ТОП 10:

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Анализируя зарубежный и отечественный опыт раз­вития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимуществамалого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяй­ствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относи­тельно невысокие расходы при осуществлении деятель­ности, особенно затраты на управление; большая воз­можность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более вы­сокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что по­ложительно сказывается в целом на деятельности пред­приятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребите­лей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего ко­личества работников по сравнению с крупными предпри­ятиями, тем самым содействуют подготовке профессио­нальных кадров и распространению практических знаний.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки,среди которых следует выделить самые существенные: более высок уро­вень риска, поэтому высока степень неустойчивости по­ложения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к измене­ниям условий хозяйствования; трудности в заимствова­нии дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутрен­ними, так и внешними причинами, условиями функцио­нирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетент­ностью собственников малых и средних предприятий.

ПРИЧИНЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Анализируя сложившуюся в стране предприниматель­скую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринима­тельства:

• сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

• низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе;

 

• негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямуютолько с посредничеством, куплей-продажей;

• неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

• слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем на­правлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факто­ры производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предпри­ятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предприниматель­ской деятельности.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ говорится, что серьезными препятствиями на пути развития малого предпринимательства являются:

• избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих, органов;

• негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;

• недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

• недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая консолидация усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В соответствии с федеральным законодательством го­сударственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработоки технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продук­ции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъ­ектов малого предпринимательства, включая содей­ствие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зару­бежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др. Формами государственной поддержки малых пред­приятий являются оказание финансовой помощи на воз­мездной и безвозмездной основе; финансирование феде­ральных программ поддержки и развития малого пред­принимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъ­ектов малого предпринимательства; предоставление ма­лым предприятиям на конкурсной основе государствен­ных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реа­лизуются на практике.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого

предпринимательства:

1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;

2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;

3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;

5) совершенствование информационной поддержки;

6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.231 (0.004 с.)