Глава 3. Бизнес-среда предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Бизнес-среда предпринимательства



Субъекты экономики функционируют в определенных условиях, которые формируют их специфическую среду деятельности или окружение. Ни один предприниматель, ни одна организация не может осуществлять свою деятельность изолированно, вне зависимости от других участников рынка, сложившихся внутренних и внешних факторов. В итоге правомерным становится выделение бизнес - среды предпринимательства или деловой среды предпринимательства.

С точки зрения аналитического подхода, бизнес – среда предпринимательства - это совокупность внешних и внутренних факторов, воздействующих на деятельность предприятия. Внутренние факторы определяются действиями данного предприятия и могут регулироваться управленческим персоналом. Внешние факторы не зависят от деятельности данного предприятия, практически не поддаются воздействию со стороны предприятия, но оказывают на его работу и результаты существенное влияние. Так как бизнес-среда имеет сложную структуру, то для всех её составных элементов справедливо утверждение, что они также представляют собой совокупность специфических факторов.

С точки зрения управленческого подхода, бизнес-среда предпринимательства – это совокупность разного рода участников (субъектов), взаимодействующих с организацией и влияющих прямо или косвенно на её деятельность, и отношений, возникающих в процессе взаимосвязи между участниками и организацией. Так как бизнес-среда имеет сложную структуру, то для всех её составных элементов справедливо утверждение, что они также представляют собой совокупность определённых участников и специфических отношений между ними и предприятием (рис. 3).

При этом необходимо иметь в виду, что по отношению к предприятию все субъекты подразделяются на внешних и внутренних участников. Внутренние участники непосредственно связанны с деятельностью предприятия, так как являются либо его собственниками, либо осуществляют руководство и выполняют определённые трудовые функции (персонал, трудовой коллектив).

Внешние участники осуществляют самостоятельную деятельность и могут как прямо взаимодействовать с данным предприятием (потребители, поставщики, конкуренты, посредники, проверяющие государственные органы, конкуренты), так и косвенно (государство и общество в целом, общественные организации).

 

Рис. 3. Структура бизнес – среда предпринимательства

В свою очередь отношения, возникающие между предприятием и участниками, могут быть формальными и (или) неформальными. Формальные отношения – это отношения, которые являются обязательными для всех сторон, так как в их основе лежат нормы действующего законодательства и установленные договорами условия, а, следовательно, больше носят объективный характер.

Неформальные отношения – это отношения, которые не регулируются нормами права, возникают в силу сложившихся условий (симпатии, увлечения, интересы, общение и т. п.) и крайне непредсказуемы в дальнейшем (уважение или потеря уважения, положительное или негативное отношение, доброта или злоба, сотрудничество или препятствия и т. п.), а, следовательно, больше носят субъективный характер.

В итоге все условия деятельности предпринимателей подразделяются на внешние и внутренние условия, то есть бизнес-среда включает внешнюю и внутреннюю среду.

В управленческой мысли представление о сущности, значении и необходимости принимать во внимание внешнее окружение появилось в конце 50-ых годов 20 века. Само понятие внешней среды прочно утвердилось в экономической науке с 70-ых годов 20 века, когда стало ясно, что для понимания процессов, происходящих на фирме, и слагаемых успеха или неудач необходимо её рассматривать как открытую систему, находящуюся в особом единстве с внешней средой.

Внешняя среда предприятия – это определённая рыночная среда, в которой действует предприятие. Данное окружение формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности, отношения которых с организацией носят формальныйхарактер. Основными субъектами внешней среды организации являются: поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, наёмные рабочие, конкуренты, собственники, местные жители, профессиональные группы, госорганы и т. п.

Внешняя среда представляет собой совокупность факторов за пределами компании, которые на практике влияют на её успех.

В свою очередь разнообразные факторы внешней среды, определяющие деятельность предприятия, можно сгруппировать по трём основным направлениям:

1. Международные факторы:

1.1. общеэкономические условия (цикличность экономического развития, финансовая политика транснациональных банков и фондов)

1.2. стабильность международной политики (заключение международных соглашений по образованию свободных экономических зон, зон свободной торговли, тарифные соглашения, международный маркетинг)

1.3. международная конкуренция (финансовая состоятельность зарубежных партнёров, лицензионная торговля, совместные предприятия)

2. Национальные факторы:

2.1. политические условия (состояние финансовой системы, отношение к собственности, предпринимательству, принципы земельной политики государства, налоговая и антимонопольная политика)

2.2. экономические и демографические условия (покупательная способность населения, уровень доходов и накопления, цикличность экономического развития, предпринимательская активность)

3. Рыночные факторы:

3.1. психология потребителя (потребительский выбор, привычки, традиции, нормы потребления)

3.2. научно-технические условия (новизна конструкций и технологий, конкурентоспособность продукции)

3.3. формы конкуренции (уровень издержек производства, качество продукции, уровень маркетинга)

Предприниматели и менеджеры не могут заметно повлиять на данные факторы, но, в тоже время, внешняя среда оказывает самое существенное воздействие на деятельность предприятия и его результаты. В итоге от руководства в процессе управления хозяйствующим субъектом требуется выработать наиболее оптимальные варианты действий, которые следует предпринять при актуальном воздействии внешних факторов среды на предприятие.

Внутренняя среда предприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникающих в процессе финансово–хозяйственной деятельности. Отношения между агентами при этом носят как формальный, так и неформальныйхарактер.

Внутренняя среда определяется совокупностью внутренних факторов, которые формируются самим предприятием в процессе его деятельности. В результате руководство может воздействовать на элементы внутренней среды и сформировать оптимальные (внутренние) условия хозяйствования.

По мнению Г. И. Шепеленко, к основным группам факторов внутренней среды следует отнести: 1) персонал; 2) техника и технология (комплексный фактор, включающий оборудование, транспортные средства, инструменты, технологии); 3) материальные ресурсы; 4) научно – исследовательские и опытно конструкторские работы; 5) менеджмент; 6) маркетинг.

Каждый перечисленный фактор включает ряд подфакторов. Все условия очень динамичны, поэтому необходимо постоянно за ними следить и быстро реагировать на их изменения. Часть факторов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятия, другие - могут влиять косвенно.

Внутренняя среда предприятия, по мнению В.В Ковалёва и О. Н Волковой, включает пять групп факторов:

1. Конкурентная позиция предприятия (цель деятельности, традиция, репутация, имидж, квалификация руководства и сотрудников, доля рынка и стадия жизненного цикла).

2. Принципы деятельности (форма собственности, организационная структура управления, инновационная деятельность, организация производства, адаптивность, форма специализации, концентрация и диверсификация производства).

3. Ресурсы и их использование (прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств).

4. Маркетинговые стратегия и политика (сегментация рынка, товарная, ценовая и сбытовая политики)

5. Финансовый менеджмент (структура баланса, платёжеспособность и ликвидность, соотношение собственных и заёмных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельности).

В свою очередь конкретные для каждого предприятия факторы внутренней среды индивидуальны и зависят от производимой продукции, величины предприятия и внешних условий деятельности.

В целом, при рассмотрении проблемы взаимозависимости внутренней и внешней среды предпринимательства необходимо обратить внимание на следующий момент: факторы внешней среды предпринимательства формируют не только специфические условия деятельности субъектов экономики, но оказывают существенное влияние на внутренние условия хозяйствования.

Бизнес – среда, прежде всего её внешняя составляющая, оказывает влияние на положение предприятия на рынке, а значит, на способность фирмы удовлетворять нужды и потребности посредством обмена. Поэтому в маркетинге одним из ключевых понятий является «маркетинговая среда фирмы» - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Будучи крайне изменчивой, внешняя среда глубоко затрагивает все стороны деятельности организации, в том числе определяет финансовое благополучие фирмы. Поэтому для характеристики финансовых условий деятельности предприятий используют термин «финансовая среда предпринимательства» - это совокуп­ность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предпри­ятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы.

Каждый предприниматель, организация и отрасль работают в определённых условиях внешней конкурентной среды, которые могут различаться по странам. В результате ряд фирм могут проявить интерес к использованию некоторых преимуществ конкурентной среды зарубежного государства, что позволяет им достичь более высоких результатов. Например, можно открыть представительство компании или начать дело в другой стране, чтобы сократить расстояние и время производства и продажи продукции, использовать более выгодное природно-географическое положение и размещение ресурсов, использовать преимущества различных общественных институтов.

В целом выделение внешней маркетинговой, финансовой и конкурентной среды является закономерным процессом. Организация выполняет одновременно несколько функций (производства, сбыта, снабжения ресурсами, обеспечения занятости, безопасности труда и др.) и включает множество составных подсистем (производственную, финансовую, управляющую, транспортную и др.), которые находятся в постоянном взаимодействии между собой и внешней средой. Однако у всевозможных хозяйствующих субъектов важность функций и элементов различна, что приводит к выделению наиболее значимых для деятельности предприятия (финансовая, сбытовая, конкурентная сторона деятельности).

Бизнес-среда предпринимательства и все её составляющие, прежде всего внешняя среда, имеют ряд важных характеристик, которые необходимо принимать во внимание в процессе управления предприятием:

1) Взаимосвязанность факторов среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Другими словами, необходимо учитывать степень взаимосвязи и взаимозависимости между факторами внешнего окружения фирмы (между политической и правовой средой, между экономической и демографической и т. п.);

2) Сложность среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать. Основным преимуществом организаций, работающих в несложной среде, является ограниченность факторов, которые необходимо принимать во внимание руководству фирмы. Организации, работающее на международном уровне, характеризуются крайне сложной внешней средой;

3) Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. В современных условиях окружение организации меняется нарастающими темпами, то есть среда становится всё подвижнее. Подвижность среды отлична у разных подразделений организации, зависит от отраслевой принадлежность фирмы, от региона и страны;

4)Неопределённость среды – это функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в данной информации. Чем среда неопределённее, тем сложнее принимать управленческому персоналу оптимальные решения.

Таким образом, внешняя среда предпринимательства – это часть бизнес – среды предприятия, которая оказывает наиболее существенное влияние на все стороны деятельности организации и носит внешний характер по отношению к ней. Она состоит из микросреды (среды прямого воздействия) и макросреды (среды косвенного воздействия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.018 с.)