Методические указания по использованию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по использованию



Экономика предприятия

Учебное пособие

 

 

Москва 1999


Автор

Кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономики

Мокий Михаил Стефанович

 

Ответственный редактор

Зав. кафедрой макроэкономики д-р экон. Наук, проф. Логвинов Л.Д.

 

 

Рецензенты:

 

Д-р экон.наук, проф., Иванов А.В., (зав. кафедрой экономики и управления МГОУ, Президент, академик АТАУ)

Д-р экон.наук, проф., Шапкин И.Н., (Проректор по научно-методической работе Московской Академии Экономики и Права)

 


Методические указания по использованию

Пособие представляет собой конспект[1] лекций по курсу. В любом конспекте лекций записывают самое главное, важное и интересное, то что может помочь пониманию и дальнейшему изучению темы. В данном пособии изучаемые темы изложены таким же образом. При этом:

- жирным курсивом выделены понятия, которые необходимо знать и понимать так, чтобы их можно было объяснить любому человеку не экономисту;

- жирным шрифтом или курсивом выделены термины, на которые необходимо обратить особое внимание при изучении темы;

- мелким шрифтом приводятся примеры, расширенные толкования и справочные сведения.

В конце каждой темы приводится список литературы с указанием станиц, где студенты могут получить более подробные сведения по рассматриваемой теме. А также, приводятся вопросы и задания, на которые надо постараться ответить. Изучение данного пособия не заменяет изучение рекомендуемой литературы, однако позволяет обозначить минимально необходимый уровень знаний по предмету.

Логика изложения предмета такова:

в первом разделе изучаются отдельные общеметодические вопросы, которые необходимы для дальнейшего изложения. Это «экономика», «предприятие», «внешняя среда предприятия» и «эффективность как соотношение результатов и затрат (ресурсов), необходимых для их достижения».

во втором разделе рассматриваются результаты производственно-хозяйственной деятельности, закономерности их формирование.

в третьем рассматриваются используемые ресурсы, их использование, способы обеспечения ими производственно-хозяйственной деятельности, а также вопросы формирование затрат.

 

 


Содержание

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  
ТЕМА 1.Понятие «экономика» и «экономика фирмы»  
ТЕМА 2.Предприятие и внешняя среда  
ТЕМА 3.Типология предприятий  
ТЕМА 4.Основы теории планирования фирмы  
ТЕМА 5.Основы теории эффективности  
Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ТЕМА 6. Объем продукции. Продукт, товары и услуги  
ТЕМА 7. Качество продукции и услуг  
ТЕМА 8. Цена и ценообразование  
ТЕМА 9. Прибыль и рентабельность  
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАТРАТЫ ФИРМЫ  
ТЕМА 10.Основной капитал и основные средства  
ТЕМА 11.Оборотный капитал и оборотные средства  
ТЕМА 12. Кадры и оплата труда  
ТЕМА 13. Производственная мощность  
ТЕМА 14. Издержки производства и себестоимость продукции  
ТЕМА 15. Финансы фирмы и бюджет  
ТЕМА 16. Инвестиционный процесс и инвестиции  

 


Раздел I. Общие положения

 

Пути развития малого предприятия

После возникновения и становления у малого предприятия может быть несколько путей развития:

а) влиться в крупную фирму;

б) обанкротиться;

в) оставаться малым предприятием, если есть условия для стабильного функционирования и нет возможностей роста;

г) существовать за счет взаимодействия с крупной фирмой;

д) превратиться в крупную фирму.

 

Укрупнение предприятия и организационные формы, которые принимают крупные фирмы обусловлены процессами вертикальной и горизонтальной интеграции.

Вертикальная интеграция - рост предприятия в результате объединения предприятия по технологической цепочке или по этапам производственного процесса.

Горизонтальная интеграция - рост предприятия внутри отрасли путем объединения однотипных предприятий.

Одним из примеров вертикальной интеграции может быть создание комбинатов, то есть соединение в одном предприятии производств: либо относящихся к различным отраслям, либо представляющим собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющим вспомогательную роль по отношению к друг к другу.

Примером горизонтальной интеграции может служить франчайзинг - система взаимовыгодных партнерских отношений, при которой интеграция происходит путем передачи на платной основе торговой марки, линии производства, технологии и т.д. Как правило, этим занимаются крупные фирмы, такие как например, McDonalds, Coca-Cola, Довгань и т.п.

Укрупняясь в процессе вертикальной и горизонтальной интеграциипредприятия могут создавать объединения, преследуя совершенно различные цели: получение еще большей прибыли; продление своего существования; обеспечение эффективности своего производства; создание лучших условий деятельности; обеспечение выполнения в рамках единого объединения всех операций производственного процесса; проведение единой ценовой или сбытовой политики и др.

При характеристике объединений необходимо обратить особое внимание на особенности их организации и принципы деятельности:

- является ли объединение юридическим лицом;

- теряют ли самостоятельность фирмы, входящие в объединение;

- на какие сферы деятельности объединившихся предприятий распространяется контроль централизованных органов управления объединением (сбытовую, производственную, финансовую, выработку общей политики и др.);

- какими методами осуществляется контроль;·какую цель преследуют предприятия, создавая объединение;

- является ли объединение постоянным или временным;

- действуют ли фирмы, входящие в объединение, в различных отраслях и сферах деятельности или нет.

 

Виды объединений

Картель - форма объединения, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д.

Трест - форма объединения, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления.

Холдинговая компания - форма объединения предприятий путем скупки контрольных пакетов акций. Объединение предприятий в холдинговой компании ограничивается, как правило, лишь финансами. Во главе холдинговой компании стоит так называемая компания - держатель, имеющая контрольные пакеты акций и действующая через нижестоящие, промежуточные компании. Капитал холдинговой компании существует преимущественно для приобретения контрольных пакетов акций других компаний.

Синдикат - форма объединения предприятий, при которой целью является совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование и др.). Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность.

Концерн - форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Концерн предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов некоторых функциональных служб и др. Концерн - крупное объединение фирм, основой деятельности которого является промышленное производство, имеющее собственный мощный сбытовой аппарат в лице торговых филиалов и разветвленную структуру входящих в концерн фирм, объединенных через систему участия.

Консорциум - одна из организационных форм временного объединения банков или промышленных предприятий для решения разовых задач (совместного размещения займов, акций, проведения крупных финансовых или коммерческих операций, реализации крупных научно-технических проектов и т.п.). Участники, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, но в части деятельности, касающейся целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству.

Конгломерат - объединение фирм в никак не связанных отраслях. Он может образовываться на базе поглощения и слияния многочисленных предприятий, не имеющих между собой функциональных связей (т. е. связей, обусловленных последовательностью выполнения операций производственного процесса).

Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения.

Ассоциация - добровольный союз людей, предприятий, организаций, объединенных едиными интересами. Ассоциация, как правило, является юридическим лицом. Она представляет собой общественную организацию, не ставящую целью получение прибыли.

 

Отрасль это совокупность предприятий и организаций, выпускающих продукцию одного экономического назначения, имеющих сходный состав используемого сырья и материалов, применяемых средств производства и профессиональны и квалификационный состав кадров.

 

Литература

1. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга - М: ИНФРА-М, 1997. Стр. 507-528

2. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб.. доп. / Семенов В.М„ Баев И.А„ Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н„ Кучина Е.В.. Варламова З.Н„ Кузьмин А.П„ Под ред. Семенова В.М.. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998. Стр. 5-23.

3. Шмален Г.Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А. Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 1996 стр 59-90

 

q Вопросы и задания для самопроверки

1. Чем предприятие отличается от учреждения ли организации?

2. Что такое фирма, корпорация и компания?

3. Назовите варианты развития малого предприятия?

4. Как и для чего происходит укрупнение предприятия?


Тема 4. Основы теории планирования фирмы

 

Понятие планирования и прогнозирования. Системы, принципы и методы планирования. Ориентация плановой работы. Содержание стратегического, тактического и оперативно-календарного планирования. Понятие бизнес-плана, области применения.

Суть

Для достижения цели создания предприятия – получения прибыли, предприятием необходимо управлять. Как известно из курса теории управления Управление это процесс целенаправленного воздействия на чего- или кого-либо. Очевидно, что для того, чтобы это воздействие было эффективным необходимо заранее разработать систему мероприятий, которые надо провести в определенной последовательности для достижения цели. По этой причине в ряду главных функций управления первое место занимает планирование. Таким образом

План это заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели.

А планирование это процесс выработки целей, разработки системы мероприятий и определение последовательности их проведения. План определяет то, «что должно быть». Однако на практике, в силу недостаточности информации, для успешного достижения цели необходимо предусматривать возможные изменения условий, то есть необходимо знать «что может быть?». На это вопрос отвечает прогноз [6]. Прогноз это научное заключение о предстоящем развитии чего-либо. Именно научность отличает прогноз от гадания (на картах, внутренностях животных и т.п.). Очевидно, что для достижения цели необходимо проводить прогнозные исследования, на их основе составлять план и его возможные альтернативы.

Обобщение опыта хозяйственной практики позволило сформулировать теоретические основы этого процесса, позволяющие разрабатывать оптимальные планы.

ü Существуют две основные формы планирования - директивная и индикативная.

Директивная (от лат. dirigere - направлять) - форма, основанная на прямых руководящих указаниях и распоряжениях вышестоящего руководства по большинству мероприятий.

Индикативная (от лат indicator – указатель, показатель) - форма, основанная на разработке основных плановых показателях, которые разрабатываются руководством, Планирование мероприятий по достижению этих показателей делегируется исполнителям

В практической деятельности в зависимости от вида бизнеса и стиля хозяйственного руководства менеджерами используются обе формы планирования.

 

ü Принципы планирования. [7]

Научность. Этак как экономика это такая же наука как физика, математика, химия и т.д., поэтому любое решение, которое принимается менеджерами или экономистами, должно быть основано на экономических законах. Удачливость некоторых бизнесменов, не получивших специального образования говорит не о том, что решения принимаются исходя из здравого смысла, а об их способности интуитивно «улавливать» экономические закономерности.

Единство экономического и политического подходов. Суть этого принципа заключается в осознании того факта, что на эффективность экономики, в отличие от физики, химии или математики, оказывают влияние политические решения. С другой стороны - политика это концентрированное выражение экономики, поэтому в основе политических решений всегда лежат отношения по поводу ограниченных благ.

Непрерывность. Суть этого принципа состоит в том, что на процесс производственно-хозяйственной деятельности действует большое количество факторов. Для того чтобы достичь цели необходимо проводить корректировку тактических плановых заданий. Поэтому перекрытие плановых горизонтов способствует соблюдению этого принципа.

Комплексность. Комплексность планирования означает, что система мероприятий должна охватывать все стороны производственно-хозяйственной деятельности. Соблюдать этот принцип позволяют методики разработки планов выработанные и опробованные в течение десятилетий.

Сбалансированность и пропорциональность. Этот принцип вытекает из предыдущего. Если комплексность обеспечивает всеохватность плана, то сбалансированность и пропорциональность плана обеспечивают необходимые количественные соотношения между сферами деятельности, подразделениями и службами, затратами и ресурсами.

ü Методы планирования

Исходя из определения планирования, методы планирования представляют собой способы разработки мероприятий и определения последовательности их проведения.

Балансовый метод представляет собой метод разработки плановых мероприятий на основе соотнесения имеющихся и требуемых ресурсов.

Нормативный метод представляет собой метод разработки мероприятий на основе норм и нормативов[8], которые обусловлены юридическими законами, законами природы, национальными и культурными традициями, климатическими условиями и т.п.

Программно-целевой метод предполагает разработку системы мероприятий исходя из поставленной цели, без привязки к временному промежутку. То есть во главу угла ставится цель, например: строительство дома или электрификация России. Система мероприятий для достижения цели получила название программа.

Аналитический метод предполагает разработку плановых мероприятий на основе выявленных в процессе анализа тенденций развития и экстраполяции этих тенденций в будущее. Анализ может проводиться различными способами.

Экономико-математический метод предполагает разработкумероприятий и последовательности их проведения на базе математических моделей, которые формулируют (т.е. выражают в виде формул) зависимость между экономическими категориями. Модели, в формулах которых используются знаки сложения и вычитания, называют аддитивными. Модели, при составлении формул которых используются знаки умножения, называются мультипликативными.

В зависимости от целей и средств, которые предполагается использовать при выполнении плана выделяют различные о риентации плановой работы.

Реактивная ориентация планирования предполагает разработку системы мероприятий, ориентированной на прошлое состояние фирмы.

Инактивная ориентация означает ориентацию системы мероприятий на сохранение существующего, текущего состояния дел.

Преактивная ориентация предполагаеториентацию системы мероприятий на изменение внешних условий.

Интерактивная ориентация предполагает разработку системы мероприятий в расчете на использование внутренних ресурсов.

Очевидно, что при составлении комплексного плана, в различных сферах деятельности предприятия используется различная ориентация.

ü В зависимости от целей и задач, которые ставятся перед системой мероприятий, различают долгосрочные или стратегические планы, краткосрочные планы, оперативно-календарные планы, а также бизнес-планы.

Стратегические или долгосрочные планы разрабатываются для того, чтобы определить основные направления развития фирмы. В них определяются ключевые показатели.

Краткосрочные планы разрабатываются на основе долгосрочных. Ключевые показатели стратегических планов выступают в них как цели.

Оперативно-календарные планы определяют необходимые мероприятия и задачи текущей работы.

Временные горизонты описанных планов зависят от вида бизнеса. Так например, месячный план для атомной электростанции может быть оперативным, а для работы коммерческого киоска - стратегическим планом.

Бизнес-план. «Бизнес» дословно переводится как «дело». Таким образом бизнес-план это деловой план и поэтому любой из рассмотренных выше планов является бизнес планом. Однако в хозяйственной практике под бизнес-планом понимается документ, в котором приводится технико-экономическое обоснование предполагаемой деятельности. Бизнес-план предоставляется в банк или предполагаемому инвестору и в нем, наряду с плановыми мероприятиями, приводятся результаты анализа.

 

Литература

4. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы:Учеб./Пер, с датского А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. – М.: Высшая школа, 1994 стр.193-196

5. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга - М: ИНФРА-М, 1997.стр 542-548

 

q Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое план?

2. Чем план отличается от прогноза?

3. Перечислите основные принципы планирования?

4. Что такое ориентация плановой работы?

5. Цели и задачи бизнес-плана.

 


ТЕМА 5. Основы теории эффективности

 

Понятие эффективности, эффекта, экономии, абсолютные и относительные показатели, прямые (показатели отдачи) и обратные показатели (показатели емкости), матрица показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

 

ü Суть

Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждый предприниматель крайне заинтересован в эффективном ведении хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, так как изучение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использования.

Эффект - от лат. effectus -результат, действие. Тогда, в соответствии с правилами образования слов в русском языке, эффективность это результативность, действенность.

Иными словами, характеризуя любою деятельность, важно знать не только каков результат, но и какой «ценой» этот результат достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле

Эффективность это соотношение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали.

ü Показатели эффективности

Соотнесение результатов с затратами может производиться различными способами.

· логически (например, при определении эффективности обучения или ухаживания за девушкой).

· в виде разности, когда из результата вычитают затраты (например, прибыль определяется как разница между результатом – выручкой и затратами на ее получение. Такие показатели называются абсолютными (Экономия это абсолютный показатель эффективности так как определяется как разница между нормативным (ресурсом) и реальным уровнем затрат).

· в виде отношения затрат и результатов. (например, производительность труда как соотношение между результатами труда и затратами труда и т.д.) Эти показатели называются относительными.

Относительные показатели бывают прямыми и обратными.

Прямые показатели называют показателями отдачи. Эти показатели призваны ответить на вопрос: сколько единиц результата получают с единицы затрат, или какова «отдача» затрат?

Обратные - показателями емкости. Эти показатели призваны ответить на вопрос: сколько необходимо затрат или ресурсов для получения единицы результата, или какова «затрато-»или «ресурсоемкость» результата.

Содержание показателя эффективности, то есть то, на какой вопрос он будет давать ответ зависит от целей исследования, от того, что исследователь берет в качестве результата и что в качестве затрат. Однако в любом случае, определить эффективность это значит соотнести результат с затратами (или ресурсами), которые этот результат вызвали.

В производственно-хозяйственной деятельности для конструирования и определения показателей эффективности можно использовать мнемонический прием, предложенный профессором Демченко так называемую матрицу относительных показателей эффективности (матрица Демченко). Смысл ее заключается в том, что в качестве реквизитов матрицы, как по строкам так и по столбцам, выступают одни и те же показатели результатов и затрат, выбор которых зависит от целей исследования. Показатели эффективности определяются в ячейках матрицы путем деления реквизита каждого столбца на реквизит строки.

В табл. 1 в качестве примера представлено определение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности. Однако в зависимости от целей анализа возможна любая детализация результатов и затрат. Матрица симметрична относительно главной диагонали и значения показателей обратно пропорциональны. Если показатели, расположенные выше главной диагонали будут расти, показатели расположенные ниже главной диагонали будут падать.

Таблица 1

Деятельности

Главным результатом производственно-хозяйственной деятельности фирмы является ее продукция, услуги, работа. Именно от объема произведенной и проданной продукции зависит в конечном счете достижение главной цели предприятия – получение прибыли. Определение объемов возможных продаж требует изучения рынков сбыта, потребителей, конкурентов и т.п. Эти вопросы являются предметом изучения других дисциплин. В данном пособии мы будем рассматривать производственную деятельность в самом широком смысле этого слова - в смысле создания благ. При этом результатом может быть широкая номенклатура и ассортимент продукции, работ или услуг, а также их цена и качество. А так как целью создания предприятия является получение прибыли, необходимо рассмотреть сущность прибыли и прибыльности (рентабельности), как ключевых индикаторов производственно-хозяйственной деятельности.

 

ТЕМА 6. Объем продукции. Продукт, товары и услуги

 

Понятие продукции, продукта, товара, услуги. Номенклатура и ассортимент. Показатели измерения объема продукции: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные (валовая, товарная, реализованная, чистая продукция).

 

ü Суть

Под производством в данном пособии будет пониматься процесс создания блага, которое принимает вид продукции. Продукт это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Таким образом, продукты (изделия) - это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Следует отметить, что общество, как совокупный потребитель, заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, маникюр, а не его стоимость). В современном лексиконе используются термины: продукт и товар, которые практически взаимозаменяемы. Однако существует различие. Все, что разрабатывается и производится на фирме, является продуктом. Но товаром называется лишь тот продукт, который предназначен для продажи.

Продукт (товар) может быть материальным (холодильник, дом), а может быть нематериальным (концерт, туристическая путевка, консультация, лекция). Продукт может быть дорогим (например, самолет) и весьма дешевым (семечки). Некоторые продукты недолговечны (мороженое, цветы), в то время как другие являются товарами длительного пользования (дома, машины). В связи с развитием информационных услуг появился термин «информационный продукт» (компьютерная программа, телематериалы, методические разработки и т. д.).

В более широком смысле термин «продукт» включает в себя не только непосредственно само изделие или услугу, но также и так называемые периферийные факторы, без которых потребитель не будет полностью удовлетворен. Например, туристский продукт это и проживание в отеле, и экскурсия, и проезд и еще многое другое. Ваше пребывание в номере - это не просто ночлег, а продукты, которые вы съедаете в ресторане, это больше чем просто утоление голода. Услуги в гостинице и ресторане представляют собой продукт, включающий в себя качество обслуживания, окружающую обстановку, дизайн и т. д.

Услуга - вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и которая не меняет натурально-вещественной формы продукта.

Примером услуг являются перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (мойка машин, полировка и т.п.); рекламирование товара; организация его продаж и т.д.

 

Продукты, товары и услуги производятся в определенной номенклатуре и ассортименте.

Номенклатура - перечень видов продукции, работы или услуг, выпускаемых или выполняемых предприятием.

Ассортимент - состав и соотношение отдельных изделий в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры.

 

ü Классификация товаров и услуг

Обычно продукция делится на две категории - потребительские и промышленные (индустриальные) товары.

Потребительские товары делятся на три категории: товары массового спроса, товары, выбираемые при покупке товары со специальными характеристиками.

Товары массового спроса - это такие товары, которые покупаются часто, быстро, без сравнения с другими товарами (ряд продовольственных товаров, сигареты, газеты, напитки, и т.д.). Обычно это товары являются продуктами краткосрочного пользования.

Товары, выбираемые при покупке. Эти товары покупатель отбирает в процессе покупки и сравнивает с другими по таким параметрам, как качество, цена, стиль, цвет и т. д. (одежда, обувь, мебель). Эти товары зачастую не имеют известных товарных знаков. Даже если эти товарные знаки есть, то это не имеет особого значения для клиентов при выборе.

Товары со специальными характеристиками — это товары с уникальными данными. Они, как правило, имеют товарный знак и ориентированы на определенные группы покупателей (специальные виды и типы ювелирных украшений, радиоэлектронной аппаратуры, автомобилей, одежды по спецзаказам и т. д.). Покупатель принимает решение о покупке, исходя из наличия известного ему товарного знака или названия фирмы.

Услуги потребительского характера. Услуги - это действия, результатом которых является какой-то полезный эффект (чтение лекций, консультирование, перевод, редактирование, перепечатка рукописи и т. д.) либо какое-то изделие (изготовленный по индивидуальному заказу шкаф, платье, костюм и т.д.)

Товары промышленного назначения делятся на четыре категории: готовые изделия, товары для производственных целей, товары для сферы услуг, услуги промышленного характера.

Готовые изделия. Как правило это полуфабрикаты, а также продукты, которые могут рассматриваться в качестве законченного продукта или же продукта для производственных целей (краска, лак, радиоприемник для автомобиля, электромотор, дрель).

Товары для производственных целей. Эти товары используются в производстве других продуктов (инструменты, оборудование, станки).

Товары для сферы услуг. Эти товары используются фирмами в сфере управления, коммерческих операций и т. д. (кассовые аппараты, канцелярское оборудование и т. д.).

Услуги промышленного характера. Это предпродажное и послепродажное обслуживание машин и оборудования, консультация в области инжиниринга, эккаунтинга, маркетинга, рекламы, финансов и т. д. Эта область бурно развивается по мере усложнения научно-технической продукции.

 

Система оценочных показателей объема продукции должна характеризовать его и количественные и качественные стороны. Используемая в процессе планирования и управления система показателей объема продукции состоит из натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателей.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются фирмами прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (шт., тонны, кв.м., количество клиентов и т.д.).

Если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, фирма, в целях упрощения учета и технико-экономических расчетов может использовать условно-натуральные единицы измерения (условные банки консервов, вес удобрений одного типа в пересчете на содержание основного питательного вещества и т.д.)

Трудовые показатели выражают объем производства во временных показателях - нормо-часах, станко-часах, машино-сменах, человеко-днях, трудоднях и т.п.

Стоимостные показатели выражают объем производства в денежных измерителях. В стоимостных показателях объем производства измеряется как валовая, товарная, реализованная и чистая продукция

Валовая продукция (ВП) это стоимость всего результата производственно хозяйственной деятельности фирмы за определенный период, то есть всей продукции, произведенной на предприятии, включая незавершенное производство (НП) и работы и услуги выполненные для себя (СП).

ВП=ТП+НП+СП

Товарная продукция(ТП) это стоимость продукции, имеющей вид товара, включая готовую продукцию на складе.

 

Отгруженная продукция (ОП) это продукция отправленная потребителям в независимости от того оплачена она или нет. Определяется как разница остатков готовой продукции на складе фирмы.

Реализованная продукция (РП) это стоимость проданной продукции или выручка от реализации. Очень важный показатель. Поскольку на его основе рассчитывается прибыль. В развитой рыночной экономике большое количество товаров продается в кредит, т.е с рассрочкой или отсрочкой платежа. Поэтому в объем реализации включаются как продукция за которую получены деньги, так и дебиторская задолженность.

Чистая продукция (ЧП) это стоимость реализованной продукции без учета материальных затрат (МЗ).

 

Следует отметить важность тщательной проработки системы показателей объема продукции для достижения необходимого результата производственно-хозяйственной деятельности В силу системных особенностей, цели фирмы и цели подразделения фирмы могут не совпадать, потому система показателей результата должна обеспечивать соподчиненность интересов всех подразделений фирмы

 

Литература

6. Экономика и статистика фирм: Учебник Под ред.Проф.С.Д.Ильенковой - М.: Финансы и статистика, 1996 стр.75-93

7. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб.. доп. / Семенов В.М„ Баев И.А„ Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н„ Кучина Е.В.. Варламова З.Н„ Кузьмин А.П„ Под ред. Семенова В.М.. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998. Стр.87-91

 

q Вопросы и задания для самопроверки

1. Объясните разницу между продукцией, продуктом и услугой.

2. Как классифицируются потребительские товары?

3. Перечислите основные показатели объема выпускаемой продукции

4. Что больше - валовая или товарная продукция?


Тема 7. Качество продукции

 

Понятие качества продукции. Показатели и методы оценки уровня качества продукции, факторы, его определяющие. Квалиметрия. Определение экономически целесообразных границ повышения качества. Планирование и обеспечение качества на различных этапах создания, освоения и эксплуатации изделий. Экономическая эффективность улучшения качества продукции. Государственное регулирование и контроль качества продукции и услуг.

 

ü Суть

Конкурентоспособность любой фирмы связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Потому качество продукции является важнейшим показателем результата деятельности предприятия.

Качество - это совокупность свойств продукции [9], обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (ГОСТ 15 467-79)

 

В соответствии с определением, показатели качества должны описывать совокупность свойств, либо степень удовлетворения потребностей в соответствии с назначением, что является следствием совокупности свойств. Среди этой совокупности различают функциональные и органолептические свойства. Органолептические свойства определяются с помощью органов чувств человека. Эта группа свойств очень характерна для потребительских товаров работ и услуг (дизайн кресла, удобство обуви, вкус еды, качество меха, запах духов и т.п.)

Функциональные свойства чаще всего можно измерить в более точных показателях и объективных показателях. Система показателей включает в себя:

1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.

2. Показатели надежности – (т.е безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия). Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Например для самолета безотказность является единственным и самым основным показателем надежности, для автомобилей – безотказность тормозной системы. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции и характеризуется сроком хранения. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состояни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.115 с.)