Вопрос 2. Предприятие и фирма: сущность, основные черты 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Предприятие и фирма: сущность, основные черты



В микроэкономической теории фирмы рассматриваются, прежде всего, как покупатели экономических ресурсов, соединяя которые, они организуют производство продукции. Этот раздел микроэкономики называют теорией фирмы. В экономической статье нобелевского лауреата Рональда Коуза «Природа фирмы» ставится вопрос: «Если экономика работает стихийно, то для чего нужны сосредоточения сознательной власти в виде фирм, которые направляются предпринимателями?» Отвечая на этот вопрос, Коуз рассуждал так: в хозяйственной жизни существуют стихия (которая господствует на рынке) и планирование (осуществляемое в фирмах). Рынок управляется ценами, в соответствии с которыми он размещает экономические ресурсы, а фирмы закупают и размещают ресурсы в соответствии с планами руководителей. На рынке у ценового механизма существуют затраты на получение информации о рынке, поиск поставщиков и потребителей, ведение переговоров и заключение контрактов, контроль за соблюдением контрактов и юридическую защиту, которые называются трансакционными издержками. У фирм многие из этих издержек намного меньше из-за того, что внутри самой фирмы существует не рынок, а плановый порядок (т.е. объединение материальных и трудовых ресурсов в соответствии с планами и распоряжениями руководства). Таким образом, деятельность рынка предполагает некоторые затраты и, формируя организации и предоставляя предпринимателю право направлять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты.

В сущности, фирма и рынок выступают как альтернативные способы организации хозяйственной деятельности, которые взаимодополняют друг друга.

Часть трансакционных издержек возникает еще до заключения сделки:

Ø издержки поиска информации - затраты на поиск наиболее выгодных условий купли-продажи: поиск контрагентов, сбор информации о потенциальном партнере, сбор информации о ситуации на рынке и т.п.

Прежде чем приобрести, допустим, компьютер, покупатель изучит каталоги, посетит разные магазины, изучит существующие цены на вычислительную технику, посоветуется со специалистом, прочитает инструкции для пользователя и т.д. Все это требует определенных затрат времени и определенных денежных затрат (поездки).

Ø издержки ведения переговоров и принятия решения. Предположим, фирма нашла подходящего партнера. Теперь ее работники затратят определенное время на ведение переговоров с потенциальным партнером, а может быть, и деньги ("бизнес-ланч", оплата посредника, если таковой был, дружеский ужин по поводу заключения соглашения и т.п.);

Ø издержки измерения - затраты, необходимые для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка. Сюда входят затраты на тестирование, опробирование, проверку на соответствие, на наличие сертификата и т.п. В известной мере задачу минимизации издержек измерения выполняет торговая марка фирмы-контрагента - "брэнд". Чем надежнее партнер, с которым сотрудничает фирма, тем меньше будут издержки измерения;

Ø издержки заключения договоров - затраты, связанные с юридическим оформлением документов (их регистрацией, нотариальным удостоверением подписей и т.п.).

Другая часть издержек возникает после заключения сделки:

Ø издержки предупреждения возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов - затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от точного соблюдения договора. Эти издержки обусловлены, например, требованием залога при получении кредита, необходимостью приобретения специальных приборов, проверяющих подлинность наличных денег и т.п.;

Под оппортунистическим поведением в экономике понимают экономическую недобросовестность, предоставление заведомо ложной или искаженной информации контрагенту по сделке.

Ø издержки спецификации (определения) и защиты прав собственности - расходы, связанные с определением субъекта и объекта собственности, на содержание судов, арбитража, затраты, необходимые для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты;

Ø издержки защиты от третьих лиц - затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, рэкета и т.п.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.

Трансакционные издержки постоянно и неизбежно возникают при любой хозяйственной деятельности. Они могут быть достаточно высокими. Их уровень во многом зависит от четкости спецификации прав собственности. Слабость правовой основы, размытость прав собственности создают благоприятную основу для оппортунистического поведения, делают необходимыми издержки измерения, определения прав собственности и т.д. В минимизации трансакционных издержек большая роль принадлежит государству, важнейшей функцией которого и является определение "правил игры", контроль за соблюдением правовой основы хозяйственной деятельности.

Согласно теореме Р. Коуза, если права собственности четко не определены или если отсутствует их правовая защита, то издержки обмена существенно возрастают, и наоборот - при наличии точно определенных прав собственности трансакционные издержки минимизируются, что ведет в конечном счете к более эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества.

При этом следует отметить, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (два-три). При возрастании числа участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и в этом случае частные соглашения не могут их снизить и вмешательство госу-дарства становится необходимостью.

Трансакционные издержки, которые не находят отражения в рыночной цене, снижают эффективность распределения ограниченных ресурсов общества.

Одним из основных хозяйствующих субъектов любой экономической системы является фирма (предприятие) - основная организационная структура современного бизнеса.

Фирма - сфера приложения труда, капитала, предпринимательских способностей; производственная деятельность фирм - источник удовлетворения потребностей людей. Конкуренция между фирмами - механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Все это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.

Фирмы (предприятия) - предпринимательские единицы, наделенные экономической и юридической самостоятельностью.

В России понятия "фирма" и "предприятие" обычно употребляются как синонимы, хотя, если быть точными, между этими понятиями существуют определенные различия.

В понятии "предприятие" подчеркивается производственная функция хозяйствующего субъекта, термин "фирма" акцентирует внимание на правовой, экономической стороне его деятельности. Кроме того, фирмой может быть как одно предприятие (тогда, действительно, понятия "предприятие" и "фирма" совпадают), так и крупная компания, объединяющая несколько предприятий.

Фирма - это обособленная, самостоятельная ячейка экономики, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли.

Основными признаками фирмы являются:

ü технологическая обособленность. Всякая фирма - это технологически связанные между собой комплекс вещественных факторов производства и коллектив работников, характеризующийся частным разделением труда и его кооперацией;

ü организационное единство, структурная оформленность. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдается соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса, которое становится одним из отличительных признаков фирмы.

ü экономическая обособленность, предполагающая:

§ обособление кругооборота ресурсов;

§ самоокупаемость и самофинансирование;

§ самостоятельность в принятии хозяйственных решений;

§ экономическую ответственность;

§ наличие специфического экономического интереса.

С юридической точки зрения фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого являются:

ü наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

ü имущественная ответственность, означающая, что фирма отвечает по своим обязательствам всем имеющимся у нее имуществом;

ü самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, т.е. право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от того, ставят ли фирмы в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли или нет, все фирмы могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческие фирмы - это общественные или государственные (бюджетные) организации, которые создаются для решения конкретных задач и не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и т.п.).

Основной целью деятельности коммерческих фирм является извлечение прибыли. Однако хозяйственная практика показывает, что в современных условиях в качестве целей функционирования фирмы также могут выступать:

§ развитие и рост фирмы;

§ увеличение рыночной стоимости совокупного капитала;

§ максимизация дохода, выплачиваемого на акцию (дивидендов), что может происходить и без максимизации прибыли;

§ увеличение рыночного оборота;

§ изменение структуры капитала;

§ увеличение доли рынка и др.

Все фирмы могут быть сгруппированы по разным признакам:

Ø по форме собственности: индивидуальные, акционерные, государственные, муниципальные и т.д.;

Ø по принадлежности капитала: национальные, иностранные, смешанные;

Ø по роду деятельности: производственные, посреднические, информационные, консультационные, брокерские, инвестиционные, аудиторские и т.д.;

Ø по отраслевой принадлежности: промышленные, строительные, транспортные, торговые, медицинские и т.д.

Ø по контролю: головные, дочерние, филиалы, ассоциированные (входящие в объединение);

Ø по размеру: крупные, средние, малые;

Ø по организационно-правовой форме: единоличные или представляющие собой объединение предпринимателей (товарищества, акционерные общества, кооперативы).

Таким образом, в развитой рыночной экономике правомерно и эффективно существование как крупных фирм, имеющих возможность использовать преимущества масштабного производства, финансировать научно-исследовательские работы, внедрять крупные проекты с длительными сроками реализации и окупаемости, так и мелких и средних предприятий. Сосуществование позволяет рыночной экономике эффективно удовлетворять разнообразные потребности общества.

Каждая фирма может функционировать либо самостоятельно, либо заключать соглашения, касающиеся тех или иных сторон хозяйственной деятельности, объединяться с другими, создавая более крупные фирмы.

Современные крупные фирмы - это, как правило, объединение фирм (предприятий). Объединение может происходить на основе:

Ø горизонтальной интеграции - объединения предприятий одной отрасли, одной сферы производства (такая форма объединений распространена в торговле, сфере услуг);

Ø вертикальной интеграции - объединения предприятий, функционирующих в отраслях, технологически связанных между собой (так, например, часто крупные нефтяные компании включают в себя предприятия, обеспечивающие движение нефти "от скважины до бензоколонки");

Ø диверсификации - объединения предприятий разных отраслей, технологически между собой не связанных (многие крупнейшие фирмы оперируют в различных отраслях и на различных рынках: например, концерн "Дюпон-де-Немур" объединяет производство химических волокон, лекарств, рефрижераторов, самолетов).

Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения.

В традиционной теории фирмы прибыль, точнее – максимизация прибыли, рассматривается как единственная цель фирмы.

Однако на практике фирмы в ряде случаев ориентированы не только на прибыль, но и на другие цели. Обычно фирма подвержена сильной конкуренции, часто – необходимости выживания в условиях экономического кризиса. В этих условиях фирма преследует только цель максимизации прибыли. Но если прибыль фирмы заметно выше нормальной, то цели, которые преследует фирма в этом случае, исследуются в теориях, альтернативных традиционной теории фирмы.

Поведенческая теория фирмы делает акцент на природе крупных компаний как сложных организаций, внутри которых у разных подразделений существуют разные главные цели (задачи), одновременное максимальное достижение которых приводит к противоречиям между этими подразделениями. Это, прежде всего, производственная задача (максимизация объемов производства), задача запасов (минимизация их достаточного уровня), задача сбыта (максимизация эффективности сбыта), задача рыночной доли (достижение максимального рыночного сегмента) и, конечно, задача прибыли (максимизация прибыли всей фирмы). Согласование этих задач становится предметом «торга» между подразделениями фирмы, в ходе которого достигается компромисс на основе большего или меньшего достижения всех целей, для чего каждому из подразделений приходится отказаться от максимального выполнения своих задач. Для задачи прибыли это означает согласие на достижение удовлетворительного, а вовсе не максимального уровня прибыли.

Управленческие теории фирмы полагают, что цели фирмы – это максимизация выручки, т.е. валового дохода от продажи продукции, и максимизации темпов роста активов. В крупных фирмах наблюдается отделение права владения от права распоряжения из-за того, что цели фирмы определяются не акционерами, а управляющими. Последние больше заинтересованы в максимизации выручки и темпов роста активов, чем в максимизации прибыли, так как их доходы и власть зависят от размеров фирмы. Прибыль рассматривается ими как средство достижения вышеуказанных целей.

Гипотеза социальной ответственности фирмы состоит в том, что у фирмы, особенно крупной есть социальная ответственность как перед своими акционерами и работниками, так и перед всем обществом. Преследование цели прибыли должно сопровождаться у фирмы реализацией общественно полезных задач: улучшение жизни сотрудников, ведение благотворительной деятельности и т.д. Гипотеза социальной ответственности частично реализуется на практике, однако, утверждение о социальной ответственности фирмы перед всем обществом (а не только перед своими акционерами и работниками) оспаривается многими предпринимателями.

Таким образом, фирма работает, прежде всего, ради прибыли, однако, она преследует и другие цели, причем для некоторых из них прибыль является только средством их достижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.004 с.)