любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общий объем доходов также неравномерно распределяется по группам населения. Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются кривые Лоренца и индексы Джини.

Кривые Лоренца показывают, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан и домохозяйств и кончая самыми богатыми.

Для построения кривой на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 15.1).

Кривая Лоренца абсолютного равенства (совершенно равномерного распределения дохода) принимает форму прямой линии (ОВ) в случае, когда первая группа, 20% населения, получают 20% всех доходов; 40% населения, соответственно – 40% всех доходов и т.д. На самом деле существует разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения. Чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. То есть, реальное распределение будет характеризоваться не прямой ОВ, а кривой ОабвВ. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерного распределения доходов.

Между прямой (ОВ) и кривой (ОабвВ) образуется площадь (М). Если площадь (М) разделить на площадь треугольника ОВА, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный 100%, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».

Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, между «верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.

Чрезмерное неравенство в доходах не только отрицательно влияет на качество жизни людей, но обуславливает относительно большую долю бедных граждан в стране.

Бедность – крайняя недостаточность у человека или семьи денежных средств, товаров для нормальной жизни и деятельности. Порогом бедности называют нормативно установленный уровень денежных доходов за определенный период, который обеспечивает физический и прожиточный минимум. Различают абсолютную, относительную и субъективную бедность. Абсолютная бедность, когда уровень дохода человека, семьи, группы не обеспечивает приобретение ими благ первой необходимости в соответствии с нормативами. Относительная бедность – это отсутствие достойного дохода по сравнению с другими членами общества. Субъективная бедность – оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет ему и его семье жить достойно. Признаками бедности считаются низкое качество питания, неудовлетворительные жилищные условия, низкие показатели состояния здоровья, образования, то есть налицо бедность человеческого потенциала.

Одной из важнейших форм государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ – это та граница доходов, ниже которой уже не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека. МПБ разрабатываются для различных социальных групп в среднем на душу средней семьи, состоящей из четырех человек, в том числе двоих детей. Он используется как основополагающий норматив установления минимальной заработной платы.

Обеспечение социальной справедливости прежде всего предполагает преодоление бедности, осуществление адресной помощи малообеспеченным семьям и гражданам, создание условий новому поколению для общеобразовательной и профессиональной подготовки к трудовой деятельности, эффективной занятости и т.д.

В условиях ограниченности возможностей бюджета на решение всех проблем государственных средств не всегда хватает. В связи с этим задача состоит в том, чтобы, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достижения, обеспечить гармоничное сочетание действий государства и рыночных принципов и механизмов, адаптированных экономически развитыми странами. Эффективная социальная политика предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений, в части перераспределения доходов населения, сокращения дотирования и льготного кредитования отраслей социальной сферы, проведения реформы оплаты труда, создание условий для активной предпринимательской деятельности всех членов общества.

Важной структурной составляющей социальной политики является социальная защита населения. Она включает систему принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально- экономических условий, обеспечивающих защиту граждан.

Принципы социальной защиты:

o гуманность;

o всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным социально-демографическим слоям и группам населения;

o адресность защиты;

o гибкость системы;

o надежность ресурсного обеспечения проводимых мер;

o контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;

o непрерывного совершенствования.

Основные компоненты системы социальной защиты:

ü социальное страхование;

ü социальная помощь;

ü социальное обслуживание;

ü социальная поддержка.

Целью социальной защиты в среднесрочной перспективе является недопущение снижения жизненного уровня населения, особенно наименее защищенных категорий (пенсонеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей, ветеранов войны и других категорий граждан) в соответствии с Законом РБ «О государственных социальных льготах, правах, гарантиях для отдельных категорий граждан» и другими нормативно-правовыми актами страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте системы показателей уровня и качества жизни населения.

2. Перечислите принципы и раскройте сущностное содержание формирования и функционирование социальной политики.

3. В чем состоит цель социальной политики?

4. В чем состоит сущность политики регулирования, распределения и перераспределения доходов?

5. Раскройте сущность политики социальных гарантий и социальной защиты населения?

6. Какие основополагающие нормативно-правовые акты государственных социальных гарантий.

7. Докажите справедливость кривой Лоренца в процессе анализа распределения доходов.

8. Особенности модели социально-ориентированной экономики Республики Беларусь?


ТЕМА 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

16.1 Понятие и измерение экономического роста.

16.2 Факторы, источники и типы экономического роста

16.3 Основные модели экономического роста.

16.4 Модели экономического роста

16.5. Государственное регулирование, проблемы и перспективы экономического роста

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ:

Экономический рост, реальный ВВП, реальный ВВП на душу населения, среднегодовые темпы прироста ВВП, магический чётырехугольник национальной экономики, факторы экономического роста, источники экономического роста, интенсивный экономический рост, экстенсивный экономический рост, посткейнсианские модели, неоклассические модели, модели «затраты – выпуск», прогнозные модели переходного периода, государственное регулирование экономического роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.01 с.)