Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Предмет и объект макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение в макроэкономику. Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Субъекты макроэкономики: сектор домашних хозяйств, сектор бизнеса, государственный сектор, сектор заграница Макроэкономические взаимосвязи. Кругооборот доходов и расходов. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Утечки и инъекции. Основные макроэкономические проблемы: Экономический рост, безработица, инфляция и сбалансированность внешней торговли. Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Модуль 2. Основные макроэкономические показатели Макроэкономика как раздел науки о целостности хозяйства, о проблемах экономического роста, о функциях государства. Рыночная экономика. Система рынков. Продавец, покупатель, государство, заграница – субъекты макроэкономики. Макроэкономическое равновесие – оптимальное состояние экономики. Предпосылки макроэкономического равновесия. Статистика СССР и ее противоречия. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Национальный доход (НД). Чистый национальный продукт (ЧНП). Амортизационные отчисления. Добавленная стоимость и ее экономическое содержание. Объем ВНП и реальное экономическое благосостояние нации. Виды труда, не входящие по учету в ВНП. Новая редакция СНС и ее показатели. Валовой национальный доход (ВНД). Конечный и промежуточный продукт. Добавленная стоимость. Методы расчета ВВП: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости. Инвестиции и трансферты. Личный доход, располагаемый личный доход. Индексы цен в макроэкономике. Номинальный и реальный ВВН. Дефлятор ВВП. Индексы Ласпейреса, Пааше. Фишера. Блок 2. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение
Модуль 1.Совокупный спрос и совокупное предложение
Агрегирование макроэкономических категорий – основа макроэкономического анализа. Понятия совокупного спроса. Величина совокупного спроса – обратная функция от уровня цен. Графическое изображение совокупного спроса. Эффект процентной ставки. Эффект богатства. Эффект импортных закупок. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос. Потребительские расходы. Инвестиционные расходы. Государственные расходы. Расходы на чистый экспорт. Совокупное предложение предприятия и его кривая. Три сегмента кривой совокупного предложения. Объем производства при полной занятости. Характеристика сегментов совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Влияние изменения неценовых факторов на издержки производства, изменение прибыли и изменение положения кривой совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие и его динамика.
Модуль 2. Экономический рост
Сущность, цели и типы экономического роста. Понятие экономического роста. Типы экономического роста: экстенсивный тип, интенсивный тип. Ресурсы экономического роста. Природные ресурсы, трудовые ресурсы, основной капитал, научно-технический прогресс, совокупный спрос общества. Экстенсивные факторы экономического роста. Интенсивные факторы экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Производительность труда и величина ВНД. Источники и издержки роста экономики. Темп экономического роста. Сущность высоких темпов экономического роста.
Модуль 3.Денежный рынок и монетная политика
Предпосылки возникновения денег. Прошлое и настоящее денег. Понятие товара-эквивалента. Функции денег. Виды денег. Деньги и требования к ним. Ликвидность – способность к обмену. Денежные агрегаты типа М1, М2 и т.д. Их экономическое содержание. Трансакционные издержки. Национальная денежная единица: система кредитных и бумажных денег, система эмиссии денег; государственные органы, регулирующие денежное обращение. Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Блок 3. Бюджетная и финансовая система государства Модуль 1. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика
Понятие финансов и финансовая система. Государственные финансы: государственный бюджет и внебюджетные фонды. Финансовое регулирование. Стороны финансовых отношений. Уровни финансов. Налоговая система. Принципы и формы налогообложения. Определение понятия налог. Элементы налога: субъект налога (налогоплательщик); носитель налога; объект налогообложения; источник налога; ставка налога. Твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, ставки налога. Классификация налогов – прямые и косвенные налоги, федеральные и местные налоги. Эффективность налоговой политики. Кривая А. Лаффера. Налогово-бюджетная политика государства. Структура государственного бюджета. Бюджетный дефицит и его виды. Государственный долг и его виды. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
Модуль 1. Банковская система и кредитно-денежная политика
Банковская система. Центральный Банк и коммерческие банки. Функции центрального банка. Цели и инструменты кредитно-денежной политики. Кредитное регулирование экономики, как совокупность мероприятий, осуществляемых государством в целях воздействия на хозяйственные процессы. Сущность и формы кредита. Функции кредита. Коммерческий и банковский кредит.
Модуль 2. Инфляция и безработица
Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Безработица. Регулирование уровня безработицы. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы. Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Ожидаемая и неожидаемая инфляция. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Антиинфляционная политика.
Блок 4. Мировое хозяйство Модуль 1. Мировой рынок и всемирное хозяйство Международное разделение труда и международные экономические отношения. Сущность мирового хозяйства. Международная торговля как реализация сравнительных преимуществ. Абсолютные и относительные преимущества. Относительные преимущества, возможность их формирования и развития. Государственные регуляторы международной торговли: Тарифы, Квота, Экспортные субсидии. Фискальная политика таможенных тарифов. Протекционистская политика таможенных тарифов. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.
Модуль 2. Валютный рынок
Валютный рынок: основные его понятия. Система гибких и фиксированных валютных курсов. Международная валютная система как форма организации международных отношений. Девальвация. Ревальвация. Валютная интервенция.
Образовательные технологии Каждое практическое занятие проводить эффективно, творчески, создавать на них поучительную обстановку, не допускать упрощенчества, добиваться оптимального решения теоретических и практических задач. Структура практической подготовки обучаемых должна представлять поэтапное освоение практической деятельности. В практической подготовке студентов выделять этапы: - предварительный - создание ориентировочной основы, алгоритма деятельности, формирование базовых операций, составляющих основу будущего умения; - совершенствования навыков выполнения базовых операций предварительного этапа, освоение новых операций и освоение простейших комплексных работ в целом; - освоение сложных комплексных работ на таком уровне, когда обучаемому доверяется самостоятельная работа. В ходе занятий ставить перед студентами проблемные задачи, четко раскрывать суть и значение изучаемого материала, побуждать студентов мысленно расчленять изучаемый материал на составные части, устанавливать их связи и отношения, выделять ключевые проблемы, давать направления поиска путей решения их, применять различные приемы активизации внимания и мышления обучаемых, связывать воспринимаемый материал с практической деятельностью, развивать у обучаемых интерес к новым знаниям. Закреплять знания в практической деятельности по изучаемой дисциплине. Лекции. Лекции должны составлять основу теоретического обучения. На лекциях излагается содержание курса, проводится анализ основных понятий и методов применяемых в макроэкономике. Для повышения прикладной направленности курса рекомендуется лекционный материал сопровождать примерами из отечественной и зарубежной практики. Практические занятия. На практических занятиях студенты овладевают основными методами и приемами решения экономических задач, получают разъяснения по теоретическим вопросам курса. Одной из целей практических занятий является обучение студентов рациональной организации работ над теоретическим материалом с использованием учебной и научной литературы. Наиболее эффективными методами и средствами изучения макроэкономики считать проблемное изложение учебного материала, обсуждение учебных вопросов, показ, решение задач, самостоятельное изучение учебного материала. На занятиях применять несколько методов, один из которых должен выступать ведущим. С целью повышения эффективности изучения материала использовать технические средства обучения, средства автоматизированного контроля знаний, ЭВМ. При отборе материала для проблемного занятия следует исходить из его значимости в формировании знаний по экономике, посильности для студентов и типичности по содержанию или способу решения рассматриваемых задач и вопросов. Проблемное обучение экономики должно разумно сочетаться со всеми другими сложившимися и оправдавшими себя на практике видами обучения. Методические навыки студентам прививать на всех видах занятий путем обучения методическим приемам при выполнении заданий, соответствующих будущей практической деятельности, проведении различных видов занятий, изложении учебного материала и выступлении перед аудиторией. Заключительная часть обучения должна содержать обзор изученного материала, направления развития экономики, пути дальнейшего совершенствования знаний, а также рекомендации по подготовке к итоговому контролю. Методику преподавания макроэкономики определять, исходя из будущей самостоятельной деятельности выпускника. Передачу и усвоение системы знаний, навыков и умений осуществлять на основе управления познавательной деятельностью обучаемых. На всех видах занятий сосредоточивать усилия обучаемых на осмыслении основных проблем изучаемого материала, их сути и значения. Рассуждающее изложение учебного материала должно быть главным в преподавании. Формировать у обучаемых профессиональные навыки и умения.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Текущий и промежуточный контроль по изучаемой дисциплине осуществляется преподавателями согласно кафедральной системе качества освоения дисциплины. Контроль знаний осуществляется по следующим направлениям. - Входной контроль знаний студента Входной контроль знаний студента осуществляется по дисциплине курса «Микроэкономика». Цель контроля: выявить наиболее слабо подготовленных студентов. - Индивидуальные контрольные работы Цель контроля: проверка умений и навыков самостоятельного решения конкретных задач по данному разделу дисциплины, проверка логического обоснования решения, умений применение теоретических знаний к решению задач. - Выполнение курсовой работы Цель контроля: Получение специальных знаний и навыков по решению теоретических экономических задач, что создает базу для дальнейшего глубокого изучения специальных экономических дисциплин. - Итоговый контроль - экзамен. Экзамен позволяет осуществить проверку теоретических знаний и практических умений студента по материалу дисциплины. Цель контроля: Оценить работу студента по данной дисциплине за семестр, проверить развитие его творческого мышления, полученные теоретические и практические знания на основе рейтинговой системы контроля знаний.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
1. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс:Учеб.пособ.-М.:КНО-РУС,2008. 2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. 3. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. для вузов/Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А.-3-е изд., стер.-М.:КНО-РУС,2008.
б) дополнительная литература:
1.. Корниенко О.В. Экономическая теория: Учеб. пособ. для вузов. - Ростов н/Д:Феникс,2008. 2. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: учебное пособие для вузов/ Т.Ю.Матвеева, И.Н.Никулина. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005. 3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2009. 4. Толмачева Р.П. Словарь по экономической истории: термины, понятия, имена, хронология.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издат.- торговая корпорация "Дашков и К",2008. 5. Экономика: Учеб. для вузов / Архипов А.И., Большаков А.К., Дерябина М.А., Евстигнеев В.Р.; Под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 6. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. Н.Г.Кузнецова. – М.: ИКЦ «Мар Т»; Ростов н/Д: Издат. центр «Мар Т», 2004.
в) программное обеспечение и интернет – ресурсы: При проведении практических занятий целесообразно использовать: 1.Программно-методический комплекс «Economic»-«Основы экономической теории»; 2. «Консультант плюс»; 3. «Гарант»; 4. www.fepo.ru; 5. www.i-exam.ru; 6. www.alleng.ru.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудиторный фонд, компьютерные лаборатории первого и главного корпусов. Программные продукты: программно-методический комплекс «Economic»-«Основы экономической теории»; «Консультант плюс»; «Гарант»; интернет ресурсы и другое. Тестовые материалы кафедры по различным блокам и модулям курса
Рабочую программу составил к.э.н., доцент И.П.Соловьева Рязанского института (филиала) МГОУ
"____"______________ 2011 г. ________________________ подпись
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Экономики, менеджмента и маркетинга Рязанского института (филиала) МГОУ "__" ______ 20__ года, протокол №__________
СОГЛАСОВАНО Зам. директора института по вечерней и заочной Заведующий кафедрой форме обучения ___________ А.В.Иванюк __________ Н.А.Кудрова «___»__________ 2011 г. «___»__________ 2011 г.
Программа утверждена на заседании Ученого совета Рязанского института (филиала) МГОУ "___" ___________ 2011 года, протокол №________
Ученый секретарь совета к.ф-м.н., доцент Мельник Г.И.
Лист согласования рабочей программы по дисциплине «Макроэкономика»
Рабочая программа согласована с кафедрами, участвующими в подготовке специалистов по специальности 080100- Экономика и профилю подготовки Экономика предприятий и организаций соответствует Государственному образовательному стандарту и действующему учебному графику.
Заведующего кафедрой Высшей и прикладной математике (ВМ) Т.А. Асаева
И.о. заведующего кафедрой Информационных технологий (ИТ) А.Н. Паршин
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.008 с.) |