Бюджетный дефицит и его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный дефицит и его виды.



Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы государства должны быть равны доходам. Однако в настоящее время бюджеты практически всех стран сводятся с дефицитом.

Бюджетный дефицит это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Он может быть вызван,

- во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики, например ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.

Таким образом, бюджетный дефицит, излишек связаны с объемом производства, что позволяет различать две составляющие бюджетного дефицита: структурный и циклический дефициты.

Структурным называют

- дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы (6%);

- разность между текущими расходами и теми доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения:

δS = G – t Y*

Реальный (фактический) дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной такого явления является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов населения, предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой стороны, к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы.

Разность между реальным(фактическим) и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета:

δС = δδS = (G – t Y) – (G – t Y*) = t (Y* – Y)

Во время спада к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита.

Структурный дефицит – следствие экспансионистской дискреционной фискальной политики, циклический дефицит – результат действия встроенных стабилизаторов.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит.

Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов.

Второй — вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.

Все же большинство экономистов считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВНП, 5% НД, 8-10% расходной части госбюджета. У нас дефицит госбюджета в 2003 году 344,75 млрд. руб. или 1,5% от ВНП, в 2004 году 690,2 млрд. руб.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

1) В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораждоход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость фи­нансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

2) Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта, и частично, к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

3) Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Государственный долг

Государственный долгобщий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Это – алгебраическая сумма бюджетных дефицитов и избытков за все прошедшие годы.

За динамикой государственного долга следят по доле государственного долга в национальном доходе (ВВП (ВНП).

Различают внешний и внутренний государственный долг.

1) Внешний государственный долгзадолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Обычно кредитор ставит и определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

2) Внутренний государственный долгдолг государства своему населению. Он может иметь форму:

- кредитов, полученных правительством;

- государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства;

- других долговых обязательств, гарантированных правительством.

По срокам уплаты выделяется текущий и капитальный государственный долг.

1) Текущий государственный долг – это долг, по которому срок уплаты наступает в текущем году.

2) Капитальный государственный долгдолг, по которому срок платежа еще не наступил.

Экономические последствия государственного долга следующие:

1) необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

2) долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

3) увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

4) перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций;

5) рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны;

6) когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;

7) чисто психологический эффект - с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом.

Под системой управления государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидацией займов, проведением мероприятий для определения ставок процента по государственному кредиту, а также с погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Среди возможных действий государства по управлению государственным долгом выделяют выкуп, рефинансирование, конверсию и консолидацию.

Выкуп государственного долга – сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступлением срока погашения. Рефинансирование государственного долга - выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг, либо обмен погашенных ценных бумаг на новые.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение этих условий, касающихся доходности, называется конверсией. Изменение условий займа, касающихся его сроков, называется консолидацией государственного долга (превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные).

Государство может размещать свои обязательства не только в частном секторе, но и учитывать их в Центральном банке, что приводит к выпуску дополнительной массы денег, не обеспеченных товарной массой. Происходящая в этом случае монетизация государственного долга становится непосредственной причиной подрыва устойчивости денежного обращения.

Используя довольно сложный механизм управления государственным долгом, казначейства могут привлекать огромные по своим масштабам финансовые ресурсы для покрытия бюджетных дефицитов.

 

31. Понятие денег

Деньги – важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д.

Денежный рынок (в макроэкономическом понимании) – это совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства – деньги, и «публикой» (все экономические субъекты, кроме банков), предъявляющей спрос на них.

Деньги – 1) это то, что общество признает деньгами;

2) вид финансовых активов, который может быть использован

для сделок;

3) краткое наименование сложного агрегата – денежной массы

(money stock), состоящей из ряда субагрегатов, таких как:

- высокоэффективные (high powered) или чистые (pure) деньги,

- почти деньги (near money),

- прочие ликвидные активы.

Эти субагрегаты объединяют отдельные компоненты денежной массы, отличающиеся тем, в какой мере они выполняют приписываемые деньгам функции и насколько они ликвидны – т.е. способны превратиться в другие виды имущества без потери ценности. Следовательно, что дать определение денег, необходимо охарактеризовать их функции и ликвидность.

Функциями денег выступают следующие: средство платежа, средство счета, средство сохранения ценности.

1. Средство платежа

В качестве средства обращения при обмене благ и в кредитных отношениях деньги служат всеобщим платежным средством. Это позволяет разделить простой акт товарообмена на два отдельные акта – куплю и продажу, что придает участникам обмена статус продавцов и покупателей. Альтернатива использования денег в качестве средства обращения – бартер.

Выделяются следующие основные способы осуществления платежей:

1) путем передачи денежных знаков (платежные средства – наличные деньги (банкноты, монеты));

2) посредством записей на счетах в банках (жироденьги (чеки, текущие счета));

При этом наличные деньги и жироденьги создаются банками.

3) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому (долговые деньги (векселя частных лиц, другие виды долговых обязательств)).

2. Средство счета

Деньги – мера ценности благ, в них выражаются цены товаров.

Использование денег в качестве средства платежа и средства счета многократно упрощает и облегчает обмен товарами, т.е. снижает трансакционные затраты – расходы на осуществление меновых операций.

Так, если в народном хозяйстве обращается n различных товаров, то каждый из них будет иметь n–1 относительных цен. Но поскольку цена i-того товара, выраженная в единицах j-того товара, является одновременно относительной ценой j-того товара, измеренного в единицах i-того товара, то общее количество относительных цен будет равно не (n–1) х n, а только (n–1) х n / 2. Если бы все сделки осуществлялись посредством промежуточного обмена товаров на деньги, то общее количество денежных цен составило лишь n (если рассматривать деньги как n+1 товар), т.е. в (n–1) / 2 раз меньше, чем в безденежном хозяйстве.

3. Средство сохранения ценности

Сохраняя часть денег в течение некоторого времени, люди сохраняют и предоставляемую ими ценность. Однако другие активы (акции, облигации, недвижимость) приносят своим владельцам доход. Тем не менее, деньги как средство сохранения ценности имеют определенные преимущества:

1) в условиях относительно стабильного уровня цен они легко и быстро конвертируются в другие виды имущества, что придает их ценности известную определенность;

2) являясь всеобщим средством платежа, деньги в большей мере, чем другие активы, обладают свойством передаваемости, причем их передача не сопровождается уменьшением сохраняемой ими ценности.

Определенность и передаваемость – характеристики ликвидности.

Деньги – наиболее ликвидная форма сохранения ценности, хотя и все виды имущества и активов обладают в той или иной мере определенностью и прердаваемостью.

 

32. Измерение денежной массы

Хотя деньги в их широком понимании наиболее ликвидная форма активов, ликвидность отдельных компонентов денежной массы различна. Поэтому в разработках центральных банков тех или иных стран и статистических публикациях денежная масса обычно структурируется по степени ликвидности ее компонентов.

По мере снижения ликвидности в число компонентов денежной массы последовательно включаются активы все в меньшей мере способные выполнять функцию средства платежа и во все большей степени пригодные служить средством сохранения ценности. Так что само понятие денег приобретает все более широкий смысл, а объем денежной массы увеличивается.

Не существует какой-либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы, в каждой стране имеется своя специфика, т.е. состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. Тем не менее, напомним, общее правило таково: по мере возрастания индекса агрегата денежной массы убывает степень ликвидности входящих в данный агрегат компонентов и возрастает их роль как средства сохранения ценности.

Так ФРС США для измерения денежной массы использует следующие денежные агрегаты (в порядке убывания их ликвидности): Ml, M2, МЗ, L.

М1 = наличные деньги вне банковской системы; депозиты до востребования; дорожные чеки; прочие чековые депозиты;

М2 = М1 + нечековые сберегательные депозиты; депозитные срочные вклады (до $100 тыс.); однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

М3 = М2 + срочные вклады (свыше $100 тыс.); срочные соглашения об обратном выкупе; депозитные сертификаты и др.;

L = М3 + казначейские сберегательные облигации; краткосрочные государственные обязательства; коммерческие бумаги.

Иногда выделяются показатели: «наличность» как часть М1 (М0 или С); «квази-деньги» (QM) = М2–М1.

При этом в США М1 составляет в М3 20 %, а в L – 16 % (самый широкий агрегат – М2), и наблюдается тенденция к снижению доли М1, что говорит о высокой степени развитости американского финансового рынка.Центральный банк Российской Федерации, а также Национальный банк Республики Беларусь учитывают 18 компонентов денежной массы, которые объединяются в четыре агрегата: М0, М1, M2 M3. Данные агрегаты соответствуют четырем различным степеням денежности компонентов денежной массы. При этом в М2 учитываются все срочные вклады, а в М3 — депозитные сертификаты банков и облигации госзаймов. Примерно 90 % общей денежной массы составляет агрегат М1, что характеризует российскую и белорусскую денежные системы как достаточно консервативные.

Табл. Структура денежной массы в России*

№ п/п Денежные агрегаты и их структура Доля в %
в М1 в М3
  Наличные деньги в обращении (М0) 38,4  
  Депозиты населения в сберегательных банках до востребования   4,1  
  Депозиты населения, коммерческих и бюджетных организаций в коммерческих банках до востребования     12,3  
  Средства населения, коммерческих и бюджетных организаций на расчетных и текущих счетах     45,2  
  М1 = 1 + 2 + 3 + 4    
  Срочные вклады в сбербанках    
  М2 = 5 + 6   99,9
  Депозитные сертификаты банков    
  Облигации государственного займа    
  М3 = 7 + 8 + 9    

* Данные за 1994 г.

 

Деньги в узком смысле – М1.

Агрегаты М2 и М3 содержат дополнительные разновидности финансовых активов, которые более соответствуют функции сохранения ценности, чем функции средства платежа.

33. Кейнсианская теория спроса на деньги

Кейнсианская теория спроса на деньги – теория предпочтения ликвидности – выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности и порождающие спрос на деньги:

1. Трансакционный мотив (мотив деловых сделок) – потребность в наличности для текущих сделок.

2. Мотив предосторожности (меры предосторожности) – хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем.

3. Спекулятивный мотив – «намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее».

Общий вывод из указанных моделей:

Спрос на деньги прямо пропорционален ВНП (ВВП) или доходу и обратно пропорционален процентной ставке: (М/Р)D = L (i-, Y+).

 

1. Спрос на деньги для сделок

Семьи и фирмы обладают некоторыми активами в форме денег для ведения своих ежедневных сделок, к примеру, для покупки товаров, оплаты труда рабочих и служащих.

Основной компонент теории – издержки владения деньгами для сделок.

Если бы не было издержек, связанных с увеличением и уменьшением активов, приносящих процент, то не было бы смысла держать деньги. Эффективное управление наличностью включало бы в себя оперативный перевод активов, приносящих высокий процент, в наличность перед оплатой и перевод в активы, приносящие процент, сразу же после получения наличности. Однако существуют издержки, связанные с ведением сделок (затраты времени, брокерские издержки).

Основной вывод из модели: мотив деловых сделок в основном связан с уровнем экономической активности (прямая зависимость): (М/Р)D = L (i-, Y+).

Оптимальный объем спроса на деньги для сделок показывает уже упомянутая ранее модель денежного запаса Вильяма Баумоля и Джеймса Тобина, в которой прослеживается положительная связь между спросом на деньги и доходом. Согласно модели, индивиды каждый месяц принимают решение, держать ли деньги в виде облигаций или в наличных деньгах, сравнивая предельную выгоду от сберегаемого процента с предельными издержками изъятия из портфеля облигаций индивида. При этом каждая операция по конвертированию части вклада в наличность стоит индивиду определенных затрат, которые состоят из двух частей:

- оплаты услуг по конвертированию (b) – издержки снятия со счета;

- альтернативных затрат в виде потери процентного дохода (i) с изымаемой из банка суммы.

Согласно модели денежного запаса Баумоля-Тобина, оптимальный объем спроса на деньги для сделок равен корню квадратному из частного от деления произведения Y (дохода) и b (издержек снятия со счета) на 2 и i (альтернативных затрат в виде потери процентного дохода с изымаемой из банка суммы).

Основные выводы из модели трансакционного мотива следующие:

1) увеличение спроса на деньги для сделок связано с увеличением издержек снятия со счета (b);

2) уменьшение спроса на деньги для сделок связано с увеличением ставки процента (i);

3) спрос на деньги для сделок увеличивается с ростом доходов, но это увеличение меньше, чем прирост дохода, т.к. предполагается, что происходит экономия, обусловленная ростом масштаба денежных операций, т.е. эластичность спроса на деньги по доходу меньше 1.

2. Спрос на деньги по мотиву предосторожности

Желание хранить деньги для непредвиденных обстоятельств:

- болезни;

- несчастных случаев;

- колебание цен на рынке;

- благоприятная возможность совершить очень выгодную покупку.

Однако чем больше денег индивида хранится на случай непредвиденных обстоятельств, тем больший процент он теряет, не вкладывая деньги в финансовые активы, приносящие процент.

Согласно модели, люди будут хранить деньги до того момента, пока предельная выгода от этого превышает или равняется предельным издержкам их хранения, которые могут быть следующими:

 

Ожидаемые издержки = iМ+ρх(m,δ)хc, где

i – потерянный процент,

М – деньги

ρ – вероятности неликвидности,

δ – неопределенность, связанная со сроками платежей в течение месяца,

с – издержки неликвидности.

Основные выводы из модели спроса на деньги по мотиву предосторожности следующие:

1) наличность, определяемая мотивом предосторожности, будет больше при более низкой процентной ставке, т.е. когда альтернативные издержки хранения денег вместо облигаций будут ниже, больше денег будет на руках;

2) увеличение неопределенности (δ) ведет к увеличение наличных денег. спрос на деньги по мотиву предосторожности прямо зависит от непредвиденных платежей, которые прямо пропорциональны доходу субъекта;

3) чем ниже издержки неликвидности (с), тем ниже спрос на деньги.

3. Спекулятивный спрос на деньги (касались в предыдущем вопросе)

В теориях трансакционного мотива и мотива предосторожности спрос на деньги основан на функции денег как средство обращения. В теории спекулятивного мотива характеризуется роль денег в формировании инвестиционного портфеля индивида.

Согласно теории, надежные финансовые активы приносят более низкие ожидаемые доходы, чем активы, связанные с риском, а деньги (М2) – самый надежный финансовый актив. Осторожный инвестор будет иметь разнообразный портфель с финансовыми активами М2 и часть рисковых активов.

Важно предположение, что спрос на деньги зависит от следующих факторов:

- ожидаемый доход по другим финансовым активам (акциям (rS), облигациям rb));

- степень риска при ожидании дохода по другим финансовым активам;

- поведение процентных ставок.

Отмеченные теорией спекулятивного мотива закономерности заключаются в следующем:

- когда доход по другим финансовым активам увеличивается, падает спрос на деньги; - спрос на деньги прямо связан со степенью риска по другим финансовым активам, т.е. с ростом риска потерять доход от неденежных форм финансовых активов.

 

Еще раз напомним общую формулу спекулятивного спроса на деньги:

 

М/Р)D = F (rS, rb, πe, W), где

rS – предполагаемый реальный доход на акции,

rb - предполагаемый реальный доход по облигациям,

πe – ожидаемая инфляция,

W – реальное богатство.

Общие выводы из теории спекулятивного мотива заключаются в следующем:

1) рост процентной ставки (не на активы в составе М2) ведет к падению спроса на деньги М2;

2) рост процентной ставки, выплачиваемой по срочным вкладам, ведет к росту спроса на деньги М2;

3) рост богатства ведет к росту спроса на деньги М2. Поскольку величина богатства определяет размер портфеля, увеличение состояния приведет к увеличению спроса на гарантированные ценные бумаги, следовательно, общее увеличение стоимости акций приведет к увеличению спроса на деньги М2.

 

34. Скорость обращения денег по доходу и теория количественного анализа

Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощьюупомянутого ранее уравнения обмена Фишера:

 

 

MV=PY, где

М - количество денег в обращении,

V скорость обращения денег,

Р уровень цен (индекс цен),

Y объем выпуска (в реальном выражении).

Предполагается, что скорость обращения - величина постоянная, т.к. связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. Однако с течением времени она может изменяться, например, в связи с внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчетов.При постоянстве V уравнение обмена имеет вид:

_

MV = PY

При условии постоянства V изменение количества денег в обращении (М) должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (PY). Но, согласно классической теории, реальный ВНП (ВВП) (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии. Можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени постоянен. Поэтому колебания номинального ВНП (ВВП) будут отражать главным образом изменения уровня цен. Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразится на колебаниях номинальных переменных. Это явление получило название«нейтральности денег». Современные монетаристы, поддерживая концепцию "нейтральности денег" для описания долговременных связей между динамикой денежной массы и уровнем цен, признают влияние предложения денег на реальные величины в краткосрочном периоде (в пределах делового цикла).

По правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВНП (ВВП), тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

Приведенное выше уравнение количественной теории MV=PY, называется, как уже говорилось, уравнением Фишера. Используется и другая форма этого уравнения, так называемое Кембриджское уравнение:

 

M=kPY, где

k - величина, обратная скорости обращения денег.

Коэффициент k, однако, несет и собственную смысловую нагрузку, показывая долю номинальных денежных остатков (М) в доходе (PY). Строго говоря, величины V и k связаны с движением ставки процента, но в данном случае для простоты принимаются постоянными. Кембриджское уравнение предполагает наличие разных видов финансовых активов с разной доходностью (а не только наличность или Ml ) и возможность выбора между ними при решении вопроса, в какой форме хранить доход.

Чтобы элиминировать влияние инфляции, обычно рассматривают реальный спрос на деньги, то есть

 

 

, где

- М/Р – «реальные запасы денежных средств», или «реальные денежные остатки».

 

 

35. Создание денег банковской системой

Предложение денег (MS) включает в себя наличность (C) вне банковской системы и депозиты ( D ), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат Ml ):

 

Ms = C+D

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов как ликвидные активы у себя в сейфах и на счетах центрального банка, а остальные используют как доходные активы

- для выдачи ссуд бизнесу,

- в виде закладных,

- в виде высококачественных облигаций.

Обязательные резервы ( RR) (легальные официальные резервы) – минимальное количество резервов, которое банку по закону требуется хранить.

Норма обязательных резервов ( rr) – тот процент вкладов, который требуется банку хранить в своих хранилищах или совместно с центральным банком:

 

rr = RR/D, где

rr – норма обязательных резервов,

RR – обязательные резервы,

D – обязательства по вкладам (депозиты).

Избыточные резервы ( ER) – та сумма, на которую общие резервы превышают требуемые (обязательные) резервы; те резервы, которые нужны для ссуд, накладных и др.

В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Кредитная мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Тем самым, система частичных банковских резервов позволяет банковской системе создавать деньги: отдельный коммерческий банк создает деньги тогда, когда он дает взаймы, кредитует депозитный счет заемщика.

Предположим:

I этап) Депозиты банка № 1 выросли на 1000, в обязательных резервах остается 200 (при норме обязательных резервов 20 % или 0,2). Таким образом, банк № 1 увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 1800 (800+1000). Вкладчики по прежнему имеют депозиты на сумму 1000, но и заемщики держат на руках 800, то есть система с частичным резервным покрытием способна увеличивать предложение денег.

 

 

II этап) Если эти 800 единиц попадают в банк № 2, процесс возобновляется: 20 % (160) банк № 2 оставляет в обязательных резервах, а остальные 640 использует для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц.

III этап) Банк № 3, куда могут попасть эти деньги, добавит еще 512 единиц и т.д.

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:

Мs= ,где

rr – норма обязательных банковских резервов;

D– первоначальный вклад.

Коэффициент 1/rr называется банковским (денежным) мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.

Банковская система может выпускать деньги на кратную сумму от существующих избыточных резервов (максимально возможная экспансия). Данная экспансия обычно бывает меньше по следующим причинам:

1. Утечка наличных денежных средств из обращения: если фирма или индивид, занимающие деньги у банка, берет часть кредита в наличных средствах, то мультипликаторы будут меньше, т.к. часть наличных денег будет утекать из системы.

2. Дополнительные избыточные резервы: если банки хотят хранить избыточные резервы, то мультипликатор будет меньше. К примеру, если банки предпочитают иметь 15 % резервов, а не 10 %, то способность банковской системы создавать депозиты уменьшится с 10 до 6,7.

3. Готовность занимать и предоставлять ссуды: деловые круги могут не изъявить желание брать ссуды в период депрессии, а банки могут предпочесть защитить свои резервы от массового снятия со счетов.

4. Разные резервные требования в отношении разных видов депозитов. Так, в США в 1989 г. Крупные банки с депозитами, превышающими сумму в $41,5 млн., были обязаны иметь резервы в размере 12 %, небольшие банки – в размере 3 % от бессрочных депозитов.

 

 

36. Модель предложения денег

Более общая модель предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд новых переменных.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это:

- наличность вне банковской системы, в т.ч. наличность у населения и кассовая наличность,

- резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке.

Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.

Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R, тогда:

MB = C+R, где

MB денежная база,

С наличность,

R резервы.

 

 

Ms=C+D, где

Мs предложение денег,

С наличность,

D депозиты до востребования или вклады.

Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег (Ms) к денежной базе (МВ):

m = MS/MB

Следовательно, предложение денег в модели равно

 

МS = m МВ

То есть, изменения массы сильных денег ведут к изменениям предложения денег на величину изменения этой массы, умноженной на денежный мультипликатор. Последний меньше чем обычный мультипликатор, вычисленный как величина обратная обязательной резервной норме: в новом мультипликаторе учитываются наличность, хранимая вне банков, действительная, а не обязательная норма резервов, избыточные резервы банков, на которые воздействуют:

- учетная ставка центрального банка,

- рыночная ставка процента,

- неопределенность в притоке и оттоке банковских вкладов.

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозиты (сr) (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты (rr) (норму резервирования): <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.196 с.)