История становления и развития теории предпринимательства в мире



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития теории предпринимательства в мире



 

Предпринимательство — историческая категория. Вместе с развитием хозяйственной деятельности людей совершенствовалась и теория предпринимательства

Ричард Кантильон был первым теоретиком в данной области. Его работы относятся к началу XVIII в.

Разделение понятий «собственник на капитал» и «предприниматель» произошло в конце XIX в. Й.А. Шумпетер внес большой вклад в развитие теории предпринимательства в этот период[29].

С работами Р. Хизрича, Найта, Фон Тюнена и М. Питерса связан следующий этап развития теории предпринимательства[30].

В Америке и в странах Западной Европы в конце XIX в. появились публикации биографий и автобиографий известных преуспевающих предпринимателей. Однако история бизнеса статус научной дисциплины приобрела только во второй половине XX в. В длительном процессе становления новой отрасли знания мировым лидером стали США.

«Business History review» — первый специализированный журнал «История бизнеса» появился в 1926 г., где публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, а также разным аспектам производственной и коммерческой деятельности бизнесменов.

Американский историк Грае В 1927 г. возглавил в Гарвардском университете первую кафедру истории бизнеса. Объединенные усилия университета и журнала внесли важные коррективы в процесс дальнейшей институциализации предпринимательской теории, в результате чего родилась Гарвардская школа. Кафедра и Журнал в 1948 г. были неким прологом к учреждению центра по изучению предпринимательской истории при Гарвардском университете (Center for business history). А. Коул и Й.А. Шумпетер были его основателями.

В рамках теории предпринимательства С 1950 г. появились исследования, которые были посвящены изучению отраслей производства, истории крупных фирм, а также мелкого бизнеса, которые и по сей день являются основными главными темами[31].

В рамках Американской конференции по истории бизнеса с 1954 г. и по сегодняшний день ежегодно проводятся форумы (American business history conference), которые собирают специалистов со всего мира.

Американская конференция одновременно с этим издает специализированные журналы: «Предприятие и общество» («Enterprise and society») - новый международный журнал, который пришел на смену в 2000 г. широко известному тогда - «Предпринимательская и экономическая история» («Business and economic history»).

На сегодня в США работают еще две организации: «Economic and business historical society» - Общество экономической и предпринимательской истории и Hagley museum - Центр по истории бизнеса, технологии и общества Музея Хагли. Каждый год они также собирают конференции, где обсуждают актуальные проблемы истории предпринимательства в Европе, Америке и на Востоке. В США библиотека Хагли и его музей являются одними из крупнейших независимых исследовательских центров.

Это учреждение особенно привлекательно для специалистов благодаря богатейшей коллекции книг по технологии индустриализации, истории бизнеса, экономики и многим другим аспектам[32].

Творчество Й. Шумпетера является еще одной более заметной вехой в эволюции теоретико-методологической базы. Трудно переоценить его вклад в науку. В свое время на прочный фундамент поставила знаменитая «концепция Новатора» теорию эволюции предпринимательства.

Суть заключалась в том, что ученый ввел новую — производственную — функцию в модель экономической системы. По мнению Й. Шумпетера, ее выполнял Новатор, который пытался получить большую прибыль. Для обеспечения возможности действовать, на помощь Новатору приходил банкир. Он и предоставлял необходимые кредиты.

В 1959 г. Э. Пенроуз опубликовал фундаментальную монографию - «Теория роста фирмы». В разработке эволюционной теории фирмы появление этой работы можно назвать настоящим прорывом.

Понятие «фирма» автор раскрыл по-новому. Фирма, по его мнению, с одной стороны, является административной организацией, имеющей транзакционные преимущества на рынке, а с другой аккумулирует человеческие и материальные ресурсы. Он доказал, что даже при скудном потенциале менеджеров фирма обладает возможностями роста.

Работа американского исследователя показала три наиболее важных области, необходимых для изучения:

1) технологические изменения;

2) организационное поведение;

3) стратегический менеджмент.

В 1958 г. по инициативе профессора Ливерпульского университета Ф.Е. Хайда в Великобритании стал издаваться журнал «История бизнеса» («Business history»). Год спустя благодаря спонсорской поддержке Торговой палаты Глазго был учрежден фонд, который позволил профессору П.Л. Пэйну организовать курсы лекций по истории предпринимательства в ведущем шотландском университете. Положительную роль в процессе институциализации сыграл образованный в 1960 г. Шотландский совет по предпринимательским архивам, взявший на себя роль связующего звена между преподаванием и академическими исследованиями. Совет также много сделал в области изучения и использования документов частных архивов.

Новый шаг институциализации теории предпринимательства был тесно связан с созданием научно-исследовательских центров в Рединге и в Глазго в 1989г. На данный момент они тесно сотрудничают друг с другом.

Отделение по истории предпринимательства также активно действует в рамках Лондонской школы экономики (Business history unit — BHU). В 1990 г. специалисты Великобритании объединились на общенациональном уровне, создав Ассоциацию бизнес-историков (АВН).

Более 200 специалистов были объединены под ее аббревиатурой. Раз в два года эта организация проводит широкие форумы, куда приезжают специалисты из разных стран. Специалисты из Бельгии и Германии относятся к числу европейских первопроходцев.

В 1971 г. при университете Антверпена на континенте появилась одна из первых организаций (Centrum voor Bedijfgeshiedenis). С одной стороны, она стала важнейшим центром документации, а с другой — сконцентрировала все своё внимание на изучении истории предпринимательства и предпринимателей Антверпена с XVIII в. и по сей день. Здесь создаются описи и библиографии, хранятся архивы делопроизводственных документов[33].

В Бельгии, в настоящее время, находятся несколько центров фундаментальных исследований. В свободном университете Брюсселя, в 1986 г., преподавателями журналистики и истории была создана группа для изучения и исследования истории бельгийских служащих.

Появилась еще одна организация для содействия истории предпринимательства — Фламандская ассоциация. Она выполняла посреднические и координационные функции не только между университетами, предприятиями, архивами и другими общественными институтами, но также и между специалистами. И, наконец, в Брюсселе, в 1994 г. была учреждена Ассоциация содействия архивам частных компаний.

 

 

В ФРГ в 1976 г. образовалось Общество по истории предпринимательства, начавшее издавать журнал-ежегодник. В рамках Общества, в настоящий момент, функционируют четыре рабочие группы: по истории бизнеса в нацистский период, по банковской истории, по истории транспорта, страхового дела и др.

В 1989 г. появилась Немецкая ассоциация критической истории предпринимательства. Она, в течение 10 лет, ежегодно проводила конференции, где обсуждались различные вопросы, связанные с определением предмета дисциплины, актуальные проблемы истории бизнеса, сравнение с другими пограничными отраслями знаний.

В 1983 г. в Италии берет начало процесс институциализации. Начинается всё с создания Ассоциации истории и исследований предприятий.

Преобразованный в фонд в 1992 г. получает поддержку от крупных концернов: «Монтедисон», «Фиат», «Фрателли Диогварди». Также в качестве спонсора фонда выступила Миланская торговая палата. Ассоциация истории и исследований предприятий определяет для себя основные четыре направления деятельности. Основным становится организация научно-практических конференций и семинаров.

В Голландии, новая дисциплина, в последние десятилетия XX в. активно развивалась.

В 1984 г. специализированный центр первым в Голландии организовал Университет Эразма в Роттердаме (CBG). Университет Утрехта также последовал за ним. В Голландии в настоящее время действует несколько организаций. Это Фонд содействия истории предпринимательства, который проводит семинары и объединяющая более 100 специалистов - Национальная ассоциация.

История предпринимательства в таких странах Западной Европы как Финляндия, Венгрия, Франция, Португалия, Греция также переживает период бурного развития, но процесс институциализации гораздо слабее, чем в Бельгии, Италии, Великобритании, Германии и Голландии. Во Франции, например, специалисты не объединились еще в какое-либо сообщество, даже несмотря на то, что в стране с 1992 г. выходит специализированный журнал — «Предприятие история» («Entreprise et histoire»).

Многие французские бизнес-историки со стороны поддерживаются спонсорами, которые как коммерческая структура могут быть очень заинтересованными; банковская проблематика развивается особенно бурно.

В 1995 г. в Венгрии, в Будапеште, при Отделении экономической истории, был создан Центр исследований по истории бизнеса, развивающий активно сейчас международное сотрудничество. В последние десятилетия в остальных странах заметно возросло общее количество публикаций и трудов по теме.

Процесс европейской научной интеграции в настоящее время ширится. В новой дисциплине, для развития на разных уровнях фундаментальных исследований, историки объединили свои усилия. Каждый год проходят двусторонние коллоквиумы и семинары, которые организовывают без исключения все перечисленными выше центры. Более того, с научными учреждениями Японии и США установлен тесный контакт. Самое главное событие, пожалуй, произошло в октябре 1994 г. При университете Эразма в Роттердаме по инициативе Центра (CBG) состоялась международная конференция, на которой объявили о создании Европейской ассоциации истории бизнеса (ЕВНА). Поддержка исследований в данной области знания стала главной целью новообразовавшегося научного сообщества. Ассоциация одновременно решает и образовательные задачи. Она начинает обучать и расширять круг новых специалистов по дисциплине «эволюция предпринимательства». ЕВНА собирается на конференции раз в два года.

Во второй половине XX в. европейцы потеснили специалистов США, хотя последние и сохранили за собой научный приоритет. В 1966 г. профессор университета Глазго П.Л. Пэйн убеждал своих коллег в том, что следует отказаться от ориентации на отдельное предприятие в теории предпринимательства и предложил рассматривать данную дисциплину как часть экономической истории, которая в качестве источников привлекает делопроизводственную документацию компаний и делает отправной точкой исследования предпринимателя и фирму. П.Л. Пэйн настаивал на том, что необходимо выходить за рамки предприятия и акцентировать внимание на регионе. В конечном итоге он дал определение теории предпринимательства как «корневому (или антропологическому) подходу к экономической истории»[34].

70-е годы стали важной вехой в развитии теоретико-методологической базы истории предпринимательства. Появилась так называемая новая институциональная экономика, которая выделилась из ортодоксальной экономической науки, дрейфовавшей в сторону математизации исследовательских методик, что превращало ее в дисциплину для посвяпхенных. Главными аналитическими инструментами нового направления в науке стали теории трaнсакционных издержек и игр. По мнению современных западных специалистов, с появлением неoинституционализма история предпринимательства обрела полезный теоретический инструментарий.

В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А. Чандлeрa «Видимая рука» (Thе Visiblе Hаnd). Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный им эмпирический материал, сформировал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации, которая оказалась отличным инструментом для познания предпринимательской деятельности в эпоху свободной конкуренции (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Несмотря на довольно жесткую и продолжающуюся критику в ее адрес, книга А. Чандлера открыла новые направления исследований, поскольку ориентировала историков на изучение эволюции предпринимательства. И в этом заключалась ее сила.

Открытие, сделанное американским историком, в последние десятилетия XX в. определило развитие теории эволюции предпринимательства не только в США, но и в Европе и Японии; оно также способствовало соединению таких дисциплин, как история предпринимательства и история технологии. «Видимая рука» А. Чандлера заслуженно была удостоена двух престижных наград: премий Пулитцера и Бэнкрoфта.

В последние десятилетия XX в. история предпринимательства испытала на себе воздействие и со стороны социальной истории. Справедливости ради следует заметить, что историки сами повернулись к ней лицом. Призыв расширить теоретико-методологическую базу исследований за счет использования новейших достижений социальных дисциплин в области микроанализа особенно сильно прозвучал в Великобритании, где специалисты всегда дорожили своей неразрывной связью с экономической историей. В Германии, напротив, считали, что история предпринимательства является частью социальной истории, которая дает возможность подойти к решению фундаментального вопроса о природе фирмы и проанализировать ее во всей многосложности.

На современном этапе, как мы убедились, история предпринимательства обнаружила очень тесные связи с другими отраслями гуманитарного знания, и поэтому она опирается на ту методологию, которая необходима для решения поставленных задач. Словом, с точки зрения теоретико-методологической историки проводят свои исследования в довольно широких рамках, прибегая к междисциплинарному анализу. Однако именно новая институциональная экономика и эволюционный метод составляют базовый теоретический фундамент большинства исследований по эволюции теории предпринимательства. При этом основной посыл заключается в том, что фирма является социальным институтом, который формирует общество и одновременно формируется обществом. Последнее, принципиально важное теоретическое положение помогает историку выбрать адекватный политический, социальный и интеллектуальный контексты.

Как было показано выше, все, что происходило в истории предпринимательства в течение последних 20 лет, было так или иначе связано с процессами, затронувшими такие дисциплины, как экономическая история, история технологии, экономика, научный менеджмент и др.

В 90-е годы представители этих отраслей знания единодушно пришли к одному очень важному для всех выводу. Конкурентные преимущества страны, как оказалось, рождаются на низовом и среднем уровнях структуры народного хозяйства. Это значит, что экономическое лидерство скорее зависит от стратегии и общего устройства фирмы или отрасли производства, от поддерживающих их институтов, усилий НИОКР, а не от таких макроэкономических показателей, как валютные курсы, трудовые и капитальные издержки, цены и пр. Из данного теоретического обобщения вытекают важные последствия для истории предпринимательства как научной дисциплины. Благодаря этому она наконец-то в глазах скептиков повысила свой статус и стала равной среди родственных ей наук.

На излете XX столетия названные в статье отрасли знания пережили процесс сближения и даже конвергенции, причем не только в своих исследовательских программах. Все дисциплины продемонстрировали тенденцию к соединению эмпирических исследований с теоретическим анализом. Однако следует признать, что сближение с экономическими науками на новом витке поступательного развития оказалось наиболее благотворным для истории бизнеса. Из всех последних теоретико-методологических обретений истории предпринимательства, пожалуй, самым важным является эволюционный подход. Именно он позволяет ей возвыситься над утомившими всех историческими микроoписаниями и подняться на макрoуровень. Благодаря эволюционному подходу теория эволюции предпринимательства интегрируется с магистральным направлением исследований в области экономики и экономической истории. экономическая политика

Исторический очерк развития предпринимательства стоит предварить рядом теоретических замечаний.В историческом аспекте зарождение предпринимательства связано с общественным разделением труда, появлением городов, олицетворяющих развитие производства и торговли, отделением ремёсел от сельского хозяйства – т.е. с комплексом экономических явлений становления рыночного (в противовес натуральному) хозяйства, товарoденежных отношений. Развитие предпринимательства связано с закреплением за определенными социальными слоями этого рода деятельности. В этом смысле историю предпринимательства можно рассматривать как в плане формирования, развития его социальной базы, так и в ракурсе государственной политики в отношении предпринимательских слоев, законодательного оформления их прав и обязанностей. Эти два аспекта можно рассматривать как ключевые в анализе развития предпринимательства на каждом рассматриваемом историческом этапе (рис. 3 «Условия развития предпринимательства»).

Рис.3. «Условия развития предпринимательства»

 

В XIX в. уже выделили основные признаки предпринимательства, и они были достаточно четко были сформулированы:

1) способность идти на риск, самостоятельность, инициатива;

2) владение капиталом;

3) ориентация деятельности на извлечение прибыли;

4) комбинирование и соединение факторов производства;

5) способность преодоления среды, творчество, новые методы управления производством и др.

В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание данного понятия:

- предпринимательство – специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в собственном смысле слова в российском обществе являются лишь те, кто олицетворяет собой синтез экономической самостоятельности, финансовой мощи и технико-технологических новаций;[35]

- предпринимательство – всякая деятельность, направленная на комбинирование факторов производства с целью извлечения дохода. Соответственно предпринимателем может быть признан всякий субъект, осуществляет ли он сугубо репродуктивные или новаторские функции, лишь бы они способствовали максимизации дохода. В данной трактовке предпринимательство и бизнес выступают как синонимы; предпринимательство – экономический и социoкультурный феномен, присущий определенной (западной) цивилизации. В России функции нововведения (изобретатели и т.п.) и “делания денег” (дельцы) отделены друг от друга, а потому предпринимательства как такового не существует. Безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые при этом преследуют субъекты предпринимательства, можно расширительно трактовать предпринимательство как тип общественной деятельности, способствующий рыночной трансформации российской экономики.

Можно выделить предпринимателей двух различных типов. Для первого характерно стремление к прибыли, для второго – инновационная деятельность.

В организации и собственно ведении хозяйственной деятельности предпринимателя можно выделить несколько стадий:

1) зарождение предпринимательской идеи, организация производства;

2) проникновение на рынок;

3) временная монополия – при условии, что удалось занять свою нишу;

4) борьба с появляющимися конкурентами.

Все эти стадии характерны своим набором проблем, стоящих перед предпринимателем.

Для первой главное – получение информации, возможность приобрести права собственности на техническую новинку, способности и связи самого предпринимателя, подбор квалифицированной и работоспособной команды.

Для второй – получение финансирования, приобретение различных факторов производства, что представляет особо сложную проблему, реклама. На этой стадии предприниматель, как правило, не получает прибыли[36].

Проблемы третьей стадии связаны с расширением производства, с капиталовложениями и правильной ценовой политикой.

На четвертой стации необходимо внедрение очередной “новой комбинации”.

 

2.2. Становление предпринимательской деятельности в России как самостоятельной отрасли

 

Применительно к России предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в форме торговли и в виде промыслов — звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Его первыми массовыми представителями были купцы, известные не только внутри страны, но и за ее пределами: на Кавказе, в Византии и Багдаде.

Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились крупными зонами предпринимательства. К XI в. на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками.

Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве (например, купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство).

Татаро-монгольское иго нанесло тяжелейший удар по предпринимательству, задержав его развитие на территории Киевской Руси

на несколько столетий. Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков

и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.

В XV —XVI вв. предпринимательство было распространено в основном в виде сельских промыслов, представленных лыкодерством, изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением, солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии расцвела торговля, предметом которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, конопля, полотно, изделия из кожи и металла.

В XVI в. на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности купечества. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, бывших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI по XX в.

Мощным импульсом развития предпринимательства в царской России, в состав которой тогда входила Украина, стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Величайшие русские предприниматели — «птенцы гнезда Петрова» — навеки вписали в историю свои имена. Самым ярким примером этого может служить рождение дома Демидовых, берущего свое начало от тульского кузнеца. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых

производилось 40% чугуна в России. Известны были Демидовы и своей благотворительной деятельностью. Сам Петр I по существу являлся первым предпринимателем России, хотя бы уже потому, что ему в полной мере были присущи основные качества предпринимателя, а его деятельность впитала в себя предпринимательские начала. Частично перенимая предпринимательские

подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в царской России. Дальнейший подъем предпринимательства был связан с отменой крепостного права и проведением земской реформы. С этого периода начинает развиваться капиталистическое предпринимательство, увязанное с купечеством.

Ко второй половине XIX в. появилась необходимость различать предпринимателя и владельца капитала — капиталиста. Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем стираются, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления.

Наиболее массовыми группами предпринимателей на рубеже XIX —XX вв. становятся богатые крестьяне, ремесленники и торговцы. В это время предпринимательством в царской России занималось более 5 миллионов человек, насчитывалось около полутора тысяч акционерных компаний. Процветал также семейный капитал, частный бизнес. Естественно, что царизм, дворянство, помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России. Но самый тяжелый удар по нему нанесла октябрьская революция 1917 г.

Отмена частной собственности, ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, физическое уничтожение самих собственников привели, наряду с гражданской войной, к резкому падению объемов производства и снижению уровня жизни людей. Для восстановления утраченного потребовались долгие годы героического и самоотверженного труда всего народа. На несколько лет предпринимательство возродилось в Советской России в период новой экономической политики (нэпа) с 1921 по 1926 г. Однако это был последний свободный вздох бизнеса в России, а затем — в Советском Союзе, перед тем как он был окончательно задушен системой «социалистических отношений». Лишь начиная с 1965 г., ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, произошло минимальное «размораживание» предпринимательства.

В истории советского государства предпринимательство мелькнуло кратковременным НЭПом, свернутым мгновенно в течение буквально двух лет как явление, противоречащее основной идее социализма. Все, кто успел “высунуться” в этот период, были наказаны, не говоря о нажитом имуществе и капитале, не только сами, но обрекли на мучения своих близких и родственников. Предпринимательство было предано анафеме, а предприниматели тщательно и планомерно изживались из общества или были изгоями.[37]

Прошло время, все изменилось и встало на свои места – отменена власть советов, так и не осуществившая ни одной из продовольственных и других программ, а предпринимательство снова стало козырной картой в экономике и политике. Новая волна предпринимательства, как закономерная и поощряемая государством деятельность возрождена в период 1987-1990 гг. Согласно действующему законодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Юридические лица делятся на две основные формы (рис. 5):

1) коммерческие;

2) некомерческие.

 

 

Рис.4. Формы юридических лиц.

 

Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи перестройки и гласности. Но официальные черты гражданства предпринимательство приобрело только с распадом Советского Союза и провозглашением независимости всех входивших в его состав государств. Существует неправильное мнение, что предпринимательство — удел лишь отдельных частных лиц, мелких фирм. Такой взгляд характерен для экономики прошлых времен. Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления — вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось. Наряду с государственной появились новые формы собственности: коллективная и индивидуальная (рис. 4).

 

Рис.5. Виды предпринимательской деятельности.

 

За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому надобность в предпринимательстве по-прежнему сохранилась, изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил. Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом бизнесе предприниматель активен и ориентирован прежде всего на какие-то достижения. Вкладывая в собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, он демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Однако все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным.

Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному, предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично сельским хозяйством. Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами. Старое понятие «предпринимательство» в последнее время получило, таким образом, новое содержание.

Современное российское предпринимательство требует комплексного научного исследования. Предметом изучения должны стать в первую очередь социальные, экономические, политические, правовые, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности, позволяющие выявить отличительные особенности российского предпринимательства, перспективы его развития, дать прогноз возможных сценариев взаимодействия предпринимателей с другими слоями и институтами гражданского общества во избежание острых социально-экономических коллизий в условиях весьма болезненных преобразований, создать качественное правовое обеспечение российским реформам.

В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и умением использовать производственные ресурсы в расчете на получение дохода.




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.015 с.)