Установление равновесия на рынке, устойчивость равновесия. Равновесная цена. Функции цены в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление равновесия на рынке, устойчивость равновесия. Равновесная цена. Функции цены в рыночной экономике



Нарушение рыночного равновесия

Рыночное равновесие и эффективность

Влияние временного фактора на рыночное равновесие: мгновенное, краткосрочное, длительное равновесие

Влияние дотаций и налогов на рыночное равновесие. Установление «пола» и «потолка» цен

6. Ценообразование на неконкурентных рынках: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

Вопрос 1. Установление равновесия на рынке, устойчивость равновесия. Равновесная цена

Рыночная цена - важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества.

До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Равновесие на макроуровне означает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Также равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене P, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене P, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Равновесие спроса и предложения на рынке устанавливается при пересечении кривых спроса и предложения.

Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).

Рыночное равновесие

При цене равновесия Pe спрос равен предложению и равновесный объем равен Qe.

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

Если на рынке устанавливается цена выше равновесной P1, то предложение больше спроса и возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.

Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой, способной автоматически восстанавливать нарушенное равновесие.

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью, рынка.

Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночное равновесие.

Общее рыночное равновесие – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

Что такое цена, какова ее внутренняя сущность?

Согласно воззрениям одних экономистов, цена – это денежное выражение стоимости. Стоимость же создается в процессе производства, она объективна и поддается эмпирическому измерению. Формой выражения стоимости и является цена.

Другие экономисты отрицают существование внутренне присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) – понятие субъективно-оценочное. Объективно же существует только цена товара – пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.

Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий стоимости (цен), поэтому она и называется теорией неоклассического синтеза. Согласно этой теории:

Ø рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;

Ø спрос определяется предельной полезностью товара;

Ø полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность людей;

Ø предложение определяется издержками производства;

Ø издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.

Таким образом, цена отражает соотношение потребности общества в данном товаре и объема ограниченных ресурсов, которые используются для удовлетворения этой потребности.

Сформировавшаяся под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет ряд важнейших функций, позволяющих ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

Основные функции цены:

v уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;

v информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;

v регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;

v стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.185.22 (0.007 с.)