Вопрос 2. Виды рынков, структура и инфраструктура рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Виды рынков, структура и инфраструктура рынка



 

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить на более узкие. Так, если в рынке ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

Рынок формирует свою инфраструктуру. Различают узкую и широкую трактовку понятия «инфраструктура рынка».

В узком смысле, инфраструктура рынка трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка.

В широком смысле слова инфраструктуру рынка рассматривают как совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи. В этом случае в рыночную инфраструктуру необходимо включить кредитную систему (совокупность банков и других финансово-кредитных институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставление в ссуду), систему государственных финансов, основу которой составляют центральные и местные бюджеты, и систему законодательства, регулирующую правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющую правила «рыночной игры».

Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ней относятся:

§ Товарные биржи, т.е. учреждения, в которых осуществляются оптовые сделки по купле-продаже по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы;

§ Фондовые биржи, представляющие собой организации торгующих предприятий и лиц, создаваемых для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам;

§ Торговые дома;

§ Биржи труда, т.е. организации, специализирующиеся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы;

§ Информационно-коммерческие центры;

§ Страховые компании;

§ Аудиторские фирмы;

§ Аукционы, представляющие собой публичную продажу на основе торгов в заранее установленное время и в заранее установленном месте определенных товаров или их образцов;

§ Центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и т.п.

 

Вопрос 3. Провалы («фиаско», несовершенства) рынка

 

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ, или создает их в недостаточном объеме.

В чем же заключаются несовершенства, или как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, и создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка, что вызывает необходимость регулирования цен.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага (общественные товары), которые обладают высокими внешними эффектами, и полезность которых распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений, освещение улиц и т.п.).

Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующими признаками:

ü неисключаемость - отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ. (Если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: "Меня защищать не надо!");

ü неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

ü с увеличением количества потребителей издержки производства не меняются (если в вечернее время освещается улица, то издержки освещения не зависят от того, проходит по улице ежевечерне 100 или 1000 человек);

ü выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны с их производством, а не с покупкой (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, "не покупая" проезд через мост).

 

Рынок не учитывает или плохо учитывает потребность в этих общественных благах. Их производство не выгодно частному сектору, но поскольку они необходимы обществу в целом, то государство берет на себя функцию их производства, финансируя его за счет налоговых поступлений.

3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий.

Всякая рыночная сделка предполагает получение выгоды (эффекта) каждой из сторон сделки. В результате рыночной сделки покупатель получает полезность, продавец - доход. Но в некоторых случаях возникают внешние (побочные) эффекты - издержки или выгоды рыночных сделок, приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не отраженные в цене блага.

Внешние эффекты возникают как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отрицательные внешние эффекты (издержки "перелива") - это потери, затраты третьих лиц. Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных.

Положительные внешние эффекты (выгоды "перелива") - это полезность, приходящаяся на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Наличие внешних положительных эффектов означает, что общественная полезность блага выше индивидуальной, отраженной в цене товара.

Пример - образование. Студенты вузов получают полезность - знания, преподаватели - заработную плату, т.е. это рыночные отношения. Но от того, что отдельный человек получает образование, выигрывает и общество в целом. Это пример положительных внешних эффектов, или выгоды перелива.

Наличие внешних эффектов, не учитываемых ценой, свидетельствует о том, что рыночная цена не точно отражает полезность и издержки производства блага, что, в свою очередь, снижает эффективность распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. В этих целях государство может:

ü устанавливать штрафы за превышение предельных норм загрязнения воздуха, воды и т.п., принуждать строить очистные сооружения или вывозить вредные отходы далеко от населенных пунктов. Все это позволяет включить в индивидуальные издержки производства отрицательные внешние эффекты;

ü вводить корректирующие субсидии, повышающие предельную индивидуальную полезность до уровня общественной (выплата стипендий, государственное финансирование, субсидирование вузов).

Кроме того, в целях отражения внешних эффектов в цене государство может проводить соответствующую налоговую и бюджетную политику.

В-четвертых, рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. «Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции создаваемого богатства, создает благоприятные условия для появления узкокорыстных интересов.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Информация является необходимым фактором хозяйственной деятельности, но, к сожалению, отнюдь не все имеют равный доступ к ней. Для характеристики неравенства в обладании информацией в экономике используется термин "асимметрия информации".

Асимметрия информации - это ситуация, при которой часть участников рыночной сделки обладает информацией, которой не располагают другие участники сделки. Например, продавец, как правило, обладает полной информацией о свойствах, качестве продаваемой им продукции, покупатель же часто лишен ее, он не может получить информацию о продукте, проверить его качество, не приобретя, не опробовав его. Отсутствие полной информации, неопределенность ведет к неоптимальным решениям, уменьшает прибыль, порождает убытки, моральные потери и т.д.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Выводы

1. Обмен, сопровождаемый передачей прав собственности, порождает трансакционные издержки. Одни издержки, такие, как затраты на поиск информации, на ведение переговоров и принятие решения, затраты на измерения, заключение договоров, возникают еще до заключения договора, другие - затраты на предупреждение возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от точного соблюдения договора, на спецификацию (определение) и защиту прав собственности, затраты на защиту от третьих лиц - возникают после заключения договора. Величина трансакционных издержек зависит от четкости определения (спецификации) прав собственности.

2. Неравномерность (асимметрия) распределения рыночной информации является фактором, порождающим неоптимальное распределение ресурсов общества и снижающим эффективность рыночной системы. Риск является неотъемлемым элементом деятельности хозяйствующих субъектов. В зависимости от отношения к риску всех людей можно подразделить на противников риска, любителей риска, нейтральных к риску. Противники риска стремятся обезопасить себя от нежелательных последствий их хозяйственной деятельности путем диверсификации рисков, объединения рисков, распределения рисков. Спекуляция (фьючерсные сделки, сделки с опционом) - пример деятельности, связанной с осознанным риском. Хеджирование - средство предотвращения потерь, связанных с рисковыми, спекулятивными операциями.

3. Внешние эффекты - это эффекты (потери или выгоды), приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не находящие отражения в рыночной цене. Деятельность государства, направленная на превращение общественных издержек производства в индивидуальные, а индивидуальной полезности в общественную, позволяет отразить внешние эффекты в рыночной цене. Ограниченностью рынка является его незаинтересованность в производстве общественных товаров, полезность которых распространяется более чем на одно лицо и которые характеризуются неделимостью, неконкурентностью, независимостью издержек производства от числа потребителей и др.

4. Рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает равенства доходов. В современных условиях негативные стороны рыночной экономики смягчаются государством.

 

 

 
 

 


Группировка рынков на основе признаков

 

 

 

 

 


1) Что такое рынок? Какое из определений рынка представляется Вам наиболее правильным?

2) Правильно ли утверждать, что обмен и рынок – это синонимы?

3) Каковы исторические условия возникновения рынка?

4) Какие критерии могут быть положены в основу классификации рынков?

5) Каковы основные функции рынка и как они взаимосвязаны?

6) Какую роль выполняет на рынке конкуренция?

7) В чем состоит различие между совершенной и несовершенной конкуренцией?

8) Почему существует такое понятие как «монополистическая конкуренция», если монополия противоположна конкуренции?

9) Правильно ли утверждать, что рынок не может устранить последствия внешних эффектов?

10) Чем объясняются несовершенства рынка?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.02 с.)