Экономический рост и экономическая теория предложения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический рост и экономическая теория предложения.



Одной из теоретических основ программы преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы, обеспечения устойчивых темпов экономического роста является концепция экономики предложения.

Согласно данной концепции, экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса неэффективна, т.к. не смогла справиться со стагфляцией 70-х гг., а поэтому должна быть заменена более эффективной экономической политикой, направленной на изменения в совокупном предложении, и которая может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы.

Один из действенных факторов увеличения совокупного предложения - снижение налогов: 1) сокращение налогов окажет такое мощное воздействие на объем выпуска, что общие налоговые поступления увеличатся и что 2) относящийся к предложению эффект сокращения налогов окажет мощное воздействие на снижение инфляции путем ускорения темпа роста объема производства.

Выгоды Лаффера. Кривая Лаффера. А. Лаффер считал, что по мере роста ставки налога от 0% до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при налоговой ставке t = а (см. рис.), а затем падают, не смотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений связано с тем, что более высокие налоги сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения), а следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

Т

сумма В

налоговых

поступлений А С

0 а 100 t (ставка налога (в %)

 

Кейнсианцы трактуют рост налогов как антиинфляционный фактор: их рост ведет к снижению покупательной способности и к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Сторонники экономики предложения считают, что большинство налогов переходят в издержки фирм и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек: увеличение налогов смещает кривую совокупного предложения влево, доход падает, сокращается налоговая база, сумма налоговых поступлений.

Снижение налоговых ставок, по Лафферу, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестиция, сбережениям, расширению производства, налоговой базы, сокращению уклонения от налогов. Улучшится состояние бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет при более низкой ставке налога.

Критика подхода. Налоговые стимулы могут привести к росту производства лишь в долгосрочной перспективе, при этом вероятность того, что они сработают, зависит от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок: вероятна ситуация, что при снижении подоходных налогов люди предпочтут больше отдыхать, чем работать, если теперь тот же доход после выплаты налогов можно будет получить, затрачивая меньше труда; снижение налогов увеличит потребление и расширит совокупный спрос, рост которого опередит увеличение предложения (отдача от дополнительных инвестиций в результате снижения налогов будет получена не сразу), что может привести к инфляции и бюджетному дефициту; на практике бывает трудно определить, находится экономика дальше или ближе точки А на кривой Лаффера: если экономика стартует в точке С (см. рис. выше), то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, если движение начнется из точки В, результатом явится рост бюджетного дефицита вследствие падения налоговых поступлений.

Основная предпосылка экономики предложения: Уровень и /или темп роста выпуска могут быть значительно увеличены с помощью политики, ориентированной на повышение эффективности, уменьшение инфляции, стимулирование желания трудиться и стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию. Предложение труда и капитала не являются заданными и независимыми от склонности к труду, сбережениям и инвестированию. Напротив, выбор между трудом и свободным временем существенно зависит от величины заработной платы после уплаты налогов, и что желание сберегать и инвестировать также зависит от остающейся после уплаты налогов нормы дохода на активы.

1.Предложение трудасо стороны домохозяйств значительно увеличивается в ответ на увеличение реальной заработной платы после вычета налогов, не смотря на то, что здесь имеет место двойственный эффект: эффект дохода от увеличения заработной платы будет сокращать предложение труда, т.к. теперь можно работать меньше, а получать больше; но так как каждый час отдыха теперь стоит больше, эффект замещения будет способствовать увеличению предложения труда. Следовательно, изменение в структуре налогов, повышающее реальную заработную плату после уплаты налогов, увеличивает предложение труда и выпуск (Д. Хаусман).

2.Предложение капитала (представляющее собой накопленный объем прошлых инвестиций и растущее, если добавления к запасу капитала превышают величину амортизации, связанной с его износом и обесценением) увеличится, если в результате роста сбережений или уменьшения дефицита государственного бюджета, произойдет увеличение инвестиций: I = S + (T – G), гдеI - инвестиции;T – G - дефицит госбюджета;G - сбережения.

Сбережения и инвестиции можно стимулировать посредством уменьшения ставок налогообложения сбережений и прибыли: это приведет к росту сбережений, накопления капитала и, в конечном итоге, к увеличению темпов роста выпуска. Как уже было отмечено, частные инвестиции рост предложения капитала будут тем выше, чем выше сбережения и чем меньше дефицит госбюджета. Дефицит госбюджета поглощает частные сбережения: домохозяйства приобретают правительственные обязательства, а не акции и облигации фирм, выпускаемые ими для финансирования капиталовложений. Поэтому, если содействие экономическому росту ставится в качестве приоритета, правительство должно балансировать бюджет или даже сводить его с положительным сальдо.

Эффективность экономической политики, направленной на стимулирование совокупного предложения:

1.Политика, увеличивающая предложение труда путем уменьшения налогов, и политика, увеличивающая инвестиции путем их субсидирования и уменьшения бюджетного дефицита, всегда будет эффективной с точки зрения увеличения сегодняшнего и будущего потенциального выпуска. Но она не достаточно эффективна с точки зрения удовлетворения текущих социальных нужд, реализуемых за счет государственных расходов.

2.При данных правительственных расходах и при полной занятости увеличение сбережений влечет за собой уменьшение потребления. Поэтому в рамках экономики предложения возникает необходимость выбора между текущим потреблением и будущим потреблением.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.01 с.)