Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

Поиск

 

В условиях несовершенной конкуренции спрос не является абсолютно эластичным. Кривая спроса становится убывающей и объём продаж можно увеличить только за счёт снижения цены, то есть существует постоянная альтернатива: выше цены или больше объем продаж. Таким образом, фирма должна выбрать цену наиболее выгодную для себя.

При несовершенной конкуренции больший объём продаж приводит к снижению цены товара. При этом последняя (добавочная) единица продукции, как и все предыдущие, могут быть реализованы только по более низкой цене.

Как следствие предельный доход меньше выручки от реализации дополнительной единицы продукции на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара, вызванного выпуском и реализацией этой дополнительной единицей. Поэтому кривая предельного дохода всегда проходит ниже кривой спроса, причём разрыв между ними быстро увеличивается.

Для определения оптимальной цены и объема продаж приводящих к максимальной прибыли необходимо выявить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

Когда спрос эластичен, снижение цены ведёт к росту совокупной выручки.

Когда спрос не эластичен, снижение цены ведёт к падению совокупной выручки.

Поэтому, производитель, максимизирующий прибыль, всегда будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свою продукцию, выбирая какую-либо комбинацию «цена-качество» на эластичном участке.

Степень эластичности спроса на продукцию данной фирмы будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукции (чем больше конкурентов и слабее деформация, тем больше эластичность кривой спроса, тем меньше влияние на цену каждого продавца и другие условия купли-продажи, тем больше ситуация приближается к чистой конкуренции).

Оптимальный объем производства и соответствующую цену определяется двумя способами: во-первых, используя валовые величины, во-вторых, используя предельные величины.

Определение максимальной прибыли путем сопоставления валового дохода и валовых издержек

Продавец стремиться максимизировать прибыль.

Максимальная прибыль – это максимальная разница между общей выручкой и общими издержками.

TР – общая прибыль.

 

Разница по вертикали между TR и TC даёт валовую прибыль, график которой (TP) начинается и заканчивается ниже горизонтальной оси. В определённом промежутке TP положительна. TP достигает максимума, когда наклон её кривой (наклон касательной) равен нулю. В этой точке кривые TC и TR имеют одинаковый наклон (их касательные соответствующие MC и MR в этих точках параллельны), а значит MC = MR.

Следует отметить, что или

Определение максимальной прибыли путем сопоставления предельного дохода и предельных издержек

Тот же результат можно получить, сравнивая предельный доход MR и предельные издержки MC.

Пока с увеличением объёма производства, предельный доход превышает предельные издержки, т.е. MR – MC > 0, общая величина прибыли растёт и есть смысл наращивать производство. Как только предельные издержки превышают предельный доход, то есть MR – MC < 0, прибыль начинает снижаться и фирма начинает переставать наращивать производство, а из этого следует, что максимальная прибыль фирма получит при объёме производства, для которого характерно равенство MC = MR.

Точка Е – это точка максимизации прибыли или точка равновесия на рынке несовершенной конкуренции.

Чтобы найти максимизирующую прибыль цену, проведём вертикальную линию до кривой спроса и найдём оптимальную цену в точке F . Это тот объём и цена, которые приносят фирме наибольшую прибыль. Размер прибыли измеряется площадью заштрихованного прямоугольника.

Таким образом, типичными последствиями несовершенной конкуренции являются:

- недопроизводство товаров;

- завышение цен;

- тенденция к получению экономической прибыли.

 

Образование рыночных цен на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике.

 

Любая фирма в процессе производства продукции использует производственные ресурсы. Выход фирмы на рынке ресурсов в качестве покупателя предполагает учёт особенностей каждого ресурсного рынка.

В рыночном механизме цена на каждый фактор производства, как и на любой другой товар, определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.

Спрос на факторы производства у каждой фирмы определяется стремлением получить доход от предельного продукта, превышающий цену этого фактора. Кривую совокупного рыночного спроса на данный фактор определяет спрос всех фирм, вместе взятых. Кривая предложения будет определяться всеми вместе взятыми собственниками данного ресурса, согласными предоставить его на рынок. В результате взаимодействия совокупного рыночного спроса на факторы производства и рыночного предложения будет образовываться равновесная рыночная цена на этот фактор.

Выделяют три основных фактора производства:

- труд

- земля

- капитал

Ценообразование на каждом из этих рынков имеет свои особенности.

Рынок земли

Главная особенность рынка земли – это абсолютно неэластичное предложение. Поскольку количество пригодных для использования земельных площадей в данной стране, в данный период времени представляет собой фиксированную величину. Поэтому равновесная рыночная цена (в данном случае, арендная плата) устанавливается на уровне, который определяется конкуренцией со стороны спроса.

Равновесной является рента с наихудшего участка земли. Чем выше производительность земли, тем при прочих равных условиях выше спрос на земли данного качества и выше равновесный уровень ренты.

 

Рынок капитала

Равновесная рыночная цена на элементы производственного капитала (машины, оборудование, сооружения, транспортные средства, элементы инфраструктуры и т.д.) определяется пересечением обычных кривых спроса и предложения.

Изменение равновесной цены зависит от соотношения эластичности спроса и предложения на данный вид капитала (в долгосрочном периоде предложение средств производства более эластично, чем в краткосрочном периоде).

 

Рынок труда

Рынок труда в отличие от других ресурсных рынков испытывает большее влияние социальных, психологических и других человеческих факторов на условия купли-продажи такого специфического товара, как труд. Кривая предложения труда отдельного работника имеет специфическую форму и отражает реакцию работника на повышение заработной платы. При определённых обстоятельствах количество предлагаемых работником часов труда может сокращаться, несмотря на повышения ставки заработной платы.

 

 

Форму кривой предложения можно объяснить с помощью эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект замещения побуждает людей больше трудиться, т. к. рост ставки заработной платы делает досуг экономически невыгодным (преобладает при низких ставках).

Эффект дохода состоит в том, что более высокая заработная плата повышает благосостояние человека, и он начинает больше ценить свободное время, отказываясь от добавочного труда и, соответственно, от добавочного заработка в пользу свободного времени (действует при высоких ставках заработной платы).

Эту закономерность должны учитывать работодатели, выходящие на рынок рабочей силы как покупатели.

Механизм образования рыночных цен на факторы производства одновременно решает и проблему распределения доходов между всеми субъектами рыночных отношений. Предоставление какого-либо фактора производства на рынок порождает соответствующий вид дохода: труд – заработную плату, капитал – прибыль и процент, земля – ренту.

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающая в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. Для оценки дифференциации доходов используется кривая Лоренца.

 

Биссектриса ОА показывает равное распределение доходов, кривая ОА – реальное распределение доходов. Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.011 с.)