Вопрос 6. Кругооборот товара и денег в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Кругооборот товара и денег в рыночной экономике



 

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью кругооборота товара и денег - моделью, характеризующей взаимосвязь рынков товаров и рынков ресурсов, фирм и домашних хозяйств.

 

 

 

При построении этой модели делается ряд допущений:

1. в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашние хозяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект - государство;

2. не учитываются внешнеэкономические связи;

3. игнорируются взаимные расчеты между фирмами;

4. не рассматривается рынок денежных средств;

5. принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособный спрос.

Рассмотрим отдельные составляющие модели.

Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйства и фирмы. На этом рынке домашние хозяйства выступают как покупатели, фирмы - в качестве продавцов произведенных товаров.

На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают в качестве покупателей ресурсов, а домашние хозяйства - в роли их продавцов.

Домашние хозяйства, продавая принадлежащие им на правах частной собственности факторы производства, получают доход. На полученные доходы, состоящие из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги.

Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашних хозяйств труд, землю, капитал, производят товары, которые продают на рынке товаров в ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемый доходами, полученными домашними хозяйствами.

Внутренний контур показывает физическое движение товаров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами. Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам (в нижней части внутреннего контура). Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении - от фирм к домашним хозяйствам (в верхней части контура).

 

Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении. Потоки доходов движутся от фирм к домашним хозяйствам (в нижней части контура). Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток, представляющий собой сумму платежей за товары, движется от домашних хозяйств к фирмам (в верхней части контура).

Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать ряд важнейших положений, касающихся организации рыночной экономики:

1. оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;

2. для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;

3. величина общего объема произведенной продукции в денежном выражении равна сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.

Выводы

1. Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, т.е. продукты производятся для продажи, обмена. Условиями существования товарного хозяйства являются: общественное разделение труда, которое базируется на принципе сравнительных преимуществ - способности отдельного производителя производить товар с относительно меньшими альтернативными издержками; экономическая обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности и обмен как форма связи между обособленными и самостоятельными товаропроизводителями. Обмен между обособленными товаропроизводителями в современных условиях осуществляется посредством денег.

2. Деньги - это все то, что принимается продавцом для оплаты товаров и услуг. Отличительная особенность денег - их абсолютная ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют функции: средства обращения, меры цен и средства накопления. История знает три основных вида денег: товарные деньги, бумажные деньги и кредитные деньги. Современные наличные деньги представляют собой долговые обязательства центральных банков, безналичные - долговые обязательства коммерческих банков в отношении их вкладчиков.

3. Рыночная экономика - это экономическая система, базирующаяся на частной собственности и непосредственных связях между покупателем и продавцом, координируемых рынком и его главным инструментом - ценой. Основные черты рыночной экономики: равноправие всех форм собственности, экономическая свобода, всеобщность рынка, контрактный характер рыночных отношений, экономическая ответственность субъектов рынка, конкуренция, свободное ценообразование. Основным достоинством рыночной экономики является ее способность обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов общества. К другим достоинствам рыночной экономики можно отнести: высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса; невозможность хронического товарного дефицита и др.

4. Рыночная организация экономики схематично может быть представлена в виде модели кругооборота товара и денег. На рынке товаров домашние хозяйства выступают в роли покупателей, а фирмы - в качестве продавцов; на рынке ресурсов - наоборот: фирмы - покупатели факторов производства, домашние хозяйства - их продавцы. Один контур модели характеризует движение товаров и ресурсов в натуральном выражении, другой - встречное движение денежных платежей. Общая сумма всех расходов в экономике в целом равна общей сумме получаемых доходов. Рыночная экономика представляет собой совокупность разнообразных рынков, которые, в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений, по пространственному признаку, степени развитости конкуренции, объему продаж, степени соблюдения законности и т.п. могут быть объединены в отдельные группы. Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

5. Конкуренция - это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция (состязательность) между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоду только продавцу.

6. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж; на рынке продается однородная, стандартная продукция; все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка; вход на рынок и выход с него свободны.

7. Конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца, возникновению монополий. Основные типы монополий - искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия - это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию - рынок несовершенной конкуренции.

8. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия - это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия - это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка - это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.

 

 


 

Сравнительная таблица моделей рыночного хозяйства

Модели Критерии Социальное рыночное хозяйство Смешанная экономика Корпоративная экономика
Целевая направленность государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике Достигает 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные государства Германия США Япония, Швеция

Современное рыночное хозяйство

 

Внутренняя структура собственности

 
 

 

 


Субъектно-объектная структура собственности

 


Типы и формы собственности

Типы собственности Формы собственности
Первобытнообщинная Рабовладельческая (азиатская, античная) Феодальная Капиталистическая Социалистическая Частная индивидуальная Коллективная Государственная

Классификация форм собственности

а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.  
б) по форме права собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. Совместная Совместных предприятий и организаций
       

Основная схема классификатора форм собственности в России

Классификационный код Наименование
1. Российская собственность
1.1. Государственная собственность
1.1.1. Федеральная собственность
1.1.2. Собственность субъектов Федерации
1.2. Муниципальная собственность
1.3. Собственность общественных объединений (организаций)
1.4. Частная собственность
1.5. Смешанная российская собственность (без иностранного участия)
1.6. Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием
2. Иностранная собственность
2.1. Собственность международных организаций
2.2. Собственность иностранных государств
2.3. Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства
2.4. Смешанная иностранная собственность (без российского участия)
2.5. Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием
3. Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием

Сравнительная таблица рыночных ситуаций

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество и размеры фирм Множество независимых, мелких фирм Одна крупная фирма Число фирм невелико, есть крупные фирмы Достаточно много, фирмы мелкие
Характер продукции Однородная, стандартизированная Уникальная, нет близких заменителей Разнородная или однородная Дифференцированный, разнородная продукция
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Доступ информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Некоторые затруднения
Степень сложности входа в отрасль и выхода из нее Никаких затруднений Практически непреодолимые барьеры на входе Трудный, возможны препятствия на входе Вход и выход возможны, никаких затруднений

Показатели монополизации

ДОЛЯ ФИКСИРОВАННОГО ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДЕКС ХАРФИНДЕЛА – ХИРШМАНА (NXX)
«Доминирующее положение на рынке», которое возникает, если: · на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке; · на 3 и менее предприятий приходится свыше 1/2 всего оборота на рынке; · на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 всего оборота на рынке.   n NXX = ∑ Xi2 i=1 где, Xi -доля i – ой фирмы на рынке, выраженная в % n– общее число фирм на рынке  

Процесс возникновения монополистических союзов

 

 

Типы конкуренции

 

Виды Признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
СУБЪЕКТЫ Предприятия одной отрасли Предприятия разных отраслей
ОБЪЕКТЫ Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
ПРЕДПОСЫЛКИ Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота капитала
РЕЗУЛЬТАТ Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

 

Денежные агрегаты

Наличные металлические и бумажные (банкноты) деньги в обращении (без кассовой наличности банков)     M0 M1 M2 M3
+ Беспроцентные счета до востребования (чековые вклады)
+ Бесчековые сберегательные счета и небольшие срочные вклады
+ Крупные срочные вклады

 

Кругооборот благ и доходов в рыночной экономике

 

 

Экономический кругооборот с участием государства и банков

 

 

 
 


1) Что лежит в основе функционирования социализированного товарного производства?

2) Каковы функции государства в рыночной экономике?

3) В чем специфика собственности в юридическом и экономическом аспекте?

4) Что такое меновая стоимость?

5) Что такое ликвидность денег?

6) Что Вы понимаете под «масштабом цен»?

7) Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

8) Какие факторы обусловили появление первых монополий?

9) Концерн и конгломерат: в чем сходство и различие этих форм?

10) Какими методами монополии осуществляют контроль над ценами?

11) При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную?

12) Какие факторы наиболее эффективно противодействуют монополизации рынка?

13) Каково должно быть отношение суммы сбережений и инвестиций для обеспечения нормального хода кругооборота благ и доходов в рыночной экономике?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.026 с.)