Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Экономические потребности и блага, их классификация

Поиск

 

Потребность - это выражение нужды в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.

Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Удовлетворение потребностей - стимул развития производства.

Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Например, на потребности влияют:

биологическая природа человека;

духовный мир человека;

величина доходов потребителя;

уровень развития производства;

научно-технический прогресс;

природно-климатическая среда;

социально-экономические условия жизни;

нравственные, религиозные представления и др.

По мере развития человеческого общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются. Одни потребности отмирают, на их место приходят другие, но в целом круг потребностей постоянно расширяется. Потребности растут и в количественном, и в качественном отношении, т.е. в обществе действует закон возвышения потребностей.

Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Так, выделяют потребности:

Ø Первичные - потребности в средствах существования, которые нельзя ничем заменить (питание, одежда, жилье), и вторичные - потребности, которые могут быть заменимы - потребности выбора (книги, путешествия, украшения и т.п.);

Ø Материальные - одежда, металл, нефть, транспорт, станки и т.п., и духовные - знания, общение, чтение, посещение музеев, театров и т.п;

Ø Производственные - потребности в средствах производства (сырье, электроэнергия, материалы, оборудование и т.п.), и непроизводственные - потребности людей в предметах потребления;

Ø Личные (семейные) - потребности отдельного человека и семьи, и общественные (общества в целом) - потребности в средствах производства, обороне страны, развитии фундаментальной науки и т.п.;

Ø Текущие - потребности, которые могут и должны удовлетворяться сегодня, и будущие потребности, учет которых необходим при прогнозировании, планировании развития производства.

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах - к потребностям вторичным.

Широко известна группировка потребностей, сделанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности людей, над которыми возвышаются потребности человека как социальной личности.

Согласно А. Маслоу, потребности более высокого уровня возникают лишь по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, делятся на:

Ø безграничные - даровые блага природы (воздух, солнечный свет, дождь). Эти блага по отношению к потребностям находятся в избытке и не являются продуктом экономической деятельности;

Ø ограниченные (экономические) - блага, большая часть которых (но не все) создается в процессе производства и создание которых требует определенных затрат.

Экономические блага могут иметь форму материально-вещественного продукта или выступать в виде услуги.

Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процесcы их создания и потребления совпадают.

Экономические блага ограничены. Это означает, что:

ü их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей,

ü объем их может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства,

ü блага приходится тем или иным образом распределять.

Все экономические блага можно объединить в отдельные группы.

По целям применения блага можно подразделить на:

Ø предметы потребления - блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье),

Ø средства производства - блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей косвенно, опосредованно (станки, машины, полезные ископаемые).

 

С точки зрения времени использования блага могут подразделяться на:

Ø текущие - предполагающие одноразовое использование,

Ø блага длительного пользования - предполагающие многоразовое использование.

В зависимости от характера связи между благами они подразделяются на:

Ø взаимозаменяемые блага (блага-субституты) - это блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (лесоматериалы - кирпич, нефть - газ, маргарин - масло и т.п.)

При этом взаимозаменяемость может быть абсолютной, когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая - капиллярная ручка, конфеты - сахар - варенье и т.п.), относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, бензин или дизельное топливо);

Ø взаимодополняющие блага (комплиментарные блага) - это блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.).

Взаимодополняемость также может быть полной (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон - кассета), во втором такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 7156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.009 с.)