Система «Человек-среда обитания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система «Человек-среда обитания»



Система «Человек-среда обитания»

Вся совокупность видов человеч.активности образует понятие деят-ть. Труд-высшая форма деят-ти.Формы деят-ти многообразны и охватывают практические, интеллектуальные и духовн. Процессы, протекающие в быту, обществ., производств., и др. сферах жизни.

В соответствии с системным подходом к науке, деят-ть в общем виде можно представить состоящей их 2 элементов: человек и среда, имеющих прямые и обратные связи.

Наиболее характерны: «человек- природа», «человек-городская среда», «человек-производство», «человек-бытовая среда».

Бинарная система «человек-среда» многоцелевая.Одна цель-безопасность,т.е. ненанесение ущерба здоровью человека. Другая- достижение определенного результата. Решая вопросы безопасности системы, необходимо учитывать прежде всего особенности чел-а.

Человек в системах безопасности:

-является объектом защиты;

-Выступает средством обеспечения безопасности;

-сам может быть источником опасности.

Т.о., звенья сис-мы «человек-среда» органически взаимосвязаны. Чтобы сис-ма «человек-среда» функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью, необходимо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

Антропометрическая совместимость- это учет размеров тела человека, положения(позы) в процессе работы.

Биофизич.совместимость подразумевает создание такой среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологич.состояние человека(освещенность, микроклимат, шум…)

Энергетическая совместимость рпедусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, мощности, пути, точности движений.

Информ.совместимость- это согласование возможностей сенсорных систем организма человека при управлении физическими процессами.

Социальная совместимость предопределена тем, что человек-сущ-во биосоциальное.Учитывается отношение человека к конкретной соц.группе. Социальная совместимость тесно связана с психологич.

Психологич.совместимость предусматривает учет психол.осоьенностей человека(психология деят-ти-раздел БЖД)

Социально-психологич.совместимость особенно ярко проявляется в эктремальных ситуациях. ЗХнание этих социально-психол. Особенностей позволяют лучше понять аналогичные феномены, кот.могут возникнуть в обычных ситуациях в производств.коллективах.

Технико-эстетическая совместимость-совместимость заключается в удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, от процесса труда(интерьер, дизайн подбора..)

Аксиома о потенциальной опасности.

Одним из главных понятий безопасности жизне­деятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности».

Анализ общественной практической деятельнос­ти дает основание для утверждения о том, что лю­бая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Напри­мер, мы не ощущаем до определенного момента уве­личение концентрации СО2 в воздухе. В норме ат­мосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация С02увеличивается. Угле­кислый газ не имеет цвета, запаха и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в це­лом организм человека, пребывающего системати­чески в таких условиях, отреагирует сложными фи­зиологическими процессами; изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением арте­риального давления» Это состояние (гипоксия) мо­жет повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может приве­сти к травматизму и т. д.

Потенциальная опасность как явление — это воз­можность воздействия на человека неблагоприят­ных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусмат­ривает количественную оценку негативного воздей­ствия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск опреде­ляется как отношение тех или иных нежелатель­ных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

В мировой практике находит признание концеп­ция приемлемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать до­стигнутый уровень безопасности. Для обычных об­щих условий приемлемый риск гибели для человека принимается равным 10~6 в/год т. е. 1 на 1000000 случаев в год. Степень риска оценивается в миро­вой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Риск. Концепции абсолютной безопасности и приемлемого риска.

Риск — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода;

Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события;

Риск — характеристика ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

Риск в узком смысле — количественная оценка опасностей, определяется как частота одного события при наступлении другого.

Виды риска.

Технический риск - вероятность отказа технических устройств с последствиями определённого уровня (класса) за определённый период функционирования опасного производственного объекта.

Индивидуальный риск — частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий.

Потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) - частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории. Частным случаем территориального риска является экологический риск, который выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.

Коллективный риск (групповой, социальный) — это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определённой социальной или профессиональной группы людей. Частным случаем социального риска является экономический риск, который определяется соотношением пользы и вреда получаемого обществом от рассматриваемого вида деятельности.

Приемлемый (допустимый) риск аварии — риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Величина приемлимого риска для различных обществ,социальных групп и отдельных людей - различная. Например для Европейцев и Индусов, женщин и мужчин, богатых и бедных. В настоящее время принято считать, что для действия техногенных опасностей в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10−6.

Профессиональный риск — это риск, связанный с профессиональной деятельностью человека.

Определение эргономики

Термин «эргономика» в переводе с греческого означает «закон рабо­ты» (ergon — труд, nomos — закон).
Войтех Ястшембовский, впервые предложивший его в 1857 г., имел в виду науку о труде, основанную на закономерностях науки о природе. Такой же смысл В. Н. Мясищев вкладывал в понятие «эргология», а В. М. Бех­терев — в содержание науки «эргонология». Авторы проектов этих новых [...]

Структура эргономики

Структуру эргономики формируют ее цели: эффективность СЧТС; безо­пасность работы в ней; создание условий, обеспечивающих развитие лич­ности человека-оператора (комфорт) Очевидно, что значимый результат может быть достигнут при согласованном взаимодействии специалистов из разных областей знания: системотехников, дизайнеров, врачей-гигиенистов, специалистов по физиологии труда, биофизике, психологов. Их усилия должны сочетаться с работой конструкторов СЧТС, заинтересован­ных в ее максимальной [...]

Состав эргономики

Признаками эргономического качества СЧТС являются ее высокая эффективность, полная безопасность взаимодействия человека-оператора с техническими устройствами, удовлетворенность человека содержанием, характером, результатами своего труда.
Эргономическую оценку СЧТС можно осуществлять диффе­ренциальным методом, при котором используются отдельные эргономиче­ские показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку составляет комплексный эргономический показатель 1 уровня, характеризующий определенную груп­пу [...]

Методы эргономики

Применяемые в эргономике методы сложились в психоло­гии, физиологии, гигиене и охране труда, функциональной анатомии, со­циологии. Задачей эргономики является их координация на основе систем­ного подхода. Среди психологических методов различают инженерно-психологические, психофизиологические и персонологические, математи­ческие методы и методы моделирования.
Инженерно-психологические методы предназначены для ис­следования рабочего процесса и работы оператора, функционирования СЧТС, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок [...]

Теория производственной безопасности
Производственная безопасность обусловлена взаимодействием между людьми и самой работой, характером задействованных материалов, машин и оборудования, средой, факторами экономического порядка, например, производительностью. В идеале работа не должна оказывать негативного влияния на здоровье или наносить ущерб физическому состоянию занятых, а также не должна быть чрезмерно тяжелой. С экономической же точки зрения она должна обеспечивать максимально возможный уровень производительности.

Производственная безопасность должна закладываться уже на этапе планирования и обеспечиваться на всех этапах производственного процесса. Соответственно требования по технике безопасности должны быть предъявлены до начала работ и утверждаться на всем продолжении производственного цикла, в частности, таким образом, чтобы их эффективность поддавалась последующей оценке. На этапе планирования должна быть распределена ответственность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда персонала. В ходе промышленного производственного процесса происходит взаимодействие людей и объектов. (В данном случае термин "объекты" имеет гораздо более широкое значение, чем элемент системы "человек-(машина)-среда" и охватывает не только собственно орудия труда и материалы, но и, скажем, пол цеха, лестницы, электроток, газ, пыль, воздух и т.д.)

Основы физиологии труда

Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под вли­янием его трудовой деятельности и обосновывающая ме­тоды и средства организации трудового процесса, направ­ленные на поддержание высокой работоспособности и со­хранение здоровья работающих.

Основными задачами физиологии труда являются:

— изучение физиологических закономерностей трудо­вой деятельности;

— исследование физиологических параметров организ­ма при различных видах работ;

— разработка практических рекомендаций и меропри­ятий, направленных на оптимизацию трудового процес­са, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высо­кой работоспособности в течение продолжительного вре­мени.

В процессе трудовой деятельности человеку прихо­дится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление на физический и умственный труд, которое с физиологической точки зрения условно. Ни­какая мышечная деятельность невозможна без учас­тия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в то же время нет такой умственной работы, при которой от­сутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятель­ности мышечной системы или центральной нервной си­стемы. В настоящее время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физичес­кое напряжение в трудовой деятельности играет все меньшую роль и значительно возрастает роль высшей нервной деятельности.

В основе любого трудового действия лежит целевая ус­тановка, на базе которой в центральной нервной системе создается определенная программа действий, реализую­щаяся в системно организованном поведенческом акте. Такие запрограммированные действия носят название динамического стереотипа.

Производственные вредности.

Оценка условий труда на наличие производственных вредностей проводится на основании "Гигиенической классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".

Исходя из принципов Гигиенической классификации, условия труда распределяют на 4 класса:

1 классоптимальные условия труда — такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2 классдопустимые условия труда — характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или до начала следующей смены и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном периодах.

3 классвредные условия труда — характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работающего и (или) его потомство.

4 классопасные (экстремальные) — условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени (или же ее части) создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, отравлений, увечий, угрозу для жизни.

Определение общей оценки условий труда базируется на дифференцированном анализе определения условий труда для отдельных факторов производственной среды и трудового процесса. Факторы производственной среды включают: параметры микроклимата; содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; уровень шума, вибрации, инфра- и ультразвука, освещенности и т. д. Трудовой процесс определяется показателями тяжести и напряженности труда.

Нормы охраны труда.

Конституция Российской Федерации провозглашает безопасность труда, а Трудовой Кодекс содержит обязательные нормы по охране труда. Полагаясь на них необходимо разрабатывать правила по технике безопасности. Реализация направлений гос. политики в области охраны труда должна обеспечиваться слаженными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Статья 210 ТК РФ Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ»
Основными направлениями гос. политики в области охраны труда являются:
-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об охране труда;
-государственное управление охраной труда;
-государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
-содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
-расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современной техническом уровне производства и организации труда;
- координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшение условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
-обеспечение функционирования единой информационной системы ОТ;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а такие санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Динамика работоспособности.

Динамика работоспособности (греч. dynamikos — могущий, имеющий силу) — закономерности изменения работоспособности при выполнении деятельности или в течение определенного времени — дня, недели, года. Работоспособность является интегративной характеристикой функционального состояния ребенка, отражает изменения состояния в процессе деятельности, в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы.

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание; устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки); утомление.

Например, динамика работоспособности во время урока в начальной школе: первые 3—5 мин. — врабатывание, затем 10—15 мин. оптимальной работоспособности, еще 5—7 мин. неустойчивой работоспособности и утомление.

Динамика работоспособности непосредственно связана с деятельностью центральной нервной системы, которая регулирует разнообразные действия организма и осуществляет связь его с окружающей средой.

Вслед за врабатыванием и фазой устойчивой работоспособности наступает заключительная фаза в динамике работоспособности - ее снижение.

Конкретное выражение это находит в замедлении протекания рефлексов, в рассеивании внимания, увеличении ошибок, в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы и др. Соответственно ухудшаются и технико-экономические показатели. Падение работоспособности происходит под влиянием развивающегося утомления.

На практике уровень работоспособности и фазы, ее выражающие, могут отличаться от данной схемы, что обуславливается особенностями труда. Возможны случаи возрастания работоспособности, иногда даже резкого, в конце рабочего дня ("конечный порыв").

Установленная закономерность изменения динамики работоспособности на протяжении рабочей смены характерна и для недельного периода.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
<…>
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
<…>

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
<…>

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Российская система по ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — РСЧС. Предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Основные задачи РСЧС

§ разработка и реализация правовых и экономических норм;

§ сбор, обработка, обмен и выдача информации;

§ подготовка населения;

§ оповещение и информирование населения;

§ прогнозирование и оценка последствий ЧС;

§ создание резервов: финансовых и материальных ресурсов;

§ экспертиза, надзор и контроль;

§ ликвидация ЧС;

§ социальная защита пострадавшего населения;

§ международное сотрудничество

1.2 Основные задачи, силы и средства РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

организация оповещения и информирование населения;

проведение мероприятий по защите населения и территорий;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

оказание гуманитарной помощи;

подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

на силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);

службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

ветеринарную службу;

сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

ЧС на хим.опасных объектах.

Отличительной особенностью аварий на химически опасных объектах (ХОО) с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) является то, что при высоких концентрациях химических веществ поражение людей может происходить в короткие сроки. Поэтому сохранение жизни и здоровья людей будет зависеть от умелых и быстрых действий населения.

В настоящее время в промышленности, сельском хозяйстве, в быту используется более 10 миллионов химических соединений, подавляющее большинство которых в естественной природе не существует. Ежегодно создается человеком до 250 тыс. наименований новых соединений. В Беларуси имеются 107 видов сильнодействующих ядовитых веществ, но только 34 из них широко используются в народном хозяйстве.

ГО на объектах СДЯВ.

Сильноде́йствующие ядови́тые вещества́ (СДЯВ) — химические соединения, обладающие высокой токсичностью и способные при определенных условиях (в основном при авариях на химически опасных объектах) вызывать массовыеотравления людей и животных, а также заражать окружающую среду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.083 с.)