Вопрос 3. Внешняя и внутренняя среда функционирования фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Внешняя и внутренняя среда функционирования фирмы



Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутреннюю структуру предприятия.

Само же предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поэтому, предприятия вынуждены приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

Подвижность (или динамичность) среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Неопределенность внешней среды является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем сложнее принимать эффективные решения.

Принятие тех или иных решений в условиях неопределенности ведет к возникновению риска. Риск и неопределенность - понятия практически совпадающие. Риск - это неопределенность результата, вероятность нежелательного события.

В зависимости от отношений к риску принято выделять:

Ø противников риска - людей, испытывающих антипатию к риску, которые предпочитают определенный исход с определенным результатом ряду рискованных исходов с таким же результатом;

Ø любителей риска - людей, предпочитающих ряд рискованных исходов с определенным результатом определенному исходу с таким же результатом;

Ø людей, нейтральных к риску - испытывающих безразличие к обоим выборам - определенному исходу с определенным результатом или ряду рискованных исходов с таким же результатом.

В реальной жизни большинство людей негативно относятся к риску и всячески стараются снизить его. Как пишут авторы известного учебника "Экономика" С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи, "…люди предпочитают тратить деньги на снижение риска, … чем на увеличение риска, участвуя в азартной игре".

Существует ряд методов снижения потерь от неопределенности (риска):

§ объединение рисков;

§ диверсификация;

§ распределение рисков.

Объединение рисков - метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Этот метод лежит в основе страхования.

Страхование - создание за счет специальных (страховых) взносов резервных денежных фондов, предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных наступлением страхового случая. Объектом страхования может быть жизнь и здоровье людей, имущество граждан и предприятий, грузы, ответственность и т.п. Застрахованный идет на определенные постоянные расходы во избежание более значительных расходов, связанных с наступлением негативного явления (угон автомобиля, пожар, болезнь и т.п.).

Диверсификация - метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рискованными сделками таким образом, что повышение риска от одной сделки означает снижение риска от другой.

Распределение риска - метод, при котором риск вероятных убытков делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно этот метод лежит в основе деятельности акционерных обществ. В случае банкротства акционерного общества его потери распределяются между всеми акционерами.

До сих пор мы рассматривали поведение людей, избегающих риска, методы снижения потерь в случае неблагоприятного исхода событий, но есть категории людей, сознательно идущих на риск - это люди, занимающиеся спекулятивной деятельностью.

Спекуляция - деятельность по покупке товаров с целью их перепродажи по более высокой цене. В нашем лексиконе слово спекуляция всегда употребляется с негативным оттенком, хотя спекуляция - это нормальное хозяйственное поведение. Даже обучение на коммерческой основе можно рассматривать как пример спекуляции. Сегодня студент покупает образовательные услуги с тем, чтобы в будущем продать свои услуги по более высокой цене.

Примерами осознанного риска являются:

Ø фьючерсные сделки;

Фьючерсы (от англ. фьючер - будущее) - сделки купли-продажи, заключаемые по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой товара и его оплатой в будущем.

Например, Вы заключили в мае контракт о поставке 100 тонн пшеницы в сентябре по цене, предположим, 5000 рублей за тонну. Если фактическая рыночная цена на пшеницу в сентябре будет 5500 руб., Вы получите прибыль, если ниже 5000 руб., Вы понесли убытки.

Ø сделки с премией (опцион).

Опцион (от лат. оптио - выбор, усмотрение) - это разновидность фьючерсной сделки, предоставляющей за определенную плату право (но не обязанность) купить что-либо в будущем по цене, определенной в день подписания контракта.

Хотя спекуляция предполагает осознанный риск, тем не менее, часто спекулянты стремятся избежать риска путем хеджирования.

Хеджирование (от англ. хеджинг - ограждение) - операция, при которой срочные контракты используются для компенсации одного риска другим.

Суть хеджирования состоит в том, что продавец (или покупатель) товара заключает договор на его продажу (или покупку) и одновременно осуществляет сделку противоположного характера, т.е. продавец заключает сделку на покупку, а покупатель - на продажу. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому в целом они не терпят убытка от повышения или понижения цены на товары, которые будут покупаться или продаваться по будущим ценам.

Несмотря на наличие разных методов снижения риска, риск является непременным атрибутом рыночной деятельности, который искажает ценовые сигналы и требует определенных дополнительных расходов.

Факторы внешней среды подразделяются на:

· факторы прямого воздействия;

· факторы косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся государство (государственные органы), поставщики, потребители и конкуренты. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности. Среда внешних факторов прямого воздействия выступает как спектр некоторых ограничений. Государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном для предприятия. Эта роль может принимать разнообразные формы налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке, ставки процента и т.п.

Под поставщиками понимаются предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия. Серьезными ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.

К внешним факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики (экономические факторы), технические факторы и технология (иногда их называют технологическими), социальные (социокультурные) факторы и политические факторы.

Факторы среды косвенного воздействия обычно влияют столь же существенно, как факторы прямого воздействия. Однако, среда косвенного воздействия гораздо сложнее, т.к. возможность спрогнозировать последствия воздействия косвенных факторов для предприятия затруднительны и трудоемки. Такие факторы практически не поддаются формализованному описанию, требуется большой объем информации, которая зачастую не имеет количественного и однозначного толкования.

Состояние экономики характеризуется в основном традиционными категориями: темп экономического роста, платежный баланс, уровень занятости. Экономическая среда не находится в состоянии покоя и активно влияет в силу своих динамических изменений на предприятие, причем это изменение может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Гарантией успешного функционирования предприятия может быть его умение интерпретировать, анализировать и прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к этим изменениям.

Экономический рост предполагает рост национального продукта на душу населения, а, следовательно, достижение более высокого уровня жизни. Экономический рост приносит определенные выгоды предпринимательскому сектору экономики, поскольку открывает новые рыночные альтернативы в расширяющейся экономике, которые не означают упрощения или слияния среды и рыночных условий. Экономический рост сопровождается, как правило, экстериальными издержками (например, связанными с охраной окружающей среды).

Состояние экономики влияет на стоимость всех потребляемых ресурсов и способность потребителей формировать спрос (платежеспособные потребности). При прогнозах экономического спада предприятие уменьшает запасы готовой продукции, сокращает производство (услуги) и численность работающих. Состояние экономики также влияет на способность предприятия привлечь дополнительный капитал.

Платежный баланс формально представляет собой статистический документ, отражающий баланс внешнеэкономических операций страны за определенный период.

Неравновесие платежного баланса страны, являясь регулятором внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для экономики.

Так, стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны.

Стабильно отрицательное сальдо баланса по текущим операциям ослабляет позиции национальной валюты и подталкивает страну к большему привлечению иностранного капитала.

Уровень занятости косвенно, но существенно влияет на предприятие. Безработица имеет негативное влияние на предприятие, в первую очередь, с точки зрения спроса на товары и услуги: чем выше безработица, тем ниже спрос и тем больше проблем возникает со сбытом продукции.

Технические факторы и технологии являются одновременно внутренней переменной предприятия и внешним фактором, имеющим большое значение. Технологическая среда, в которой функционирует фирма, имеет тенденцию к изменениям, совершенствованию, создавая при этом дополнительные возможности и ограничения. Предприятие для успешного функционирования должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям и использовать их для получения конкурентных преимуществ. Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления и реализации продукции, на скорость устаревания продукции, на сбор, хранение и распределение информации, а также на то, какого рода услуги и новую продукцию ожидают потребители от предприятия.

Социальные (социокультурные) факторы определяют специфичные установки для предприятия (ценности, традиции и т.п.).

Политические факторы играют важную роль, определяя политическую обстановку и степень стабильности общества. Тесно увязанные с социокультурными факторами в стране, некоторые аспекты политической обстановки представляют для предприятия особое значение. Один из них – настроение федеральных, законодательных органов и судов в отношении производства, влияющее на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот, контроль цен и заработной платы и т.д.

Внутренняя среда функционирования фирмы обуславливается процессами, качественные и количественные характеристики которых предопределяют устойчивость, стабильность и доходность предприятия.

Факторы внутренней среды:

1. Состав, структура и качественный потенциал производственного и управленческого аппарата.

2. Состояние техники, применяемые технологии.

3. Финансовая устойчивость, которая определяется соотношением собственных и заемных финансовых средств.

4. Управленческая модель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.021 с.)