Глава 2: Сущность предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2: Сущность предпринимательства



 

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это:

- самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

- инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;

- деятельность рискового процесса, направленного на систематическое извлечение прибыли.

С точки зрения законодательства - Части 1 ГК РФ ст. 2. п. 1. - предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Без регистрации предпринимательство не разрешается.

Субъекты предпринимательской деятельности - это лица, которые могут заниматься данной деятельностью. В соответствие с действующим законодательством (Часть 1 ГК РФ) к ним относят индивидуальных предпринимателей и юридические лица (рис. 1).

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Физические лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Основной чертой, характеризующей индивидуального предпринимателя, является полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Рис. 1. Субъекты предпринимательской деятельности

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица, действующие в экономическом пространстве страны в рамках предпринимательской деятельности, представлены двумя категориями организаций - коммерческими и некоммерческими. Различие между ними достаточно существенно, хотя принципиально представители обеих категорий получают право на предпринимательскую деятельность.

Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом

Производственный кооператив (артель) - признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ.

Полное товарищество - признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью - признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерное общество - признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми.

Открытое акционерное общество - это акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество - это акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Государственное и муниципальное унитарное предприятие - признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.

Классическая модель - это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти.

Инновационная модель - представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

Главной определяющей частью инновационного предпринимательства является создание новой продукции, работ, информации, интеллектуальных ценностей, то есть это особый новаторский процесс постоянного поиска новых возможностей, умение извлекать и использовать для решения постоянных задач новые материальные и интеллектуальные ресурсы из самых разнообразных источников. Оно связано с готовностью предпринимателя добровольно взять на себя риск, то есть принять финансовую, моральную и социальную ответственность, который должен принести денежный доход и личное удовлетворение в достигнутом.

Как свидетельствует статистика, деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций в экономически развитых странах.

Роль инновационной деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, занятый внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.

По мнению большинства экспертов, в ближайшие 15-20 лет основные исследования будут вестись в трёх областях:

- информационные технологии, призванные объединить возможности компьютеров и телефонов для создания, хранения, обмена и использования всевозможных данных без временных и пространственных ограничений;

- биотехнологии, позволяющие изменять и повторять физиологические и патологические (болезненные) состояния живых организмов;

- нанотехнологии, способствующие созданию устройств из атомов и молекул, которые могут применяться от фармацевтики и полупроводников до энергетики.

Как результат, к личности предпринимателя предъявляются новые требования:

- поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

- готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

- ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);

- вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

- целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);

- стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);

- систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);

- способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;

- независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Статус - это правовое положение, состояние. В результате статус предпринимательства - это правое положение предпринимательской деятельности и предпринимателей. Любое лицо - физическое или юридическое - получает официальный статус только после прохождения государственной регистрации.

В настоящее время трактовка предпринимательства рассматривается через призму прав человека - ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Она, как важнейшее условие создания рыночной среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.

Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению РФ установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.

К числу условий, определяющих возможность осуществления предпринимательской деятельности, наряду с необходимостью регистрации, относится задача лицензирования. Лицензирование представляет собой организационную систему предоставления права на ведение определенной предпринимательской деятельности. Такое право фиксируется в специальном документе, называемом лицензией.

Очень близким предпринимательству по смыслу является понятие бизнеса: бизнес (от англ. business – дело) - экономическая деятельность, приносящая доход (прибыль). Однако о предпринимательстве говорят тогда, когда хотят подчеркнуть новаторскую или инновационную сторону бизнеса.

Бизнес есть такая деятельность, где организация производства товаров и услуг осуществляется теми, кому принадлежат факторы производства. Бизнес есть организация экономической деятельности на основе индивидуальной частной или акционерной собственности с целью получения прибыли. В этой системе не требуется централизованного планирования и координации экономической деятельности со стороны государственных институтов, все это заменяет рынок и система цен. Бизнес есть сфера свободного предпринимательства, прибыль или убыток от которого целиком приходятся на долю собственника-предпринимателя.

Организационной единицей бизнеса является фирма или компания. Это самое общее название любой производственной ячейки предпринимательства, независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности.

Существует три вида фирм. Первым является единоличное предприятие, определяемое как единоличное владение или единоличная собственность. Фирма с единоличным владением, когда она принадлежит одному собственнику, имеет ряд преимуществ и недостатков по сравнению с другими организационными типами фирм. В качестве ее преимуществ можно выделить следующие аспекты:

- собственнику предприятия полностью принадлежит прибыль фирмы, и он имеет определенные налоговые льготы ибо эта прибыль рассматривается как его доход;

- владелец фирмы имеет низкие издержки по организации производства, его решения будут немедленно претворены в жизнь;

- небольшие размеры фирмы позволяют ему поддерживать контакты как со своими рабочими, так и с покупателями продукции компании.

К недостаткам данного вида фирм следует отнести:

- ограниченные возможности к расширению капитала. Расширение производства осуществляется в основном за счет капитализации его прибыли;

- собственник фирмы несет неограниченную ответственность за финансовое состояние предприятия: все его имущество по суду может быть направлено на удовлетворение требований кредиторов и погашение долгов;

- собственник фирмы сам должен разбираться во всех производственных и финансовых вопросах и обладать недюжинными способностями к предпринимательству, которые не передаются по наследству.

Наблюдения за подобного рода фирмами показывают, что они, как правило, существуют не более 2—3 поколений.

Вторым видом фирм является партнерство, или товарищество. Эта форма предполагает объединение капиталов двух или более хозяйствующих субъектов. Существуют два вида партнерств полное и на вере. Преимуществами партнерства являются более широкие возможности к расширению производства по сравнению с единоличным владением, увеличивается возможность получения кредита в банковской сфере, возникает необходимость привлечения к управлению фирмой профессиональных менеджеров. Как и при единоличном владении, прибыль облагается налогами как личный доход каждого из партнеров.
Сложность у этого вида фирмы возникает при ее ликвидации и переориентации на другие виды производства.

Третьей формой бизнеса является корпорация (акционерное общество). Это ведущая форма современного предпринимательства. Ее собственниками являются многочисленная армия держателей акций, имеющих ограниченную ответственность в размере своего вклада в акционерный капитал корпорации. Вся прибыль корпорации принадлежит ее акционерам. Она делится на две части. Одна распределяется среди держателей акций в виде дивидендов, другая представляет нераспределенную прибыль, идущую на реинвестирование. Создание корпораций регламентируется государственным законодательством.

В общем случае между предпринимательством, хозяйственной деятельностью и бизнесом существует тесная взаимосвязь (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь предпринимательства, хозяйственной деятельности и бизнеса

Предприниматель в рамках своей предпринимательской деятельности способствует созданию нового производства в рамках индивидуальной деятельности или предприятия, которое занимается хозяйственной деятельностью.

Хозяйственная деятельность - это целенаправленная деятельность, то есть усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчёте и направленное на удовлетворение их разного рода потребностей.

Для достижения поставленной цели необходимо эффективное управление новым производством, что и делает менеджер. Таким образом, предпринимательская и управленческая деятельность взаимосвязаны, при чём первая порождает необходимость второй, так как в рамках управления происходит организация и упорядочение должным образом созданного процесса производства, что способствует собственникам возвращение вложенных средств и получение причитающегося дохода.

В конечном итоге организуется выполнение социального (общественного) заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей (получение прибыли), то есть бизнес или бизнес-деятельность.

Осуществлять полноценную предпринимательскую деятельность возможно только в условиях рынка.

Рынок как экономическая категория - это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Объективными условиями для появления рынка являются:

- развитое общественное разделение труда;

- экономическая обособленность и самостоятельность рыночных субъектов;

- наличие различных форм собственности;

- тесная связь с мировой экономикой путём внешней торговли;

- потребность выхода на внешний рынок в целях дальнейшего роста хозяйственной деятельности.

В целом рынок выполняет следующие функции:

1) согласовывает производство и потребление в ассортиментной структуре, поддерживает сбалансированность спроса и предложения по объёму и структуре;

2) устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов;

3) экономически стимулирует эффективность производства, побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулирует НТП и на его основе способствует интенсификации производства и эффективности всей экономики;

4) обеспечивает динамичную пропорциональность в развитии отдельных регионов, областей, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике;

5) обеспечивает экономичность потребления, сокращению издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса населения с заработной платой.

Можно выделить следующие типы рынков и их характеристики:

1) Неразвитый рынок - рыночные отношения носят случайный, преимущественно товарный (бартерный) характер.

2) Свободный (классический рынок) - характеризуется неограниченным числом участников и свободной конкуренцией между ними, абсолютно свободным доступом к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. абсолютной мобильностью факторов производства, неограниченной свободой передвижения капитала, наличием у каждого участника абсолютно полной информации о рынке, абсолютной однородностью одноименных товаров (нет торговых марок и т. п.), стихийным установлением цены в ходе свободной конкуренции, отсутствием монополий, монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования.

3) Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

4) Деформированный рынок - характеризуется отсутствием многочисленных рыночных субъектов, чрезмерной централизацией в распределении ресурсов и их движении, монополизмом производителя и торговца, несбалансированностью спроса и предложения, расцветом бартерных сделок, отсутствие выбора у потребителей и полной самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Также выделяют рынки по объектам (рынок товаров и услуг, рабочей силы, средств производства, ценных бумаг, валюты, научно-технических разработок и патентов, рынок информации, средств обращения, отдельных товаров и услуг и т. п.), субъектам (рынок покупателей, продавцов, госучреждений, промежуточных продавцов и международных покупателей), по географическому расположению (местный, региональный, национальный и международный) и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.051 с.)