Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет макроэкономического анализа

Поиск

Предмет макроэкономического анализа

Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая экономику как единое целое с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции.

Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения и технологический прогресс, динамика которых в долгосрочной перспективе определяет динамику потенциального объема производства.

В краткосрочном периоде экономика отклоняется от поступательного движения, поэтому обеспечение экономического роста предполагает управление этими циклическими колебаниями.

Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (фискальной) и кредитно-денежной (монетарной):

1. Бюджетно-налоговая политика осуществляется преимущественно правительством.

2. Кредитно-денежная политика – преимущественно центральным банком. Данные политики – объекты исследования в макроэкономике.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов, функционирование целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом.

Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического внутреннего и внешнего равновесия.

Соответственно можно выделить основные проблемы, рассматриваемые макроэкономикой (таблица 1.1):

•Какими мотивами руководствуются экономические субъекты при принятии решений о величине плановых расходов в предстоящем периоде?

•Чем определяется спрос на деньги и какова роль денег в экономике?

•Что определяет уровень занятости и каковы методы борьбы с безработицей?

•Какова природа инфляции?

•Каковы источники экономического роста и как определить оптимальные темпы и условия роста?

•Что лежит в основе циклических колебаний экономической активности?

*Каковы основные принципы, методы и пределы государственного регулирования экономики?

 

Таблица 1.1. Содержание и структура экономической теории

№ п/п Вопросы экономической теории Разделы экономической науки
Микроэкономика
1. Почему, какие и в каком количестве спрашиваются блага на рынке? Теория спроса
2. Чем определяется ассортимент производимых благ и от чего зависит способ их изготовления? Теория производства
3. Как формируются рыночные цены? Теории конкуренции и общего экономического равновесия
4. Как распределяется национальный доход? Теория факторного распределения
Макроэкономика
5. Что такое деньги и какова их роль? Теория денег
6. Что такое уровень цен и чем определяется его динамика? Теория инфляции
7. Чем определяется уровень занятости? Теория занятости
8. Чем определяется экономическая конъюнктура? Теория экономических циклов
9. Как осуществляется экономический рост? Теория роста
10. Какое воздействие на экономику оказывает государство? Теория экономической политики
11. Какое воздействие на национальную экономику оказывает заграница? Теория внешнеэкономических отношений

 

В основе деления экономической теории на микроэкономику и макроэкономику лежат следующие обстоятельства:

1. Микроэкономика и макроэкономика различаются аспектом и методикой исследования национального хозяйства.

Микроэкономический анализ посвящен изучению поведения отдельных экономических субъектов, выявлению условий, обеспечивающих совместимость их хозяйственных планов, и описанию механизма согласования совокупности индивидуальных целей субъектов национальной экономики. Данное согласование осуществляется посредством рыночного ценообразования на блага и факторы производства. Поэтому механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа.

Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Микроэкономика объединяет теорию потребительского выбора и теорию фирмы. Ее предмет – механизм принятия экономических решений на уровне домашних хозяйств и фирм в «заданных» экономических условиях, а также механизм формирования этих «заданных» условий в результате их совместных действий.

Микроэкономика принимает как заданные такие переменные, динамику которых исследует макроэкономика.

В микроэкономическом анализе доход потребителей рассматривается преимущественно как заданная величина, и акцент делается на распределении расходов домашних хозяйств между различными товарами и услугами.

В макроэкономическом анализе – совокупные расходы, совокупный доход, располагаемый доход, потребление и т.д. – сами по себе предмет исследования.

2. В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВНП (ВВП) (а не выпуск отдельной фирмы), средний (общий) уровень цен (а не цена конкретного товара), рыночная ставка процента (а не ставка процента отдельного банка), темп инфляции, уровень безработицы, уровень занятости, состояние государственного бюджета, состояние платежного баланса, темп экономического роста.

3. Микроэкономика исследует меновое хозяйство, в котором используются «товарные деньги», т.е. функцию денег выполняет одно из производимых фирмами благ (например, золото). Это приводит к тому, что в микроэкономике рассматривается лишь реальный сектор народного хозяйства.

Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег», количество которых регулируется Центральным банком. Поэтому в макроэкономике исследуется наряду с реальным сектором экономики монетарный сектор и взаимодействие обоих секторов.

Для понимания предмета исследования макроэкономики важно различать макроэкономический анализ ex post (реализованный, реальный), или народнохозяйственное (национальное) счетоводство, и анализ ex ante (ожидаемый, предполагаемый) – макроэкономику в собственном смысле этого слова.

1. Макроэкономический анализ ex post, или народнохозяйственное (национальное) счетоводство, в рамках которого определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода с целью получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты. Эта информация служит для определения степени реализации намечавшихся целей, выработки экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран. На основе данных ex post анализа происходит корректировка макроэкономических концепций и разработка но вых.

2. Анализ ex ante – прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных экономических концепций. Логика данного анализа представлена на рисунке 1.1.

Цель анализа ex ante – определить закономерности формирования макроэкономических параметров, разработка новых макроэкономических концепций, корректировка уже действующих.

Так, на основе анализа ex post можно констатировать, что национальный доход распределяется между потреблением и накоплением в пропорции 3:1. Соответствует ли такая пропорция условиям сбалансированного роста при отсутствии конъюнктурной безработицы, выясняется в ходе анализа ex ante.

 

Рис. 1.1. Логика создания экономических концепций

 

К функциям макроэкономики относятся:

•Познавательная: изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений.

•Практическая: рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем.

•Прогностическая: выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры.

Идеологическая: формирование определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

 

Агрегирование

Макроэкономика оперирует только агрегированными параметрами, характеризующими движение экономики как единого целого: валовой национальный продукт, национальный доход, уровень цен, инфляции и безработицы, объемы потребления, сбережения и инвестиций, рыночная ставка процента и т. д.

Различают ряд уровней агрегирования.

1. Агрегированию подвергаются физические и юридические лица. В связи с этим в народном хозяйстве различают лишь четыре экономических субъекта, каждый из которых представляет собой совокупность реальных хозяйственных единиц, действующих субъектов данного типа:

- сектор домашних хозяйств;

- предпринимательский сектор (фирмы);

- государственный сектор (государство);

- иностранный сектор (заграница).

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности. За счет их продажи и предоставления в аренду домашние хозяйства получают свой доход, который распределяется между текущим потреблением и сбережением.

Следовательно, домашним хозяйствам свойственны три вида экономической активности: предложение факторов производства; потребление части полученного дохода через покупку потребительских благ; сбережение другой части полученного дохода через приобретение ценных бумаг и недвижимости.

Предпринимательский секторсовокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны.

Фирма – это организация, созданная для производства и реализации благ. Ее деятельность сводится к:

- закупке факторов производства,

- продаже произведенной продукции и услуг,

- поддержанию и развитию производственной базы.

То есть, виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к спросу на факторы производства, предложению благ и инвестированию.

Государственный сектор – это все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ таких, как безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур. Данные блага достаются потребителю бесплатно, т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. То есть, в отличие от фирм государство не преследует цель максимизации прибыли.

Выделение в качестве самостоятельного субъекта государства делает макроэкономику принципиально отличной от других разделов экономической теории. Если в общей экономической теории анализируются принципы функционирования государственных институтов, то в макроэкономике исследуется роль государства в процессе формирования условий макроэкономического равновесия.

Результаты деятельности государства как производителя общественных благ проявляются:

- в увеличении продуктивности предпринимательского сектора,

- в снижении затрат на потребление домашних хозяйств.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Данные затраты вместе с затратами на оплату труда государственных служащих – это государственные расходы. Источник их покрытия – налоги, взимаемые с домашних хозяйств и фирм.

В расходной части государственного бюджета значительный удельный вес имеют выплаты домашним хозяйствам (государственные пенсии и пособия) и предпринимательскому сектору (дотации и субвенции). Данные выплаты учитываются как отрицательные налоги.

Наряду с этим государство осуществляет инвестиции в реальный капитал.

Важнейшая экономическая функция государства в лице Центрального банка – это создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, фирм и самого государства.

Таким образом, экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется:

- в закупке благ,

- во взимании налогов,

- в предложении денег.

Сектор заграница включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.

Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Взаимодействие между макроэкономическими субъектами также осуществляется через кредитование и заимствование.

2. Агрегированию подвергается характер поведения экономических субъектов в хозяйственной жизни. Каждый из макроэкономических субъектов – типичный представитель экономических субъектов данного типа. Это означает, что для целей макроэкономического анализа отбираются только те черты поведения субъекта, которые присущи абсолютно каждому из них. В связи с этим и подлежит агрегированию характер их поведения. Так, к важнейшим макроэкономическим понятиям относятся: функция потребления домашних хозяйств, описывающая изменения спроса сектора домашних хозяйств как единого целого под воздействием различных факторов; функция спроса на труд, единая для всего предпринимательского сектора.

Рис. 1.2. Схема взаимосвязей между макроэкономическими субъектами

 

1 – потребительский спрос домашних хозяйств; 2 – предложение благ; 3 – инвестиционный спрос; 4 – государственные расходы; 5 – импорт; 6 – экспорт; 7 – предложение труда; 8 – спрос на труд; 9 – спрос на деньги; 10 – предложение денег; 11 – спрос на облигации; 12 – предложение облигаций; 13 – нетто-спрос (предложение) облигаций со стороны заграницы; 14 – налоги с домашних хозяйств; 15 – налоги с корпораций и косвенные налоги; 16 – сбережения; 17 – нераспределенная прибыль и амортизация; 18 – инвестиции; 19 – сальдо государственного бюджета; 20 – нетто-экспорт.

 

Макроэкономический анализ осуществляется посредством макроэкономического моделирования, в основе которого – упрощение экономической действительности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логические, графические и алгебраические) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления основных функциональных взаимосвязей между ними.

Любая макроэкономическая модель в той или иной степени абстрактна, имеет ряд допущений и упрощений, что ограничивает область ее применения. То есть, любая модельупрощенное, абстрактное отражение реальности, т.к. все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования, следовательно, любая макроэкономическая модель не абсолютна.

В то же время именно на основе макроэкономического моделирования можно получить достаточно полное представление о характере происходящих в экономике событий, сделать прогноз развития экономики, обосновать рекомендации по экономической политике.

Макроэкономическая модель исследуемого объекта включают в себя две группы элементов:

1) Экзогенные (внешние) экономические переменные, величина которых определяется вне данной модели. Это – известные к моменту построения модели параметры;

2) Эндогенные (внутренние) экономические переменные, величина которых устанавливается (определяется) в результате анализа (решения) модели. Это – неизвестные, определяемые внутри модели параметры.

Построить модель функционирования некоторой системы – значит отыскать или постулировать оператор (функцию), связывающий неизвестные и известные параметры модели.

В макроэкономических моделях действие экзогенных параметров формализуется либо в виде некоторой постоянной (константы), либо в виде случайной (вероятностной) величины, в зависимости от характера их действия и проявления. Обычно в качестве экзогенных параметров в макроэкономических моделях выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка: изменения в государственных расходах G, ставке налогообложения t и величине предложения денег М. Как правило, в макроэкономических моделях в качестве экзогенных параметров задаются технология производства в виде производственной функции и характер поведения экономических субъектов на каждом из рынков в виде функции спроса и предложения.

К числу эндогенно определяемых параметров относятся уровни занятости и выпуска, уровни инфляции и безработицы, уровни потребительских и инвестиционных расходов, уровни процентных ставок и валютного курса и т. д. Особый интерес представляет такой вектор эндогенных величин, при которых экономика оказывается в состоянии общего равновесия.

Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных, так и экзогенных, важна и другая их группировка – по способу измерения во времени.

1. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату – начало или конец года и т.д.

К примеру, государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных.

2. Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, квартал, год) и характеризуют собственно «течение» экономических процессов во времени.

К примеру, размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала.

Потоки вызывают изменения в запасах.

Так, накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга. Изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год.

Взаимосвязь запасов и потоков – основа исходной макроэкономической модели круговых потоков.

При построении макроэкономических моделей обычно используют четыре типа функциональных уравнений:

1. Поведенческие функции, выражающиеся сложившиеся в обществе предпочтения.

Так, выявленную закономерность распределения домашними хозяйствами своего дохода между потреблением и сбережением можно представить в виде функций потребления и сбережения: С = с Y; S = s Y.

2. Функции, характеризующие технологические условия производства.

Например, производственная функция.

3. Институциональные функции, представляющие институционально установленные зависимости между параметрами модели.

Так, сумма налоговых поступлений есть функция от дохода и от установленной соответствующим институтом налоговой ставки: Т = t Y.

4. Дефиниционные функции, выражающие зависимости, вытекающие из вербального определения экономических явлений.

Например. Под совокупным спросом на рынке благ подразумевается суммарный потребительский спрос домашних хозяйств, инвестиционный спрос предпринимательского сектора, государства и заграницы: AD = C + I + G + E.

В зависимости от конкретных задач исследования применяются разные типы моделей. Типология макроэкономического моделирования может быть проведена на основе различных критериев:

по способу представления изучаемого процесса или явления модели разделяются на логические, графические и экономико-математические;

по продолжительности анализируемых процессов – на краткосрочные и долгосрочные;

по количеству вовлеченных в анализ экономических субъектов – на простые модели (в которых представлены только домашние хозяйства и фирмы) и полные модели (с участием государства).

по степени охвата иностранного сектора – на закрытые (представлена только национальная экономика) и открытые (учитывающие воздействия иностранного сектора на национальную экономику);

•по характеру отражения фактора времени – на статические, сравнительной статики (дихотомические) и динамические.

 

Рис. 3.1. Механизм установления цены на фактор производства

 

Для понимания механизмов формирования цены на факторы производства и распределения национального дохода целесообразно исследовать спрос на факторы производства. Для этого целесообразно проанализировать проблемы, стоящие перед типичной фирмой.

Данная фирма конкурентна. Это фирма, которая мала по сравнению с рынками, на которых она оперирует, и потому практически не оказывает влияние на цены, устанавливающиеся на этих рынках: фирма принимает как данные цены на свою продукцию и цены на используемые в производстве ресурсы.

Производственная функция фирмы обозначается, как

Y = F(K, L) (3.6)

где Y – количество произведенных единиц продукции фирмы, К – количество используемого капитала, L – количество отработанных работником часов (труда).

Фирма продает свою продукцию по цене Р, платит работникам заработную плату W и арендует капитал по цене R.

Целью фирмы является максимизация прибыли. Прибыль – это выручка за вычетом издержек – то, что остаётся собственникам фирмы после покрытия затрат на производство. Выручка – это продажная цена единицы товара, помноженная производимое фирмой количество товара, она равна P x Y. Издержки включают как затраты на капитал, так и затраты на труд. Затраты на капитал равны произведению издержек использования одной единицы капитала (R) и количества капитала (К): R х К. Затраты на труд равны произведению размера ставки заработной платы (W) и количества труда (L): W х L.

Таким образом:

прибыль = выручка – затраты на труд – затраты на капитал =

= РY – WL – RК (3.7)

Для того чтобы увидеть, каким образом прибыль зависит от факторов производства, необходимо использовать производственную функцию Y = F(K, L). Подставим её вместо Y в приведенное выше уравнение и получим

прибыль = РF(K, L) – WL – RК (3.8)

Это уравнение показывает, что прибыль зависит от цены на продукцию Р и цен на факторы производства W и R, а также от количества факторов производства L и К. Конкурентная фирма принимает цены на факторы производства и свою продукцию как данные и выбирает такие количества труда и капитала, которые максимизируют прибыль.

 

Спрос на труд

Предельный продукт труда – это дополнительное количество произведенной продукции в результате использования дополнительной единицы труда. То есть, если фирма покупает дополнительный час труда, объем ее выпуска увеличивается на MPL единиц. Это можно выразить алгебраически, использовав производственную функцию:

MPL = F(K, L+1) – F(K, L) (3.9)

Первый член правой стороны уравнения характеризует объем производства при К единицах капитала и L+1 единицах труда; второй член – объем производства при К единицах капитала и L единицах труда. Это уравнение показывает, что предельный продукт труда есть разница в объемах производства при использовании L+1 и L единицах труда.

Большинство производственных функций обладают свойством убывающего предельного продукта: при постоянной величине используемого капитала происходит следующее - чем больше количество используемого груда, тем меньше предельный продукт каждой дополнительной единицы труда.

На рисунке 3.2 представлен график производственной функции, показывающий, что происходит с объемом выпускаемой продукции, когда фиксируется количество капитала и изменяется количество труда. На рисунке видно, что предельный продукт труда выражен наклоном графика производственной функции. По мере того, как возрастает количество труда, график производственной функции становится более пологим, отражая убывающий предельный продукт.

 

Рис. 3.2. Производственная функция

 

Когда конкурентная, максимизирующая прибыль фирма решает вопрос о том, нанимать или не нанимать дополнительную единицу труда, она прежде всего думает о том, как это повлияет на ее прибыль. Фирма сопоставляет дополнительную выручку от выпуска дополнительной продукции, полученную при использовании дополнительного количества труда, с величиной увеличения затрат на заработную плату. Объем дополнительных поступлений зависит как от цены на товар, так и от предельного продукта труда. Так как дополнительная единица труда производит MPL единиц продукции и каждая единица продукции продается за Р, дополнительные поступления составляют PxMPL.

Дополнительные затраты на покупку дополнительной единицы труда равны величине заработной платы W. Следовательно, изменение прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит:

Δприбыли = Δвыручки – Δиздержек =

= (PxMPL) – W (3.10)

Таким образом, управляющий фирмой знает, что до тех пор, пока дополнительные поступления Р х MPL превышают ставку заработной платы W, дополнительная единица труда увеличивает прибыль. Следовательно, управляющий продолжает нанимать работников до тех пор, пока очередная единица труда уже не будет приносить дополнительной прибыли, т.е. до тех пор, пока MPL не снизится до величины, где дополнительная выручка равна величине заработной платы. Спрос фирмы на труд определяется равенством

Р х MPL = W (3.11)

Мы можем записать это так: MPL = W/P.

W/P - это реальная заработная плата, плата за труд, выраженная в единицах произведенной продукции, а не в долларах. Реальная заработная плата - это та покупательная способность (выраженная в количестве товаров и услуг), которую фирма выплачивает за каждую единицу труда. Для того чтобы максимизировать прибыль, фирма нанимает работников до тех пор, пока предельный продукт труда не станет равен реальной заработной плате.

На рисунке 3.3 показано, что предельный продукт труда зависит от количества используемого труда (при фиксированном размере капитала фирмы). То есть на рисунке показан график MPL. Так как MPL снижается по мере роста количества труда, кривая на графике наклонена вниз. При какой-либо данной величине реальной заработной платы фирма продолжает нанимать работников вплоть до точки, где MPL становится равен величине реальной заработной платы. Следовательно, график MPL представляет собой кривую спроса на труд.

 

Рис. 3.3. График предельного продукта труда

 

Спрос на капитал

Решение о том, сколько использовать капитала, фирма принимает таким же образом, как и решение о количестве используемого труда. Предельный продукт капитала (МРК) - это дополнительный объем выпущенной продукции, полученной от использования дополнительной единицы капитала.

МРК = F(K + 1, L) - F(K, L) (3.12)

Таким образом, предельный продукт капитала есть разница между количеством произведенной продукции с использованием К + 1 и использованием К единиц капитала. Так же как и в случае с трудом, предельный продукт капитала убывает.

Увеличение прибыли от использования дополнительного капитала равно дополнительным поступлениям от продажи продукции, полученной посредством этого капитала за вычетом издержек его использования:

Δприбыли = Δвыручки – Δиздержек =

= (PxMPК) – R (3.13)

Чтобы максимизировать прибыль, фирма будет продолжать приобретать дополнительное оборудование до тех пор, пока МРК не снизится до реальной цены капитала:

МРК = R/P (3.14)

Реальная цена капитала - это издержки использования одной единицы капитала, выраженные в единицах товара, а не в денежных единицах.

Подводя итоги, можно сказать, что конкурентная фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, при решении вопроса о том, сколько использовать труда и сколько - капитала, следует простому правилу: фирма предъявляет спрос на каждый из факторов производства до тех пор, пока предельный продукт этого фактора производства не сравняется с реальной ценой на него.

Понятие совокупного спроса

Совокупный спрос (АD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост АD вызовет не столько увеличение объема выпуска (т.к. практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре АD можно выделить:

1. Спрос на потребительские товары и услуги;

2. Спрос на инвестиционные товары;

3. Спрос на товары и услуги со стороны государства;

4. Спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента АD)

AD = C + I + G + Xn (4.1)

Одни компоненты АD относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса (АD) – это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальные объемы производства, которые внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Нисходящая кривая АD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически в виде кривой с отрицательным наклоном (рис. 4.1).

На характер кривой совокупного спроса влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две группы: ценовые и неценовые факторы.

 

 

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

 

Ценовые факторы действуют таким образом, что изменяется объем совокупного спроса, что выражается в движении вдоль кривой AD.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Выражение зависимости – уравнение количественной теории денег.

MV = PY →P = (MV) / Y или Y = (MV) / P (4.2)

где P – уровень цен в экономике (индекс цен); Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD (обратная зависимость между Y и Р): чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств М / Р, следовательно, тем меньше количество благ, на которые предъявлен спрос Y (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V).

Выделяют три ценовых фактора:

1) Эффект процентной ставки: Повышение уровня цен вызывает повышение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения влечет повышение процентной ставки, последнее сокращает спрос на реальные денежные остатки и снижает спрос на реальный объем национального продукта: объем инвестиций и общий уровень расходов в экономике.

2) Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков: Повышение уровня цен вызывает снижение реальной стоимости финансовых активов с фиксированной ставкой (срочных счетов и облигаций), что делает домашние хозяйства беднее и снижает общий объем расходов.

3) Эффект импортных закупок: Повышение уровня цен в стране вызывает снижение ее экспорта и увеличение импорта и, соответственно, чистого экспорта, что влечет за собой снижение общего объема расходов на отечественные блага как со стороны национальных, так и со стороны иностранных потребителей (при стабильных импортных ценах).

Неценовые факторы действуют таким образом, что вызывают изменения характера совокупного спроса, что выражается в сдвиге кривой AD вправо или влево (рис. 4.2).

 

Рис. 4.2. Смещение кривой AD под воздействием неценовых факторов

 

Изменение одного или нескольких неценовых факторов приводит к изменению AD (при данном уровне цен): увеличение AD (AD1 → AD2); уменьшение AD (AD1 → AD3)

Неценовых факторов достаточно много, приведем наиболее значимые из них (табл. 4.1).

 

Табл. 4.1. Неценовые факторы совокупного спроса

№ п/п Фактор Объяснение
1. Факторы, вызывающие изменения в потребительских расходах
1.1. Рост населения Рост народонаселения ведет к росту текущих потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
1.2. Доходы Рост доходов домашних хозяйств ведет к росту текущих потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
1.3. Благосостояние потребителей (финансовые активы и недвижимость) Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению сбережений как средству восстановления благосостояния. Это ведет к сокращению потребительских расходов, сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
1.4. Ожидания потребителя: - относительно реального дохода в будущем; - относительно уровня цен в будущем. Ожидание увеличения реального дохода и роста


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.012 с.)