Показатели, характеризующие экономическую конъюнктуру.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели, характеризующие экономическую конъюнктуру.



Чаще всего используют динамику ВНП или уровень загрузки производственных мощностей, но существуют проблемы определения производственного потенциала страны.

Если известен коэффициент Оукена (g), то производственный потенциал, выраженный через национальный доход полной занятости, можно определить по формуле:

УF = У / 1 - g х (u - u*)

uК = u - u* - конъюнктурная безработица; разница между фактическим (u) и естественным уровнем (u*) безработицы;

УF (N*) - У (N) - конъюнктурный разрыв; разница между национальным доходом полной занятости (УF) и фактическим национальным доходом при наличии конъюнктурной безработицы (У);

F - У) / УF = g х (u - u*) - формула Оукена, устанавливающая зависимость между конъюнктурной безработицей и конъюнктурным разрывом; g - параметр Оукена. Закон Оукена- если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на __ пунктов.

Синтетический индикатор состояния экономической конъюнктуры составляется из ряда частных показателей экономических потоков (к примеру, в ФРГ такой индикатор представляет собой агрегат из 12 показателей, характеризующих объемы производства и заключение договоров, состояние рынка труда, динамику доходов населения и индекса финансовых рынков).

В зависимости от того, как изменяется значение экономических параметров в ходе конъюнктурного цикла они делятся на проциклические, контрциклические, ациклические.

1.Проциклические - параметры, значения которых во время подъема увеличиваются, в фазе спада уменьшаются (совокупный выпуск, загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента, общий уровень цен, прибыли корпораций; в меньшей степени - долгосрочные ставки процента, уровни цен и объемы выпуска в добывающей промышленности и сельском хозяйстве, производство товаров однократного пользования).

2.Контрциклические - показатели, значения которых во время спада увеличиваются, а во время подъема уменьшаются (уровень безработицы, число банкротств, размеры производственных запасов готовой продукции).

3.Ациклические - параметры, динамика которых не обнаруживает связи с фазами экономического цикла (объем экспорта).

Темпы изменения разных параметров обычно не совпадают: одни из проциклических переменных еще возрастают, тогда как другие уже снижаются и ,соответственно, одни из контрциклических переменных еще падают, а другие уже возрастают. Следовательно, надо различать экономические переменные по тому, достигают ли они максимума (минимума) до или после достижения экономического цикла (низшей точки спада).

Согласно классификации Национального бюро экономических исследований (США), составленной на основе анализа динамики более тысячи экономических показателей США и ЕС (70-е гг. ХIХ в.- начало 40-х гг. ХХ в.), различают три типа экономических показателей (параметров):

1.Опережающие (ведущие) - параметры, достигающие максимума (минимума) перед достижением пика (низшей точки) активности: средняя продолжительность рабочей недели в промышленности, среднее число сверхурочных часов, число вновь создаваемых деловых предприятий, число новых строительных контрактов, изменения в запасах, индексы фондового рынка, прибыли корпораций, изменение денежной массы.

2.Запаздывающие (отстающие)- параметры, достигающие максимума (минимума) после достижения экономического пика (низшей точки): численность безработных более 15 недель, расходы на новые предприятия и оборудование, удельные расходы на заработную плату, средний уровень процентной ставки коммерческих банков.

3.Соответствующие (совпадающие) - параметры, изменяющиеся одновременно и в соответствии с изменениями экономической активности: ВНП, уровень безработицы, продукция промышленности, личные доходы, цены производителей, процентная ставка Центрального банка, заявки на рекламу.

 

Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-цикла. Модель мультипликатора-акселератора.

Согласно кейнсианскому подходу, в основе объяснения бизнес-циклов лежат нарушения условий совершенной конкуренции, что приводит к негибкости цен и заработной платы. Главным источником импульсов, порождающим экономические колебания, являются автономные изменения инвестиционных расходов. Однако только один рост инвестиций недостаточен для того, чтобы породить циклы - необходим механизм распространения циклических колебаний после изменения инвестиций.

Вариант 1. Вслед за первоначальным толчком происходит резкое изменение инвестиций; это - т.н. цикл чистых инвестиций в запасы.

Вариант 2 - модель мультипликатора-акселератора, основа которой теория акселератора инвестиций, в соответствии с которой изменение инвестиций есть отклик не на абсолютный уровень выпуска, а на его изменения.

Согласно Кейнсу, инвестиционные расходы - основной источник импульсов, вызывающих экономические колебания; решения об инвестициях зависят от ожидаемой прибыльности, однако сами эти ожидания неустойчивы, т.е. инвестиционные расходы зависят от «животного чутья» предпринимателей, т.е. от их оптимизма и пессимизма относительно будущего, т.е. инвестициям присуща неустойчивость, что является основанием считать их основным фактором, объясняющим бизнес-циклы; колебания в уровне инвестиций приводят к сдвигам в совокупных расходах, а следовательно, в совокупном выпуске.

Цикл чистых инвестиций в запасы.

Бизнес-цикл запущен в результате автономного роста инвестиций, однако данного роста еще недостаточно для возникновения циклов; увеличение объема выпуска в результате возрастания инвестиций подвержено мультипликационному эффекту, однако данный процесс нестабилен и не порождает циклов.

В основе взаимосвязи изменения инвестиций в основной капитал и процесса возникновения бизнес-циклов лежат колебания размеров инвестиций в запасы (Мецлер):

1.Для частных фирм поддержание определенного уровня запасов составляет часть их производственной программы.

2.За неожиданным увеличением спроса следует столь же неожиданное увеличение производства и сокращение запасов, за сокращением спроса - падение производства и увеличение запасов. Т. к. фирмы обычно стремятся поддерживать заданный уровень запасов относительно выпуска, то в ответ на незапланированное увеличение или уменьшение запасов (в результате неожиданного шока) фирма соответственно изменяет объем производства.

3.Такое поведение фирмы в ответ на изменение запасов - потенциальный источник возникновения циклов.

Модель Мецлера.

Выпуск (Y), идет на: продажу потребителям (YИ), создание запасов (YS) и прочие инвестиции (не в запасы (I0)):

Y = YИ + YS + I0

где YИ - производство продукции для продажи потребителям;

YS - производство продукции для создания запасов;

I0 - инвестиции (помимо инвестиций в запасы).

 

(YИ) - решение о производстве для продажи потребителям (YИ) основывается на оценках ожидаемых продаж в текущем периоде:

Простой случай. Ожидаемый объем продаж данного периода равен объему продаж предыдущего периода, в свою очередь, объем продаж равен объему потребления в предыдущем периоде; если потребление составляет определенную долю от дохода (с), а доход равен выпуску (Y), то объем продаж в предыдущем периоде составляет:

Сt-1 = c х Yt-1

Т.к. YИ равен ожидаемому объему продаж, который, в свою очередь, равен фактическим продажам предыдущего периода, то:

YИ = c х Yt-1

YS - Фирмы стремятся поддерживать определенный уровень запасов, однако когда объем продаж неожиданно возрастает, уровень запасов падает, т.к. фирмы распродают продукцию не только произведенную в текущем периоде, но и запасы, и наоборот; в периоде t-1 непредвиденное изменение запасов равно фактическому объему продаж c х Yt-1 минусожидаемые продажи c х Yt-2.

В текущем периоде фирма выбирает объем производства продукции для пополнения запасов, достаточный для компенсации непредвиденного снижения уровня запасов в предшествующем периоде:

YS = c х Yt-1 - c х Yt

Развернутое уравнение: объем выпуска в данный период зависит от объема выпуска в предшествующие периоды и от автономных инвестиций:

Y = 2 c х Yt-1 - c х Yt-2 + I0

Модель мультипликатора-акселератора. Основывается на кейнсианской модели общего экономического равновесия и иллюстрирует воздействие изменений величины автономного спроса на экономическую конъюнктуру.

Простое описание модели:

1) При наличии резервных производственных мощностей рост автономного совокупного спроса на определенную величину увеличит национальный доход на многократно большую величину вследствие эффекта мультипликатора;

2) Когда величина эффективного спроса превысит имеющиеся производственные мощности, предприниматели начнут осуществлять индуцированные инвестиции, объем которых определяется величиной акселератора (n). Индуцированные инветиции - если причиной их осуществления является устойчивое цвеличение спроса на блага (если повышение спроса сохраняется недолго, то в интересах предпринимателя увеличить производственные мощности в целях изготовления дополнительной продукции с наименьшими затратами). Приростная капиталоемкость продукции (акселератор) - чтобы определить объем инвестиций, обеспечивающий необходимое для удовлетворения возросшего спроса расширение производственной базы, нужно знать приростную капиталоемкость продукции: n = DК / DY - коэффициент, показывающий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции; при данной приростной капиталоемкости (n) для увеличения производства с Y до Y1необходимы индуцированные инвестиции в размере:

Iин = n х (Y1 - Y2)

где Iин - функция от прироста национального дохода;

n - коэффициент приростной капиталоемкости, или акселератор.

3) Если в текущем году размер национального дохода сокращается по сравнению с предудущи годом Yt < Yt-1, то Iин принимают отрицательное значение, т.е. из-за сокращения производства предприниматели частично или полностью не восстанавливают изнашиваемый капитал, следовательно, Iин £ -D (амортизация); при равномерном приращении национального дохода объем индуцированных инвестиций постоянен; если доход растет с переменной скоростью, то объем индуцированных инвестиций колеблется; в случае снижения национального дохода, объем индуцированных инвестиций Iин< 0.

Индуцированные инвестиции, становясь составляющей совокупных расходов, порождают очередной мультипликационный эффект, который снова увеличивает эффективный спрос, и побуждает, тем самым, к новым индуцированным инвестициям.

Модель мультипликатора-акселератора Самуэльсона включает в себя только рынок благ на том основании, что уровень цен, относительные цены благ и ставка процента предполагаются неизменными, В соответствии с кейнсианской моделью предполагается, что объем предложения эластичен. Т.к. модель динамическая, то все переменные являются функцией времени Х1 =f (t1).

Объем потребления домашних хозяйств в текущем периоде определяется величиной их дохода в предшествующем периоде:

 

Ct = C + c х Yt-1,

 
 


где C - автономное потребление.

Предприниматели осуществляют индуцированные инвестиции, после того как убедились в том, что приращение совокупного спроса устойчиво. Поэтому, принимая решение об объеме индуцированных инвестиций, они ориентируются на приращение совокупного спроса (национального дохода) не в текущем, а в предшествующем периоде:

Iинt = n х (Yt-1 - Yt-2).

При принятых предположениях экономика будет находиться в состоянии равновесия, если Yt = c х Yt-1 - n х (Yt-1 - Yt-2) + Аt

или Yt = (c + n) х Yt-1 - n х Yt-2 + Аt

где Аt -экзогенная величина автономного спроса.

Данное уравнение характеризует динамику национального дохода во времени.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.014 с.)