Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок №1. Основы макроэкономического анализа

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине МАКРОЭКОНОМИКА

 

Форма обучения - за очная

Направление подготовки – 080100 Экономика

Профиль подготовки - «Экономика предприятий и организаций»

Квалификация выпускника – бакалавр

Кафедра - Экономики, менеджмента и маркетинга

Курс - 1, семестр - 2.

 

Часы по ГОС - 216

Самостоятельная работа - 192

Индивидуальная работа - 0

Аудиторная работа - 24 час.

в том числе:

Лекции - 12 час.

Практические занятия - 12 час.

 

Вид и сроки контроля:

контрольная работа - 2 семестр

курсовая работа - 2 семестр

экзамен - 2 семестр

 

Рязань 2011

Рабочая программа для студентов заочной формы обучения разработана с учетом требований к обязательному минимуму содержания основной программы и уровню подготовки выпускника по направлению 080100- Экономика и профилю подготовки Экономика предприятий и организаций Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 24 декабря 2009 году, регистрационный № _ 827, а также с учетом региональной специфики.

1. Цели освоения дисциплин

Целями освоения дисциплины

– является знакомство с понятиями макроэкономики,

– освоение основных приемов решения экономических задач по темам,

– развитие у студентов логического мышления, умения приходить к обоснованным выводам, правильно разбираться в причинно-следственных связях экономических явлений, что необходимо для решения теоретических и практических экономических задач, как во время обучения в вузе, так и во время профессиональной деятельности,

–выработка у студентов навыков самостоятельной работы над учебной экономической литературой в целях расширения и углубления полученных знаний и самостоятельного их применения при решении экономических задач.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Макроэкономика» входит в базовую часть экономической подготовки бакалавра.

Макроэкономика, изучаемая во втором семестре, готовит базу для более глубокого усвоения студентами последующих экономических дисциплин. Основная терминология и полученные знания при изучении макроэкономики используется при чтении лекций по таким дисциплинам как, экономика предприятия, маркетинг, менеджмент, финансы и другие.

При изучении данной дисциплины студентам необходимы знания и умения, полученные при изучении математических и историко-экономических дисциплин, микроэкономики.

Дисциплина «Макроэкономика» предшествует всем профессиональным дисциплинам, изучаемым при подготовке данного бакалавра.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»

В процессе изучения дисциплины Макроэкономика у студента формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов в кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7):

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Расчетно-аналитическая деятельность:

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых данных для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

-способен преподать экономические дисциплины в общеобразовательных учрежденьях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; основные понятия категории и инструменты экономической теории.

Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы на макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; использовать источники экономической информации; осуществлять поиск информации по полученному заданию; представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада;

Владеть: методологией экономического исследования.

 

3. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Лек- ции Практ. занятия Самост. раб.  
  Блок № 1. Основы макроэкономического анализа Модуль 1. Предмет и объект макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Основные макроэкономические показатели             Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Блок № 2. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение Модуль 1.Совокупный спрос и совокупное предложение           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Экономический рост           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 3.Денежный рынок и монетная политика           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Блок № 3. Бюджетная и финансовая система государства Модуль 1. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Банковская система и кредитно-денежная политика           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 3 Инфляция и безработица           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Блок №4. Мировое хозяйство Модуль 1 Мировой рынок и всемирное хозяйство           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Валютный рынок           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Итого           экзамен

 

Содержание дисциплины

Блок №1. Основы макроэкономического анализа

Модуль 1. Предмет и объект макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы

Введение в макроэкономику. Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Субъекты макроэкономики: сектор домашних хозяйств, сектор бизнеса, государственный сектор, сектор заграница Макроэкономические взаимосвязи. Кругооборот доходов и расходов. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Утечки и инъекции. Основные макроэкономические проблемы: Экономический рост, безработица, инфляция и сбалансированность внешней торговли. Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов.

Блок 2. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение

 

Модуль 2. Экономический рост

 

Сущность, цели и типы экономического роста. Понятие экономического роста. Типы экономического роста: экстенсивный тип, интенсивный тип. Ресурсы экономического роста. Природные ресурсы, трудовые ресурсы, основной капитал, научно-технический прогресс, совокупный спрос общества.

Экстенсивные факторы экономического роста. Интенсивные факторы экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Производительность труда и величина ВНД. Источники и издержки роста экономики. Темп экономического роста. Сущность высоких темпов экономического роста.

 

Блок 3. Бюджетная и финансовая система государства

Блок 4. Мировое хозяйство

Модуль 2. Валютный рынок

 

Валютный рынок: основные его понятия. Система гибких и фиксированных валютных курсов. Международная валютная система как форма организации международных отношений. Девальвация. Ревальвация. Валютная интервенция.

 

Образовательные технологии

Каждое практическое занятие проводить эффективно, творчески, создавать на них поучительную обстановку, не допускать упрощенчества, добиваться оптимального решения теоретических и практических задач. Структура практической подготовки обучаемых должна представлять поэтапное освоение практической деятельности. В практической подготовке студентов выделять этапы:

- предварительный - создание ориентировочной основы, алгоритма деятельности, формирование базовых операций, составляющих основу будущего умения;

- совершенствования навыков выполнения базовых операций предварительного этапа, освоение новых операций и освоение простейших комплексных работ в целом;

- освоение сложных комплексных работ на таком уровне, когда обучаемому доверяется самостоятельная работа.

В ходе занятий ставить перед студентами проблемные задачи, четко раскрывать суть и значение изучаемого материала, побуждать студентов мысленно расчленять изучаемый материал на составные части, устанавливать их связи и отношения, выделять ключевые проблемы, давать направления поиска путей решения их, применять различные приемы активизации внимания и мышления обучаемых, связывать воспринимаемый материал с практической деятельностью, развивать у обучаемых интерес к новым знаниям. Закреплять знания в практической деятельности по изучаемой дисциплине.

Лекции. Лекции должны составлять основу теоретического обучения. На лекциях излагается содержание курса, проводится анализ основных понятий и методов применяемых в макроэкономике. Для повышения прикладной направленности курса рекомендуется лекционный материал сопровождать примерами из отечественной и зарубежной практики.

Практические занятия. На практических занятиях студенты овладевают основными методами и приемами решения экономических задач, получают разъяснения по теоретическим вопросам курса. Одной из целей практических занятий является обучение студентов рациональной организации работ над теоретическим материалом с использованием учебной и научной литературы.

Наиболее эффективными методами и средствами изучения макроэкономики считать проблемное изложение учебного материала, обсуждение учебных вопросов, показ, решение задач, самостоятельное изучение учебного материала. На занятиях применять несколько методов, один из которых должен выступать ведущим. С целью повышения эффективности изучения материала использовать технические средства обучения, средства автоматизированного контроля знаний, ЭВМ.

При отборе материала для проблемного занятия следует исходить из его значимости в формировании знаний по экономике, посильности для студентов и типичности по содержанию или способу решения рассматриваемых задач и вопросов. Проблемное обучение экономики должно разумно сочетаться со всеми другими сложившимися и оправдавшими себя на практике видами обучения.

Методические навыки студентам прививать на всех видах занятий путем обучения методическим приемам при выполнении заданий, соответствующих будущей практической деятельности, проведении различных видов занятий, изложении учебного материала и выступлении перед аудиторией.

Заключительная часть обучения должна содержать обзор изученного материала, направления развития экономики, пути дальнейшего совершенствования знаний, а также рекомендации по подготовке к итоговому контролю.

Методику преподавания макроэкономики определять, исходя из будущей самостоятельной деятельности выпускника.

Передачу и усвоение системы знаний, навыков и умений осуществлять на основе управления познавательной деятельностью обучаемых. На всех видах занятий сосредоточивать усилия обучаемых на осмыслении основных проблем изучаемого материала, их сути и значения. Рассуждающее изложение учебного материала должно быть главным в преподавании. Формировать у обучаемых профессиональные навыки и умения.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий и промежуточный контроль по изучаемой дисциплине осуществляется преподавателями согласно кафедральной системе качества освоения дисциплины.

Контроль знаний осуществляется по следующим направлениям.

- Входной контроль знаний студента

Входной контроль знаний студента осуществляется по дисциплине курса «Микроэкономика».

Цель контроля: выявить наиболее слабо подготовленных студентов.

- Индивидуальные контрольные работы

Цель контроля: проверка умений и навыков самостоятельного решения конкретных задач по данному разделу дисциплины, проверка логического обоснования решения, умений применение теоретических знаний к решению задач.

- Выполнение курсовой работы

Цель контроля: Получение специальных знаний и навыков по решению теоретических экономических задач, что создает базу для дальнейшего глубокого изучения специальных экономических дисциплин.

- Итоговый контроль - экзамен. Экзамен позволяет осуществить проверку теоретических знаний и практических умений студента по материалу дисциплины.

Цель контроля: Оценить работу студента по данной дисциплине за семестр, проверить развитие его творческого мышления, полученные теоретические и практические знания на основе рейтинговой системы контроля знаний.

 

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

 

1. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс:Учеб.пособ.-М.:КНО-РУС,2008.

2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.

3. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. для вузов/Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А.-3-е изд., стер.-М.:КНО-РУС,2008.

 

б) дополнительная литература:

 

1.. Корниенко О.В. Экономическая теория: Учеб. пособ. для вузов. - Ростов н/Д:Феникс,2008.

2. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: учебное пособие для вузов/ Т.Ю.Матвеева, И.Н.Никулина. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2009.

4. Толмачева Р.П. Словарь по экономической истории: термины, понятия, имена, хронология.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издат.- торговая корпорация "Дашков и К",2008.

5. Экономика: Учеб. для вузов / Архипов А.И., Большаков А.К., Дерябина М.А., Евстигнеев В.Р.; Под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

6. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. Н.Г.Кузнецова. – М.: ИКЦ «Мар Т»; Ростов н/Д: Издат. центр «Мар Т», 2004.

 

в) программное обеспечение и интернет – ресурсы:

При проведении практических занятий целесообразно использовать:

1.Программно-методический комплекс «Economic»-«Основы экономической теории»;

2. «Консультант плюс»;

3. «Гарант»;

4. www.fepo.ru;

5. www.i-exam.ru;

6. www.alleng.ru.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, компьютерные лаборатории первого и главного корпусов. Программные продукты: программно-методический комплекс «Economic»-«Основы экономической теории»; «Консультант плюс»; «Гарант»; интернет ресурсы и другое.

Тестовые материалы кафедры по различным блокам и модулям курса

 

Рабочую программу составил к.э.н., доцент И.П.Соловьева Рязанского института (филиала) МГОУ

 

"____"______________ 2011 г. ________________________

подпись

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Экономики, менеджмента и маркетинга Рязанского института (филиала) МГОУ

"__" ______ 20__ года, протокол №__________

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора института

по вечерней и заочной Заведующий кафедрой

форме обучения

___________ А.В.Иванюк __________ Н.А.Кудрова

«___»__________ 2011 г. «___»__________ 2011 г.

 

 

Программа утверждена на заседании Ученого совета Рязанского института (филиала) МГОУ

"___" ___________ 2011 года, протокол №________

 

Ученый секретарь совета

к.ф-м.н., доцент Мельник Г.И.

 

 

Лист согласования

рабочей программы по дисциплине «Макроэкономика»

 

Рабочая программа согласована с кафедрами, участвующими в подготовке специалистов по специальности 080100- Экономика и профилю подготовки Экономика предприятий и организаций соответствует Государственному образовательному стандарту и действующему учебному графику.

 

Заведующего кафедрой

Высшей и прикладной

математике (ВМ) Т.А. Асаева

 

И.о. заведующего кафедрой

Информационных технологий (ИТ) А.Н. Паршин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине МАКРОЭКОНОМИКА

 

Форма обучения - за очная

Направление подготовки – 080100 Экономика

Профиль подготовки - «Экономика предприятий и организаций»

Квалификация выпускника – бакалавр

Кафедра - Экономики, менеджмента и маркетинга

Курс - 1, семестр - 2.

 

Часы по ГОС - 216

Самостоятельная работа - 192

Индивидуальная работа - 0

Аудиторная работа - 24 час.

в том числе:

Лекции - 12 час.

Практические занятия - 12 час.

 

Вид и сроки контроля:

контрольная работа - 2 семестр

курсовая работа - 2 семестр

экзамен - 2 семестр

 

Рязань 2011

Рабочая программа для студентов заочной формы обучения разработана с учетом требований к обязательному минимуму содержания основной программы и уровню подготовки выпускника по направлению 080100- Экономика и профилю подготовки Экономика предприятий и организаций Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 24 декабря 2009 году, регистрационный № _ 827, а также с учетом региональной специфики.

1. Цели освоения дисциплин

Целями освоения дисциплины

– является знакомство с понятиями макроэкономики,

– освоение основных приемов решения экономических задач по темам,

– развитие у студентов логического мышления, умения приходить к обоснованным выводам, правильно разбираться в причинно-следственных связях экономических явлений, что необходимо для решения теоретических и практических экономических задач, как во время обучения в вузе, так и во время профессиональной деятельности,

–выработка у студентов навыков самостоятельной работы над учебной экономической литературой в целях расширения и углубления полученных знаний и самостоятельного их применения при решении экономических задач.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Макроэкономика» входит в базовую часть экономической подготовки бакалавра.

Макроэкономика, изучаемая во втором семестре, готовит базу для более глубокого усвоения студентами последующих экономических дисциплин. Основная терминология и полученные знания при изучении макроэкономики используется при чтении лекций по таким дисциплинам как, экономика предприятия, маркетинг, менеджмент, финансы и другие.

При изучении данной дисциплины студентам необходимы знания и умения, полученные при изучении математических и историко-экономических дисциплин, микроэкономики.

Дисциплина «Макроэкономика» предшествует всем профессиональным дисциплинам, изучаемым при подготовке данного бакалавра.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»

В процессе изучения дисциплины Макроэкономика у студента формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов в кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7):

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Расчетно-аналитическая деятельность:

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых данных для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

-способен преподать экономические дисциплины в общеобразовательных учрежденьях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; основные понятия категории и инструменты экономической теории.

Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы на макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; использовать источники экономической информации; осуществлять поиск информации по полученному заданию; представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада;

Владеть: методологией экономического исследования.

 

3. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Лек- ции Практ. занятия Самост. раб.  
  Блок № 1. Основы макроэкономического анализа Модуль 1. Предмет и объект макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Основные макроэкономические показатели             Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Блок № 2. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение Модуль 1.Совокупный спрос и совокупное предложение           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Экономический рост           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 3.Денежный рынок и монетная политика           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Блок № 3. Бюджетная и финансовая система государства Модуль 1. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Банковская система и кредитно-денежная политика           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 3 Инфляция и безработица           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Блок №4. Мировое хозяйство Модуль 1 Мировой рынок и всемирное хозяйство           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Модуль 2. Валютный рынок           Интернет-тренажеры, интернет - экзамен
  Итого           экзамен

 

Содержание дисциплины

Блок №1. Основы макроэкономического анализа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.01 с.)