Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки производства, их виды и взаимосвязь с объемом выпуска продукции.

Поиск

 

Издержки – затраты ресурсов на производство товаров и услуг.

Экономический анализ рассматривает все издержки как альтернативные, т.е. предполагается, что затраты всегда могут быть измерены ценностью других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов.

Для экономического анализа прежде всего важно деление издержек на явные и неявные.

Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Сюда относятся зарплата рабочих, затраты на покупку сырья, оборудования, арендная плата, выплата процента за банковский кредит и т.д.

Явные издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете и соответственно часто называются бухгалтерскими издержками.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме. Сюда относятся денежные платежи, которые не получила фирма, не предоставив на рынок свои собственные ресурсы. Например, арендную плату за собственную квартиру, которая используется под офис; процент на собственный капитал, который находится в обороте и т.п., «упущенная выгода», другими словами. Они чаще всего не учитываются в бухгалтерских документах, но экономисты обязательно включают их в понятие «экономические издержки», представляющие собой сумму явных и неявных издержек.

Различают постоянные, переменные и общие издержки.

Постоянные издержки FC (fixed cost) – издержки, размер которых не зависит от объема производства (существуют и при нулевом объеме). Сюда относят арендную плату, процент за кредит, зарплату охраны и управленческого персонала, затраты на освещение, отопление и т.п.

Переменные издержки VC (variable cost) – издержки, размер которых зависит от объема производства. Это затраты на сырье, материалы, зарплату производственных рабочих и т.п.

Переменные издержки с ростом объемов производства сначала растут быстро (период освоения), затем начинает действовать эффект масштаба (экономия на массовом производстве), и рост VC становится более медленным, чем расширение производства. Затем вступает в действие «закон убывающей производительности», и текущие VC начинают обгонять рост производства. Таким образом, каждая фирма сталкивается с проблемой определения оптимальных для данного вида деятельности масштабов производства.

Общие издержки TC (total cost) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек: TC=FC+VC.

Помимо постоянных, переменных и общих издержек рассчитывают средние издержки, которые отражают затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Соответственно различают следующие виды средних издержек.

Средние постоянные издержки AFC. Рассчитываются как частное от деления общих постоянных издержек на объем производства (Q): AFC=FC/Q.

Средние переменные издержки FVC: AVC=VC/Q.

Средние общие издержки ATC: ATC=TC/Q.

Наконец, еще один, очень важный для экономического анализа вид издержек: предельные издержки MC (marginal cost), определяются как приращение общих издержек на производство дополнительной единицы продукции:

MC=DTC/DQ

Суть в том, что принятие решений относительно объемов производства, как правило, носит предельный характер, т.е. решается вопрос о том, производить ли фирме на какое-то количество единиц продукции больше или меньше, а не вообще, производить или не производить. И именно предельные издержки отражают изменение в общих издержках при изменении объемов производства, и фирма может контролировать их наиболее непосредственно. Показатели средних издержек такой информации не дают.

Графически кривые средних и предельных издержек выглядят следующим образом:

Поскольку с увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, уменьшаются, то кривая AFC имеет отрицательный наклон.

Кривая AVC имеет дугообразную форму, которую можно объяснить следующим образом: сначала действие эффекта масштаба снижает средние переменные издержки, при достижении оптимального размера производства они становятся минимальными, а затем эффективность производства убывает, и издержки начинают расти.

Средние общие издержки графически представляют собой сумму средних постоянных и средних переменных издержек.

Кривая MC не зависит от постоянных издержек, которые не связаны с объемом производства, а соотношение между предельными и средними издержками можно прокомментировать следующим образом.

Пока MC остаются меньше АТС, кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции обходится все дешевле и уменьшает средние издержки.

Когда МС равно АТС, это значит, что средние издержки перестали падать, но еще не начали расти. Это точка минимальных средних издержек.

Когда МС становятся выше АТС, кривая средних издержек поворачивает вверх, что означает увеличение средних издержек при дальнейшем росте объемов производства.

Таким образом, кривая МС пересекает кривую AVC и кривую АТС в точках их минимальных значений.

 

Оптимизация объема производства и максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции. Точка нулевой прибыли и точка прекращения производства на кривой предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

 

В условиях совершенной конкуренции определение оптимального объема производства осуществляется на основе сопоставления предельного дохода и предельных издержек.

Совершенно конкурентный рынок предполагает, что спрос на продукцию данной фирмы абсолютно эластичен (кривая спроса представляет собой горизонтальную линию на уровне заданной рынком цены), фирма может продать любое количество продукции по равновесной рыночной цене.

Поскольку цена товара для совершенно конкурентной фирмы постоянна, то каждая дополнительная единица продаж приносит точно свою цену, поэтому предельный доход будет равен цене.

График предельных издержек на повышающемся отрезке отражает предложение фирмы на рынке данного товара.

В любой точке, левее Е, разница между затратами на каждую следующую единицу продукции (МС) и добавочной выручкой от ее продажи (Р) – величина положительная, т.е. есть добавочная прибыль, и общая величина прибыли при этом растет. А в любой точке, правее Е, производство каждой следующей единицы продукции дает отрицательную разницу между предельными издержками и ценой, при этом общая величина прибыли снижается.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции фирма получает максимальную прибыль при объёме производства, в котором соблюдается следующее правило: .

Это условие равновесия фирмы по кривой спроса и условие получения фирмой максимальной прибыли.

В условиях совершенной конкуренции для фирмы важны две точки на своей кривой предложения: точка нулевой прибыли (безубыточности) и точка прекращения производства. Обычно это бывает необходимо в такой рыночной ситуации, когда цена на товар по какой-либо причине начинает снижаться.

При всех уровнях цены фирма выбирает объем производства, определяемый равенством или .

Цена покрывает все издержки фирмы и приносит экономическую прибыль, т. к. . Максимальная прибыль обеспечивается в точке Е, где МС = MR.

Если цена устанавливается на уровне (Р1), то она покрывает переменные и постоянные издержки, но фирма не получает прибыли. Точка в которой выполняется равенство MC = ATCmin = MR, называется «точкой нулевой прибыли».

Цена Р2 полностью покрывает переменные издержки и лишь частично постоянные. Убытки, которые несёт фирма, не так велики, как если бы фирма прекратила производство. Минимизация убытков достигается в точке Q2 где Р = МС.

Для цены (Р3) характерно то, что она покрывает только переменные издержки. Эта цена является критической, а объём производства Q3 при котором МС = АVCmin = MR называется «точкой прекращения производства».

По цене ниже Р3 всякое производство теряет смысл, т. к. ни какие издержки не покрываются.

Следует подчеркнуть также, что описанная модель поведения может быть использована фирмой только в краткосрочном периоде. В течение длительного периода фирма прекратит производство в любом случае, если цена будет оставаться ниже уровня точки нулевой прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.007 с.)