Глава 5. Источники финансовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Источники финансовых ресурсов



 

Финансовые ресурсы организаций (предприятий) - это совокупность денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне.

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на 3 группы:

1) Финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств:

- прибыль от основной деятельности, прибыль от продажи выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций;

- амортизационные отчисления;

- поступления от учредителей при формировании уставного капитала,

- дополнительные паевые и иные взносы в уставный капитал;

- дополнительная эмиссия и размещение акций;

- стойчивые пассивы (кредиторская задолженность) и др.

2) Финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств:

- средства от выпуска и продажи облигаций;

- кредиты банков и иных кредитных организаций;

- займы, предоставленные другими юридическими и физическими лицами;

- факторинг, финансовый лизинг и др.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность предприятия невозможна без использования заемных средств. Однако в ситуации, когда размер затрат по обслуживанию долга превышает размер дополнительных доходов от использования заемных средств, неизбежно ухудшение финансовой ситуации на предприятии.

3) Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:

- страховые возмещения по наступившим рискам;

- средства, поступающие от ассоциаций, союзов;

- средства из бюджетов различных уровней;

- дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов;

- средства из внебюджетных фондов.

Бюджетные средства могут использоваться как на возвратной, так и на безвозвратной основе.

В свою очередь, собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников.

В составе внутренних источников выделяют:

- прибыль, остающаяся в распоряжении организации;

- амортизационные отчисления;

- средства собственников (учредителей);

- эмиссионный доход, резервные фонды;

- доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с учредителями и т.п.

Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков.

В составе внешних источников выделяют:

- дополнительные паевые и иные взносы в уставный (склодочный) капитал;

- дополнительная эмиссия и размещение акций;

- устойчивые пассивы (кредиторская задолженность) - это привлеченные средства, не принадлежащие данной организации, но постоянно находящиеся в ее обороте.

В целом, привлеченные средства - это средства, не принадлежащие предприятию, но в отличие от заемных, не оформляемые специальными кредитными соглашениями и используемые, как правило, безвозмездно. По существу, это устойчивая кредиторская задолженность: переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; минимальная задолженность перед бюджетом по налогам и т. п. Образование данных фондов вызвано тем, что между моментом поступления денежных средств, предназначенных для вышеперечисленных выплат, и фиксированным (либо договором, либо законом) днем выплаты имеется определенное число дней, в течение которых указанные средства уже находятся в обороте организации, но не расходуются по своему назначению.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, как уже отмечено, относятся страховое возмещение по наступившим рискам; средства, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов.

Консолидированная прибыль - представляет собой сводную прибыль по бухгалтерской отчетности от корпоративной деятельности. По ряду причин отдельные предприятия образуют финансово-хозяйственный комплекс, который с одной стороны имеет самостоятельный юридический статус, а с другой стороны нацелен на решение единых задач, что способствует получению высокого уровня прибыли, так как наличие консолидации позволяет уменьшить налогообложение.

Основные показатели финансовых результатов и алгоритм их формирования представлены в форме № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» (рис. 5).

 

Рис. 5. Схема формирования финансовых результатов организации

Доходами организации (ПБУ 9//99)признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (кроме вкладов участников (собственников)). Они подразделяются на доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции (работ, услуг)) и прочие доходы.

К прочим доходам организации относят:

1) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

2) (см. текст в предыдущей редакции)

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

3) (см. текст в предыдущей редакции)

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

4) (см. текст в предыдущей редакции)

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

5) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

6) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

7) (см. текст в предыдущей редакции)

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

8) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

9) поступления в возмещение причиненных организации убытков;

10) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

11) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

12) курсовые разницы;

13) сумма дооценки активов;

14) поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и др.).

В составе прочих можно условно выделить операционные доходы (1-6 пункты), внереализационные доходы (7-13 пункты), чрезвычайные доходы (14 пункт).

Для целей налогообложения порядок определения доходов организации несколько иной (НК РФ - ст. 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов», ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы»). Они подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Расходами организации для целей финансового учёта признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (за исключением решения участников (собственников) организации).

Расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности (связаны с производством и продажей продукции (работ, услуг)) и прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности группируются по 5 экономическим элементам:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация;

5) прочие затраты.

К прочим расходам относят:

1) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов ор­ганизации, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;

2) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возни­кающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации;

3) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;

4) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списани­ем основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

5) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

6) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

7) отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

8) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

9) возмещение причиненных организацией убытков;

10) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

11) суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок ис­ковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

12) курсовые разницы;

13) суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

14) расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

В прежней практике данные расходы подразделялись на три самостоятельные группы: операционные расходы (1-6 пункты), внереализационные расходы (7-13 пункты), чрезвычайные расходы (14 пункт).

Расходами для целей налогообложения (ст. 252 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы текущего периода подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), подразделяются на (ст. 253 НК РФ) (или ранее состав затрат, входящих в себестоимость продукции):

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

В целом, сумма расходов по всем экономическим элементам позволяет определить себестоимость продукции (работ, услуг), однако в одном случае - для целей бухгалтерского учёта, во втором - для налогового учёта.

К материальным расходам (ст. 254 НК РФ) относятся следующие затраты:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (работ, услуг);

2) на приобретение материалов, используемых:

для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения;

8) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли.

К расходам на оплату труда относятся (ст. 255 НК РФ):

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ;

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством РФ бесплатного жилья.

5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования;

6) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ;

7) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ;

8) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией, сокращением численности или штата работников;

9) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ;

10) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе за работу в тяжелых природно-климатических условиях и др.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы (ст. 264 НК РФ):

1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ;

2) расходы на сертификацию продукции и услуг;

3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (услуги);

4) суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

5) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ;

6) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности;

7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

8) расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;

9) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

10) арендные (лизинговые) платежи;

11) расходы на содержание служебного транспорта;

12) расходы на командировки;

13) расходы на юридические и информационные услуги;

14) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги и др.

Отчисления на социальные нужды - начиная с 2001. г. они принимают форму единого социального налога, который зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Амортизация - это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление элементов основных средств и нематериальных активов, рассчитываемых по нормам к их балансовой стоимости с учётом установленных предельных сроков их эксплуатации (есть отдельный порядок для бухгалтерского и налогового учётов). В отличие от других элементов затрат они не являются денежными затратами предприятия.

Прибыль (убыток) от продаж - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. В результате прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, то есть деятельности, связанной с производством и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль от прочей реализации - это прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов. В форме № 2 данный показатель отдельной позицией не показывается.

Чистая прибыль - это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчётный период, за минусом налога на прибыль и корректировку (положительную или отрицательную) на величину отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов.

В соответствие с действующим законодательством чистая прибыль может быть направлена:

1) на отчисления в резервный капитал (фонд);

2) на выплату дивидендов;

3) на погашение убытков прошлых лет;

4) на прочие выплаты - фонды накопления и потребления, благотворительность.

Фонд накопления - это часть чистой прибыли, направляемая на развитие производства: на финансирование разработок и освоение новых видов продукции и технологических процессов, на совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства.

Фонд потребления - это часть чистой прибыли, которая не направляется на получение предприятием доходов от вложений финансовых ресурсов - это единовременные поощрения за выполнение производственных заданий, выплата премий, расходы на оказание материальной помощи работникам, финансирование непроизводственной сферы (эксплуатация социально-бытовых объектов и т. п.).

 

Глава 6: Содержание и структура финансовой среды предпринимательства

 

Финансовая среда предпринимательства - это совокуп­ность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предпри­ятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы. Данное определение соответствует узкому подходу к проблеме.

С расширенной точки зрения, осуществление финансовой деятельности связано с многочисленными факторами, что позволяет выделить внешнюю и внутреннюю финансовую среду (рис. 6).

Рис. 6. Структура финансовой среды предпринимательства

Так как наиболее существенное влияние на результаты деятельности предпринимателей и предприятий оказывают внешние условия хозяйствования, то их необходимо подробно рассмотреть.

Микросреда включает пять основных субъектов экономики - поставщиков, посредников, конкурентов, покупателей и контактные аудитории, которые непосредственно влияют на финансовую деятельность и положение конкретного предприятия. Поэтому данное окружение также называют средой прямого воздействия

Поставщики - юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами и другими ресурсами, необходимыми для производства продукции (выполнения работ и оказания услуг). Они через цены и тарифы формирует величину затрат на производство и продажу продукции, а, следовательно, непосредственно влияют на прибыль предпринимателя.

Посредники - организации, помогающие предприя­тию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и, таким образом, влияющие на величину получа­емых доходов. Выделяют четыре их основные разновидности:

1. Торговые посредники - организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и (или) непосредственно продавать им готовую продукцию. Они обеспечивают удоб­ства условий продажи продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель: удобство места - накопление запасов товаров в ме­стах нахождения самих покупателей; удобство времени - наличие товаров в те периоды, когда спрос на нее осо­бенно велик; удобство приобретения - про­дажа товара с одновременной передачей права пользования им.

2. Посредники по организации товародвижения (фирмы-специалисты по организации товародвижения) - организации, помогающие произво­дителю продукции создавать запасы собственных изделий и сохранять их по пути продвижения (складские организации) и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения (транспортные организации).

Маркетинговые посредники (организации по оказанию маркетинговых услуг) - организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями и консультациями, а также проблемами предпринимательского риска и рекламой. Основное их назначение — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и боль­шим извлечением дохода.

Финансово-кредитные посредники (кредитно-финансовые учреждения) - включают банки, кредитные учреждения, страховые компании, которые помогают производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной продук­ции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связан­ного с покупкой и продажей товаров. Данные посредники всегда имеют место, так как без их помощи невозможно проводить сделки.

Клиенты (покупатели) - экономические субъекты, имеющие желание и (финансовые) возможности для приобретения определённой продукции (товаров, работ, услуг) в целях удовлетворения своих потребностей. Можно выделить пять их видов:

1. Покупатели потребительского рынка - физические лица, при­обретающие товары или услуги в целях личного потребления.

2. Покупатели рынка производителей - организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.

3. Покупатели рынка промежуточных продавцов - физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере об­ращения.

4. Покупатели — государственные учреждения - государственные организации, приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для исполь­зования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворитель­ности.

5. Покупатели международного рынка - клиенты, находящиеся за пределами стра­ны производства товаров или услуг, включают зарубежные физические и юридические лица, государственные учреждения.

Конкуренты – фактор внешней среды, влияние которого невозможно оспаривать. Следует выделять следующие четыре их разновидности:

1. Желания-конкуренты — это те желания, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличие денежных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть, например, покупка продуктов, питья, одежды, бытовой техники, транспортных средств, косметических услуг и т.д.

2. Товарно-родовые конкуренты - это основные способы (группы продукции) удовлетворения конкретного, ранее выбранного покупателем желания. Например, в случае приобретения бытовой техники в качестве такого рода конкурентов будут выступать видеотехника, аудиотехника, радиотехника, кухонная техника и т.п.

3. Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупате­ля. Например, в случае выбора покупателем телевизора в качестве такого рода конкурентов будут выступать черно-белый или цветной телевизор, телевизор без или со встроенным видеомагнитофоном, телевизоры с разной диагональю и т.п.

4. Марки-конкуренты — это разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить его желание. В нашем примере в качестве таковых конкурентов выступают телевизоры аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами – «SAMSUNG», «FUNAI», «TECHNO», «Рубин» и т. п.

Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием.

Контактные аудитории - это любые группы субъектов, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности данного предприятия и могут ока­зать влияние на его способность извлекать доход от продажи го­товой продукции (работ, услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия выделяют:

- благотворные аудитории - это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры, потенциальные инвесторы, покупатели);

- искомые аудитории - это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов);

- нежелательные аудитории - это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребите­лей, налоговые органы и т.д.).

По содержанию контактные аудитории подразделяются на:

1. Финансовые круги - контактные аудитории (банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании и т. п.), ко­торые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя финансовым капиталом. Менеджеры должны пре­доставлять доказательства финансовой устойчивости организации, добиваться их благосклонного расположения и формирования благоприятного образа предприятия путем публикации годовых отчетов и т. п.

2. Контактные аудитории средств информации - организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии (телекомпании, радиостанции, газеты и журналы). Руководство заинтересовано в создании благоприятного образа предприя­тия в СМИ за счет публикации статей (о благотворитель­ности, социальных проектах, условиях труда, безопасности и т. п.) и показа передач о достижениях организации, в рекламе собственной продукции.

3. Контактные аудитории государственных учре­ждений - учреждения, устанавливающие ограничения или особый порядок ведения предпринимательской деятельности и заинтересованные в соблюдении данных норм. В результате менеджеры должны своевременно учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них.

4. Контактные аудитории гражданских группдействия - союзы потребителей, защитники окружающей среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п., заинтересованные в соблюдении гражданских прав. Менеджерам целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать их пожелания.

5. Местные контактные аудитории - состоят из окрестных жителей и их общинных организаций, которые, прежде всего, заинтересованы в безопасности производства, отсутствии помех (шума, пыли, запаха), возможности трудоустройства и предубеждённо относятся к любым инновационным проектам с повышенным риском. Представителю предприятия целесообразно присутствовать на собраниях жителей и взаимодействовать с местными органами власти.

6. Широкая публика - это общество в целом, которое обычно не выступает в качестве организованной массы. Однако если вывести его из равновесия, то оно становиться крайне заметной и влиятельной силой. Поэтому менеджерам следует постоянно поддерживать благоприятный образ фирмы, следить за отношением к производимой продукции, к своей деятельности и официальным заявлениям, избегать недобро­совестную рекламу и т.д.

7. Внутренние контактные аудитории - включают собственных рабочих и служащих предприятия, управленческий персонал. Данные субъекты наиболее быстро узнают обо всех происшествиях и изменениях, а характер их отношений к организации учитывается иными контактными аудиториями. В итоге менеджерам целесообразно своевременно информировать персонал об актуальных проблемах производства.

Макросреда представляет собою более широкое окружение предпринимательства, которое способно повлиять на конъюнктуру рынка в целом. Данное окружение называют также средой косвенного воздействия, так как её факторы сказываются на деятельности экономического субъекта не непосредственно. В целом можно выделить девять основных элементов (факторов) макросреды, каждый из которых включает ряд более конкретных подфакторов.

1. Экономическая среда (фактор):

§ тип (рыночный или плановый) экономической системы;

§ покупательная способность населения, уровень и характер доходов, сбережений и потребления населения;

§ уровень предпринимательской активности населения;

§ доступность кредита, экономические спады, уровень безработицы и инфляции;

§ государственное регулирование экономики, развитость функционирования фондового и инвестиционного рынка;

§ рыночная и инвестиционная конъюнктура, состояние и эффективность функционирования банковской системы и финансово-инвестиционной инфраструктуры в целом и др.

2. Демографическая среда (фактор):

§ численность населения страны, уровень рождаемости, смертности, естественного прироста населения;

§ миграционные процессы в стране (эмиграция и иммиграция), учёт международной обстановки;

§ структура населения по возрасту, полу, образованию, здоровью;

§ фактическая и ожидаемая средняя продолжительность жизни;

§ доля трудоспособного населения;

§ количество браков и разводов и др.

В маркетинге рынок определяется как совокупность потребителей, а значит, численность населения и его территориальное распределение характеризуют масштабы национального и региональных рынков.

3. Социальная среда (фактор) - комбинированный фактор, который появляется на стыке демографической и экономической макросреды:

§ социальная напряжённость в обществе (забастовки, протесты, выполнение или невыполнение социальных программ, возмущения и недовольства населения);

§ социальная стратификация общества (прежде всего по уровню дохода, затем по образованию, семейному положению, политическим взглядам, возрасту, полу, национальностям, расам и т. п.);

§ уровень развития социальной инфраструктуры (пассажирский транспорт, система связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство и т. п.);

§ состояние здравоохранения, образования, транспорта и связи, жилищного хозяйства страны или региона;

§ проведение социальных реформ в стране (пенсионной, в сфере льгот граждан, образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т. п.);

§ социальная поддержка и защита в регионе детей-сирот и детей со специальными потребностями, профилактика детской безнадзорности, социального сиротства, обслуживание пожилых и инвалидов и др.

4. Правовая среда (фактор):

§ тип действующей в стране системы права (система обычного, гражданского и теократического права);

§ международное право (въезд лиц, передвижение товаров, судоходство и перевозка грузов, передвижение капитала, приобретение собственности, защита личности и собственности, перевод средств и т. п.);

§ договорное право (защита патентов, торговых знаков, авторских прав), форма бухгалтерского учёта, общеправовая сфера (экология, гигиена, безопасность), создание нового дела и т. п.);

§ стандартизация и сертификация определённых видов деятельности и продукции;

§ противоречивость, неполнота, незавершённость и неадекватность правовой базы;

§ зависимостью судопроизводства и арбитража;

§ лоббированием определённых законопроектов и др.

5. Политическая среда (фактор):

§ существующая в стране и регионе политическая стабильность;

§ выборы на различных уровнях власти и изменение в политической ситуации;

§ настроение администрации, законодательных и судебных органов, общественных групп в отношение к предпринимательству, в том числе иностранному;

§ увеличение числа законодательных актов и требований со стороны государства к определённым видам деятельности;

§ политическое давление (лоббирование), внешнеполитическое давление на государство;

§ сепаратизм, свобода слова и перемещения;

§ возможность прихода к власти сил, отказывающихся от рыночных принципов.

6. Природно-географическая и экологическая среда (фактор):

§ географическое и экономическое расположение предприятия, близость к рынкам поставщиков и покупателей;

§ климатические условия в стране, природные катаклизмы;

§ состояние и размещение сырьевого потенциала, доступность сырьевой базы, протяжённость транспортных артерий;

§ плотность населения и миграционные процессы;

§ ограниченность, размещение, количество, качество, неравномерность расположения и пригодность к использованию природных ресурсов;

§ близость к географическим барьерам, влияющим на коммуникационные процессы;

§ загрязнённость окружающей среды химическими, радиоактивными и бактериологическими веществами;

§ состояние почв, атмосферы, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира региона;

§ произошедшие техногенные катастрофы;

§ экологическая политика и программы государства;

§ наличие экологически опасных предприятий на территории страны и движений «зелёных» и др.

7. Научно-техническая среда (фактор технологии):

§ ускорение научно-технического прогресса, использование новых технологий, рост ассигнований на НИОКР;

§ надёжность оборудования, предсказуемость (сбоев при использовании) производственных процессов и технологий;

§ внедрение существенных или незначительных усовершенствований в готовую продукцию или технологический процесс;

§ сложность используемой технологии, её безопасность (избежание аварий и техногенных катастроф), уровень автоматизации и механизации труда;

§ ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью продукции;

§ инновационная политика государства и отдельных предпринимателей.

8. Культурная и человеческая среда – комплексный фактор, который наиболее чётко проявляется на международном уровне. Человек не только создаёт ценности культуры, но через систему воспитания и образования является результатом воздействия культуры. В результате трудно чётко разграничить культурную и человеческую среду, что указывает на их взаимосвязанность.

Основные культурные ценности (факторы культурной среды) общества находят выражение:

§ в отношении людей к самим себе (различная степень сосредоточенности на удовлетворении личных желаний в противовес заботам об интересах других);

§ во взаимоотношениях с другими людьми (люди по степени общительности различаются от затворников до ярых коллективистов);

§ в отношении к общественным институтам (отношения различаются у людей к фирмам, государственным органам, учебным заведениям и т.п.);

§ в отношении к обществу (наблюдаются патриотические, реформаторские и недоволь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.227.65 (0.236 с.)