Распределение национального дохода



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение национального дохода



Если все фирмы в экономике являются конкурентными и максимизирующими прибыль, тогда на каждый из факторов производства приходится ровно столько, сколько предельного продукта он добавляет к общему объему выпускаемой продукции. Другими словами, реальная заработная плата каждого работника равна MPL, a компенсация издержек на оборудование, уплаченная каждому собственнику капитала равна МРК. Общие реальные расходы на заработную плату, таким образом, составляют MPL x L, а общая сумма реального дохода собственников капитала равна МРК х К.

Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все факторы производства, называется экономической прибылью собственников фирм. Реальная экономическая прибыль равна:

экономическая прибыль = Y – (MPLxL) – (MPKxK) (3.15)

Так как нашей целью является изучение распределения национального дохода, мы перегруппируем члены равенства следующим образом:

Y = (MPLxL) + (MPKxK) + экономическая прибыль (3.16)

Отсюда видно, что национальный доход распределяется на доход работников, доход собственников капитала и экономическую прибыль.

Если предположить, что производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба, то окажется, что экономическая прибыль равна нулю, т.е. после того, как оплачены факторы производства, ничего не остается. Это заключение следует из теоремы Эйлера, которая утверждает, что если производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба, то

F(K, L) = (MPLxL) + (MPKxK) (3.17)

Если каждому фактору производства достается его предельный продукт, то сумма всех платежей за факторы производства равна общему объему произведенной продукции. Другими словами, постоянная отдача от масштаба, стремление фирм максимизировать прибыль и конкуренция, вместе взятые, приводят к тому, что экономическая прибыль равна нулю.

Следует указать, что в реальной экономике собственники фирм одновременно являются и собственниками капитала. Термин «прибыль» обычно подразумевает как экономическую прибыль, так и доход на капитал (бухгалтерская прибыль):

бухгалтерская прибыль = экономическая прибыль + (MPKxK) (3.18)

Можно подвести итог, согласно неоклассической теории распределения, каждый фактор производства получает компенсацию равную своему предельному продукту, и такие выплаты факторам производства исчерпывают весь доход. Следовательно, весь доход распределяется на платежи за капитал и платежи за труд в соответствии с их предельной производительностью.

Итак,1. Факторы производства и производственная технология определяют объем производимых экономикой товаров и услуг. Увеличение количества одного из этих факторов или технологическое усовершенствование ведут к росту объема выпуска.

2. Конкурентные, максимизирующие прибыль, фирмы нанимают работников до тех пор, пока предельный продукт труда (MPL) не станет равным реальной заработной плате. Аналогично, эти фирмы наращивают капитал до того момента, пока предельный продукт капитала (МРК) не станет равным реальным издержкам его использования. Таким образом, каждый фактор производства получает компенсацию, точно равную его предельному продукту. Если производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба, весь объем выпущенной продукции идет на выплаты владельцам факторов производства.

3. Произведенный экономикой продукт используется на потребление, инвестиции и государственные закупки. Потребление увеличивается при росте располагаемого дохода. Инвестиции уменьшаются при росте реальной ставки процента. Государственные закупки и налоги являются экзогенными переменными бюджетно-налоговой политики.

4. Реальная ставка процента изменяется, уравновешивая спрос и предложение на произведенную в экономике продукцию; или, иначе говоря, уравновешивая предложение свободных заемных средств (сбережений) и спрос на них (инвестиции). Уменьшение объема национальных сбережений в результате увеличения правительственных закупок или уменьшения налогов сокращает равновесное количество инвестиций и повышает ставку процента. Увеличение инвестиционного спроса в результате технологических новшеств или налоговых стимулов также повышает ставку процента. Рост инвестиционного спроса увеличивает объем инвестиций лишь в том случае, если более высокая ставка процента стимулирует дополнительные сбережения.

 

Понятие совокупного спроса

Совокупный спрос (АD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост АD вызовет не столько увеличение объема выпуска (т.к. практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре АD можно выделить:

1. Спрос на потребительские товары и услуги;

2. Спрос на инвестиционные товары;

3. Спрос на товары и услуги со стороны государства;

4. Спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента АD)

AD = C + I + G + Xn (4.1)

Одни компоненты АD относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса (АD) – это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальные объемы производства, которые внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Нисходящая кривая АD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически в виде кривой с отрицательным наклоном (рис. 4.1).

На характер кривой совокупного спроса влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две группы: ценовые и неценовые факторы.

 

 

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

 

Ценовые факторыдействуют таким образом, что изменяется объем совокупного спроса, что выражается в движении вдоль кривой AD.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Выражение зависимости – уравнение количественной теории денег.

MV = PY →P = (MV) / Y или Y = (MV) / P (4.2)

где P – уровень цен в экономике (индекс цен); Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD (обратная зависимость между Y и Р): чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств М / Р, следовательно, тем меньше количество благ, на которые предъявлен спрос Y (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V).

Выделяют три ценовых фактора:

1) Эффект процентной ставки: Повышение уровня цен вызывает повышение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения влечет повышение процентной ставки, последнее сокращает спрос на реальные денежные остатки и снижает спрос на реальный объем национального продукта: объем инвестиций и общий уровень расходов в экономике.

2) Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков: Повышение уровня цен вызывает снижение реальной стоимости финансовых активов с фиксированной ставкой (срочных счетов и облигаций), что делает домашние хозяйства беднее и снижает общий объем расходов.

3) Эффект импортных закупок: Повышение уровня цен в стране вызывает снижение ее экспорта и увеличение импорта и, соответственно, чистого экспорта, что влечет за собой снижение общего объема расходов на отечественные блага как со стороны национальных, так и со стороны иностранных потребителей (при стабильных импортных ценах).

Неценовые факторыдействуют таким образом, что вызывают изменения характера совокупного спроса, что выражается в сдвиге кривой AD вправо или влево (рис. 4.2).

 

Рис. 4.2. Смещение кривой AD под воздействием неценовых факторов

 

Изменение одного или нескольких неценовых факторов приводит к изменению AD (при данном уровне цен): увеличение AD (AD1 → AD2); уменьшение AD (AD1 → AD3)

Неценовых факторов достаточно много, приведем наиболее значимые из них (табл. 4.1).

 

Табл. 4.1. Неценовые факторы совокупного спроса

№ п/п Фактор Объяснение
1. Факторы, вызывающие изменения в потребительских расходах
1.1. Рост населения Рост народонаселения ведет к росту текущих потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
1.2. Доходы Рост доходов домашних хозяйств ведет к росту текущих потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
1.3. Благосостояние потребителей (финансовые активы и недвижимость) Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению сбережений как средству восстановления благосостояния. Это ведет к сокращению потребительских расходов, сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
1.4. Ожидания потребителя: - относительно реального дохода в будущем; - относительно уровня цен в будущем. Ожидание увеличения реального дохода и роста уровня цен в будущем ведет к росту текущих потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
1.5. Задолженность потребителя Высокий уровень задолженности, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, ведет к сокращению потребительских расходов, сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
1.6. Подоходный налог Снижение ставки подоходного налога ведет к увеличению личного располагаемого дохода, росту текущих потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
2. Факторы, вызывающие изменения в инвестиционных расходах
2.1. Процентные ставки Увеличение процентной ставки, вызванное любым, кроме роста цен фактором, к примеру, вследствие уменьшения объема денежной массы, ведет к уменьшению инвестиционных расходов, сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
2.2. Ожидаемая прибыль от инвестиций: - в результате изменения потребительских расходов в будущем; - в результате изменения других составляющих совокупного спроса в будущем Ожидания роста прибыли на инвестированный капитал ведет к увеличению инвестиционных расходов, увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
2.3. Налоги на прибыль Рост налогов на прибыль ведет к уменьшению размера чистой прибыли, уменьшению инвестиционных расходов, сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
2.4. Технологический уровень производства Новые и усовершенствованные технологии стимулируют инвестиции, увеличивают совокупный спрос и смещают кривую AD вправо.
2.5. Уровень использования производственных и сбытовых мощностей Увеличение избыточных мощностей сдерживает инвестиционный спрос, ведет к сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
3. Факторы, вызывающие изменения в расходах государства
3.1. Государственные закупки Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен, неизменных налоговых и процентных ставках приводит к возрастанию совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
4. Факторы, вызывающие изменения в расходах со стороны иностранного сектора на чистый объем отечественного экспорта Более высокий уровень экспорта отечественных благ создает более высокий уровень спроса на них за рубежом. Сокращение объема импортных закупок ведет к увеличению внутреннего спроса на произведенный национальный продукт.
4.1. Динамика и уровень национального дохода в других странах Рост национального дохода за рубежом увеличивает спрос на отечественные товары и услуги, ведет к увеличению совокупного спроса и смещению кривой AD вправо и наоборот.
4.2. Изменение валютного курса Рост курса национальной валюты ведет к удорожанию отечественного экспорта, сокращению совокупного спроса и смещению кривой AD влево и наоборот.
5. Монетарные факторы совокупного спроса
5.1. Предложение денег Увеличение денежного предложения стимулирует совокупный спрос и смещает кривую AD вправо и наоборот.
5.2. Скорость обращения денег Рост скорости обращения денег в результате внедрения в банковскую сферу технологий, ускоряющих проведение расчетов, стимулирует совокупный спрос и смещает кривую AD вправо


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.011 с.)