Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Источники финансовых ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Финансовые ресурсы организаций (предприятий) - это совокупность денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне. По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на 3 группы: 1) Финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств: - прибыль от основной деятельности, прибыль от продажи выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций; - амортизационные отчисления; - поступления от учредителей при формировании уставного капитала, - дополнительные паевые и иные взносы в уставный капитал; - дополнительная эмиссия и размещение акций; - стойчивые пассивы (кредиторская задолженность) и др. 2) Финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств: - средства от выпуска и продажи облигаций; - кредиты банков и иных кредитных организаций; - займы, предоставленные другими юридическими и физическими лицами; - факторинг, финансовый лизинг и др. В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность предприятия невозможна без использования заемных средств. Однако в ситуации, когда размер затрат по обслуживанию долга превышает размер дополнительных доходов от использования заемных средств, неизбежно ухудшение финансовой ситуации на предприятии. 3) Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения: - страховые возмещения по наступившим рискам; - средства, поступающие от ассоциаций, союзов; - средства из бюджетов различных уровней; - дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов; - средства из внебюджетных фондов. Бюджетные средства могут использоваться как на возвратной, так и на безвозвратной основе. В свою очередь, собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников выделяют: - прибыль, остающаяся в распоряжении организации; - амортизационные отчисления; - средства собственников (учредителей); - эмиссионный доход, резервные фонды; - доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с учредителями и т.п. Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков. В составе внешних источников выделяют: - дополнительные паевые и иные взносы в уставный (склодочный) капитал; - дополнительная эмиссия и размещение акций; - устойчивые пассивы (кредиторская задолженность) - это привлеченные средства, не принадлежащие данной организации, но постоянно находящиеся в ее обороте. В целом, привлеченные средства - это средства, не принадлежащие предприятию, но в отличие от заемных, не оформляемые специальными кредитными соглашениями и используемые, как правило, безвозмездно. По существу, это устойчивая кредиторская задолженность: переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; минимальная задолженность перед бюджетом по налогам и т. п. Образование данных фондов вызвано тем, что между моментом поступления денежных средств, предназначенных для вышеперечисленных выплат, и фиксированным (либо договором, либо законом) днем выплаты имеется определенное число дней, в течение которых указанные средства уже находятся в обороте организации, но не расходуются по своему назначению. К средствам, поступающим в порядке перераспределения, как уже отмечено, относятся страховое возмещение по наступившим рискам; средства, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов. Консолидированная прибыль - представляет собой сводную прибыль по бухгалтерской отчетности от корпоративной деятельности. По ряду причин отдельные предприятия образуют финансово-хозяйственный комплекс, который с одной стороны имеет самостоятельный юридический статус, а с другой стороны нацелен на решение единых задач, что способствует получению высокого уровня прибыли, так как наличие консолидации позволяет уменьшить налогообложение. Основные показатели финансовых результатов и алгоритм их формирования представлены в форме № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» (рис. 5).
Рис. 5. Схема формирования финансовых результатов организации Доходами организации (ПБУ 9//99)признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (кроме вкладов участников (собственников)). Они подразделяются на доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции (работ, услуг)) и прочие доходы. К прочим доходам организации относят: 1) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; 2) (см. текст в предыдущей редакции) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; 3) (см. текст в предыдущей редакции) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); 4) (см. текст в предыдущей редакции) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); 5) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; 6) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; 7) (см. текст в предыдущей редакции) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; 8) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; 9) поступления в возмещение причиненных организации убытков; 10) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; 11) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; 12) курсовые разницы; 13) сумма дооценки активов; 14) поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и др.). В составе прочих можно условно выделить операционные доходы (1-6 пункты), внереализационные доходы (7-13 пункты), чрезвычайные доходы (14 пункт). Для целей налогообложения порядок определения доходов организации несколько иной (НК РФ - ст. 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов», ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы»). Они подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Расходами организации для целей финансового учёта признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (за исключением решения участников (собственников) организации). Расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности (связаны с производством и продажей продукции (работ, услуг)) и прочие расходы. Расходы по обычным видам деятельности группируются по 5 экономическим элементам: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты. К прочим расходам относят: 1) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности; 2) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации; 3) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности; 4) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; 5) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); 6) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; 7) отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; 8) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; 9) возмещение причиненных организацией убытков; 10) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; 11) суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; 12) курсовые разницы; 13) суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов); 14) расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.). В прежней практике данные расходы подразделялись на три самостоятельные группы: операционные расходы (1-6 пункты), внереализационные расходы (7-13 пункты), чрезвычайные расходы (14 пункт). Расходами для целей налогообложения (ст. 252 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы текущего периода подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), подразделяются на (ст. 253 НК РФ) (или ранее состав затрат, входящих в себестоимость продукции): 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы. В целом, сумма расходов по всем экономическим элементам позволяет определить себестоимость продукции (работ, услуг), однако в одном случае - для целей бухгалтерского учёта, во втором - для налогового учёта. К материальным расходам (ст. 254 НК РФ) относятся следующие затраты: 1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (работ, услуг); 2) на приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели); 3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. 4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке; 5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии; 6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями; 7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения; 8) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли. К расходам на оплату труда относятся (ст. 255 НК РФ): 1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда; 2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели; 3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ; 4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством РФ бесплатного жилья. 5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования; 6) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ; 7) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ; 8) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией, сокращением численности или штата работников; 9) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ; 10) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе за работу в тяжелых природно-климатических условиях и др. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы (ст. 264 НК РФ): 1) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ; 2) расходы на сертификацию продукции и услуг; 3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (услуги); 4) суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы; 5) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ; 6) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности; 7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ; 8) расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала; 9) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; 10) арендные (лизинговые) платежи; 11) расходы на содержание служебного транспорта; 12) расходы на командировки; 13) расходы на юридические и информационные услуги; 14) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги и др. Отчисления на социальные нужды - начиная с 2001. г. они принимают форму единого социального налога, который зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Амортизация - это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление элементов основных средств и нематериальных активов, рассчитываемых по нормам к их балансовой стоимости с учётом установленных предельных сроков их эксплуатации (есть отдельный порядок для бухгалтерского и налогового учётов). В отличие от других элементов затрат они не являются денежными затратами предприятия. Прибыль (убыток) от продаж - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. В результате прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, то есть деятельности, связанной с производством и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Прибыль от прочей реализации - это прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов. В форме № 2 данный показатель отдельной позицией не показывается. Чистая прибыль - это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчётный период, за минусом налога на прибыль и корректировку (положительную или отрицательную) на величину отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов. В соответствие с действующим законодательством чистая прибыль может быть направлена: 1) на отчисления в резервный капитал (фонд); 2) на выплату дивидендов; 3) на погашение убытков прошлых лет; 4) на прочие выплаты - фонды накопления и потребления, благотворительность. Фонд накопления - это часть чистой прибыли, направляемая на развитие производства: на финансирование разработок и освоение новых видов продукции и технологических процессов, на совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства. Фонд потребления - это часть чистой прибыли, которая не направляется на получение предприятием доходов от вложений финансовых ресурсов - это единовременные поощрения за выполнение производственных заданий, выплата премий, расходы на оказание материальной помощи работникам, финансирование непроизводственной сферы (эксплуатация социально-бытовых объектов и т. п.).
Глава 6: Содержание и структура финансовой среды предпринимательства
Финансовая среда предпринимательства - это совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы. Данное определение соответствует узкому подходу к проблеме. С расширенной точки зрения, осуществление финансовой деятельности связано с многочисленными факторами, что позволяет выделить внешнюю и внутреннюю финансовую среду (рис. 6). Рис. 6. Структура финансовой среды предпринимательства Так как наиболее существенное влияние на результаты деятельности предпринимателей и предприятий оказывают внешние условия хозяйствования, то их необходимо подробно рассмотреть. Микросреда включает пять основных субъектов экономики - поставщиков, посредников, конкурентов, покупателей и контактные аудитории, которые непосредственно влияют на финансовую деятельность и положение конкретного предприятия. Поэтому данное окружение также называют средой прямого воздействия Поставщики - юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами и другими ресурсами, необходимыми для производства продукции (выполнения работ и оказания услуг). Они через цены и тарифы формирует величину затрат на производство и продажу продукции, а, следовательно, непосредственно влияют на прибыль предпринимателя. Посредники - организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и, таким образом, влияющие на величину получаемых доходов. Выделяют четыре их основные разновидности: 1. Торговые посредники - организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и (или) непосредственно продавать им готовую продукцию. Они обеспечивают удобства условий продажи продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель: удобство места - накопление запасов товаров в местах нахождения самих покупателей; удобство времени - наличие товаров в те периоды, когда спрос на нее особенно велик; удобство приобретения - продажа товара с одновременной передачей права пользования им. 2. Посредники по организации товародвижения (фирмы-специалисты по организации товародвижения) - организации, помогающие производителю продукции создавать запасы собственных изделий и сохранять их по пути продвижения (складские организации) и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения (транспортные организации). Маркетинговые посредники (организации по оказанию маркетинговых услуг) - организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями и консультациями, а также проблемами предпринимательского риска и рекламой. Основное их назначение — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Финансово-кредитные посредники (кредитно-финансовые учреждения) - включают банки, кредитные учреждения, страховые компании, которые помогают производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров. Данные посредники всегда имеют место, так как без их помощи невозможно проводить сделки. Клиенты (покупатели) - экономические субъекты, имеющие желание и (финансовые) возможности для приобретения определённой продукции (товаров, работ, услуг) в целях удовлетворения своих потребностей. Можно выделить пять их видов: 1. Покупатели потребительского рынка - физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления. 2. Покупатели рынка производителей - организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции. 3. Покупатели рынка промежуточных продавцов - физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере обращения. 4. Покупатели — государственные учреждения - государственные организации, приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворительности. 5. Покупатели международного рынка - клиенты, находящиеся за пределами страны производства товаров или услуг, включают зарубежные физические и юридические лица, государственные учреждения. Конкуренты – фактор внешней среды, влияние которого невозможно оспаривать. Следует выделять следующие четыре их разновидности: 1. Желания-конкуренты — это те желания, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличие денежных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть, например, покупка продуктов, питья, одежды, бытовой техники, транспортных средств, косметических услуг и т.д. 2. Товарно-родовые конкуренты - это основные способы (группы продукции) удовлетворения конкретного, ранее выбранного покупателем желания. Например, в случае приобретения бытовой техники в качестве такого рода конкурентов будут выступать видеотехника, аудиотехника, радиотехника, кухонная техника и т.п. 3. Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Например, в случае выбора покупателем телевизора в качестве такого рода конкурентов будут выступать черно-белый или цветной телевизор, телевизор без или со встроенным видеомагнитофоном, телевизоры с разной диагональю и т.п. 4. Марки-конкуренты — это разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить его желание. В нашем примере в качестве таковых конкурентов выступают телевизоры аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами – «SAMSUNG», «FUNAI», «TECHNO», «Рубин» и т. п. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием. Контактные аудитории - это любые группы субъектов, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности данного предприятия и могут оказать влияние на его способность извлекать доход от продажи готовой продукции (работ, услуг) в процессе хозяйственной деятельности. По характеру воздействия выделяют: - благотворные аудитории - это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры, потенциальные инвесторы, покупатели); - искомые аудитории - это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов); - нежелательные аудитории - это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.). По содержанию контактные аудитории подразделяются на: 1. Финансовые круги - контактные аудитории (банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании и т. п.), которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя финансовым капиталом. Менеджеры должны предоставлять доказательства финансовой устойчивости организации, добиваться их благосклонного расположения и формирования благоприятного образа предприятия путем публикации годовых отчетов и т. п. 2. Контактные аудитории средств информации - организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии (телекомпании, радиостанции, газеты и журналы). Руководство заинтересовано в создании благоприятного образа предприятия в СМИ за счет публикации статей (о благотворительности, социальных проектах, условиях труда, безопасности и т. п.) и показа передач о достижениях организации, в рекламе собственной продукции. 3. Контактные аудитории государственных учреждений - учреждения, устанавливающие ограничения или особый порядок ведения предпринимательской деятельности и заинтересованные в соблюдении данных норм. В результате менеджеры должны своевременно учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. 4. Контактные аудитории гражданских группдействия - союзы потребителей, защитники окружающей среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п., заинтересованные в соблюдении гражданских прав. Менеджерам целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать их пожелания. 5. Местные контактные аудитории - состоят из окрестных жителей и их общинных организаций, которые, прежде всего, заинтересованы в безопасности производства, отсутствии помех (шума, пыли, запаха), возможности трудоустройства и предубеждённо относятся к любым инновационным проектам с повышенным риском. Представителю предприятия целесообразно присутствовать на собраниях жителей и взаимодействовать с местными органами власти. 6. Широкая публика - это общество в целом, которое обычно не выступает в качестве организованной массы. Однако если вывести его из равновесия, то оно становиться крайне заметной и влиятельной силой. Поэтому менеджерам следует постоянно поддерживать благоприятный образ фирмы, следить за отношением к производимой продукции, к своей деятельности и официальным заявлениям, избегать недобросовестную рекламу и т.д. 7. Внутренние контактные аудитории - включают собственных рабочих и служащих предприятия, управленческий персонал. Данные субъекты наиболее быстро узнают обо всех происшествиях и изменениях, а характер их отношений к организации учитывается иными контактными аудиториями. В итоге менеджерам целесообразно своевременно информировать персонал об актуальных проблемах производства. Макросреда представляет собою более широкое окружение предпринимательства, которое способно повлиять на конъюнктуру рынка в целом. Данное окружение называют также средой косвенного воздействия, так как её факторы сказываются на деятельности экономического субъекта не непосредственно. В целом можно выделить девять основных элементов (факторов) макросреды, каждый из которых включает ряд более конкретных подфакторов. 1. Экономическая среда (фактор): § тип (рыночный или плановый) экономической системы; § покупательная способность населения, уровень и характер доходов, сбережений и потребления населения; § уровень предпринимательской активности населения; § доступность кредита, экономические спады, уровень безработицы и инфляции; § государственное регулирование экономики, развитость функционирования фондового и инвестиционного рынка; § рыночная и инвестиционная конъюнктура, состояние и эффективность функционирования банковской системы и финансово-инвестиционной инфраструктуры в целом и др. 2. Демографическая среда (фактор): § численность населения страны, уровень рождаемости, смертности, естественного прироста населения; § миграционные процессы в стране (эмиграция и иммиграция), учёт международной обстановки; § структура населения по возрасту, полу, образованию, здоровью; § фактическая и ожидаемая средняя продолжительность жизни; § доля трудоспособного населения; § количество браков и разводов и др. В маркетинге рынок определяется как совокупность потребителей, а значит, численность населения и его территориальное распределение характеризуют масштабы национального и региональных рынков. 3. Социальная среда (фактор) - комбинированный фактор, который появляется на стыке демографической и экономической макросреды: § социальная напряжённость в обществе (забастовки, протесты, выполнение или невыполнение социальных программ, возмущения и недовольства населения); § социальная стратификация общества (прежде всего по уровню дохода, затем по образованию, семейному положению, политическим взглядам, возрасту, полу, национальностям, расам и т. п.); § уровень развития социальной инфраструктуры (пассажирский транспорт, система связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство и т. п.); § состояние здравоохранения, образования, транспорта и связи, жилищного хозяйства страны или региона; § проведение социальных реформ в стране (пенсионной, в сфере льгот граждан, образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т. п.); § социальная поддержка и защита в регионе детей-сирот и детей со специальными потребностями, профилактика детской безнадзорности, социального сиротства, обслуживание пожилых и инвалидов и др. 4. Правовая среда (фактор): § тип действующей в стране системы права (система обычного, гражданского и теократического права); § международное право (въезд лиц, передвижение товаров, судоходство и перевозка грузов, передвижение капитала, приобретение собственности, защита личности и собственности, перевод средств и т. п.); § договорное право (защита патентов, торговых знаков, авторских прав), форма бухгалтерского учёта, общеправовая сфера (экология, гигиена, безопасность), создание нового дела и т. п.); § стандартизация и сертификация определённых видов деятельности и продукции; § противоречивость, неполнота, незавершённость и неадекватность правовой базы; § зависимостью судопроизводства и арбитража; § лоббированием определённых законопроектов и др. 5. Политическая среда (фактор): § существующая в стране и регионе политическая стабильность; § выборы на различных уровнях власти и изменение в политической ситуации; § настроение администрации, законодательных и судебных органов, общественных групп в отношение к предпринимательству, в том числе иностранному; § увеличение числа законодательных актов и требований со стороны государства к определённым видам деятельности; § политическое давление (лоббирование), внешнеполитическое давление на государство; § сепаратизм, свобода слова и перемещения; § возможность прихода к власти сил, отказывающихся от рыночных принципов. 6. Природно-географическая и экологическая среда (фактор): § географическое и экономическое расположение предприятия, близость к рынкам поставщиков и покупателей; § климатические условия в стране, природные катаклизмы; § состояние и размещение сырьевого потенциала, доступность сырьевой базы, протяжённость транспортных артерий; § плотность населения и миграционные процессы; § ограниченность, размещение, количество, качество, неравномерность расположения и пригодность к использованию природных ресурсов; § близость к географическим барьерам, влияющим на коммуникационные процессы; § загрязнённость окружающей среды химическими, радиоактивными и бактериологическими веществами; § состояние почв, атмосферы, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира региона; § произошедшие техногенные катастрофы; § экологическая политика и программы государства; § наличие экологически опасных предприятий на территории страны и движений «зелёных» и др. 7. Научно-техническая среда (фактор технологии): § ускорение научно-технического прогресса, использование новых технологий, рост ассигнований на НИОКР; § надёжность оборудования, предсказуемость (сбоев при использовании) производственных процессов и технологий; § внедрение существенных или незначительных усовершенствований в готовую продукцию или технологический процесс; § сложность используемой технологии, её безопасность (избежание аварий и техногенных катастроф), уровень автоматизации и механизации труда; § ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью продукции; § инновационная политика государства и отдельных предпринимателей. 8. Культурная и человеческая среда – комплексный фактор, который наиболее чётко проявляется на международном уровне. Человек не только создаёт ценности культуры, но через систему воспитания и образования является результатом воздействия культуры. В результате трудно чётко разграничить культурную и человеческую среду, что указывает на их взаимосвязанность. Основные культурные ценности (факторы культурной среды) общества находят выражение: § в отношении людей к самим себе (различная степень сосредоточенности на удовлетворении личных желаний в противовес заботам об интересах других); § во взаимоотношениях с другими людьми (люди по степени общительности различаются от затворников до ярых коллективистов); § в отношении к общественным институтам (отношения различаются у людей к фирмам, государственным органам, учебным заведениям и т.п.); § в отношении к обществу (наблюдаются патриотические, реформаторские и недоволь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.71 (0.021 с.) |