Сущность стабилизационной политики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность стабилизационной политики.



Политика стабилизации - политика государства, направленная на стабилизацию экономики и достижение стабильного уровня цен и полной занятости, а также на обеспечение благоприятного климата для экономического роста.

Политика стабилизации экономики должна учитывать не только внутренне равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри страны), но и внешнее равновесие (внешнеторговый баланс и баланс движения капитала. Одна из важнейших предпосылок стабильного развития экономики - благоразумная фискальная политика, при которой расходы контролируются, доходы практически покрывают расходы или близки к ним, так что бюджетный дефицит представляет небольшой % от ВВП.

Совокупность целей стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует так называемый «золотой треугольник»:если, например, правительство предусматривает в текущем периоде обеспечить рост национального дохода на 5%, удержать безработицу в пределах 4%, а рост уровня цен - 3%, и при этом иметь чистый экспорт, составляющий 2% от величины ВНП, то «золотой треугольник» примет вид, представленный на рисунке.

5

 
 


2 4

 
 


3

Сравнение конфигурации четырехугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, дает представление о результативности стабилизационной политики.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны: так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношение субституции между уровнем инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики; в отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это, наряду с ограниченными возможностями правительства, затрудняет построение «золотого треугольника», превращая его в «магический».

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и/или совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

К основным проблемам проведения стабилизационной политики можно отнести:

1.Возникновение противоречий между сохранением полной занятости и такой целью, как поддержание инфляции на низком уровне.

2.Неопределенность, касающаяся степени влияния монетарной и фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.

3.Иногда монетарная и фискальная политика, используемая для достижения внутреннего равновесия, может приводить к нарушению платежного баланса.

Главная причина, создающая проблемы при проведении стабилизационной политики - неопределенность, связанная с лагами (запаздыванием). Существуют лаги в связи с: а) распознаванием проблемы, б) реализацией этой политики, в) воздействием политики стабилизации на экономику, г) к тому времени, когда фискальная и монетарная политика начнет оказывать воздействие на экономику, страна может находиться в условиях полной занятости, и проводимая политика может стать дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.

4.Еще одна проблема стабилизационной политики может состоять в том, что реакция частного сектора на изменение направлений политики в значительной степени зависит от ожиданий фирм и домохозяйств, которые трудно предсказать.

Часть инструментов для стабилизации экономики предназначены для изменения совокупного спроса, а именно:

1) фискальная политика, включающая изменение государственных расходов и налогов для достижения безинфляционного выпуска продукции в условиях полной занятости.

2) Монетарная политика, включающая увеличение или уменьшение денежной массы для того, чтобы понизить или повысить процентные ставки (контролируемые центробанком).

Часть инструментов предназначена для воздействия на совокупное предложение, а именно:

3) Политика, направленная на изменение в совокупном предложении (смещение кривой AS вправо), включающая инструменты, используемые для снижения издержек производства и повышения его эффективности.

Среди вариантов политики стабилизации различают политику твердого курса и произвольную макроэкономическую политику:

1.Последовательная макроэкономическая политика (политика «твердого курса» или «игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального банка. Данная политика означает меры правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и денежной массы, которые ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода правительства и центробанка оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры».

Пример пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы - увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других факторов.

Пример активной политики в рамках данного курса центробанка:

D М / М = 3% + (u – u –1),

где D М / М - темп прироста денежной массы;

u и u –1 - фактический уровень безработицы

соответственно в текущем и прошлом году.

В обоих случаях твердым курсом центробанка является, в терминах модели IS-LM , сдвиг кривой LM вправо, т.к. центробанк стремится стабилизировать находящуюся на спаде экономику с помощью расширения денежного предложения. Но величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной - увеличивается в зависимости от глубины спада.

2.Непоследовательная макроэкономическая политика (политика «свободы действий» или «свободы инициативы») означает, что правительство и центробанк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. «Свобода действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и денежной массы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.016 с.)