Модуль I Введение в экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль I Введение в экономику



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

О.В. Евграфова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Модуль I Введение в экономику

Модуль II Основы микроэкономики

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Ростов-на-Дону

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом Ростовского филиала РТА (протокол от «__»______2011 г. №______)

 

О.В. Евграфова

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Модуль I Введение в экономику

Модуль II Основы микроэкономики

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Ростов-на-Дону

 

 

Печатается в соответствии с планом

Редакционно-издательской деятельности Ростовского филиала Российской таможенной академии на 2011 год

Евграфова, О. В. Экономическая теория: учебное пособие / О. В. Евграфова. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011. - с.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК

В.И. Панченко, заведующий кафедрой экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ

 

Основу учебного пособия составляют лекции по основным разделам курса «Экономическая теория»: Модуль I Введение в экономику и Модуль II Основы микроэкономики. Систематизированы и комплексно изложены экономические проблемы и современные методы их научного анализа. Наряду с теоретическим материалом к каждой теме даются структурно-логические схемы, иллюстративно-аналитические материалы, контрольные вопросы.

Предназначено для студентов факультета таможенного дела.

Учебное пособие утверждено на заседании кафедры экономической теории (протокол № от 2011 г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………........  
Модуль (Раздел) 1. Введение в экономику………………………  
1.1. Введение в экономическую теорию ……………………………  
1.2. Организация общественного производства и ее исторические типы. Экономическая система………………………………………  
1.3. Общие проблемы экономического развития………………….  
1.4. Рыночная организация экономической системы……………..  
Модуль (Раздел) 2. Основы микроэкономики …………………  
2.1. Рынок и его виды ……………………………………………..  
2.2. Предприятие, фирма – основные звенья рыночной экономики.  
2.3. Спрос и предложение…………………………………………….  
2.4. Теория потребительского поведения……………………………  
2.5. Рыночное равновесие. Цена. Ценообразование………………  
2.6. Доход производителя и его распределение……………………  
Литературный навигатор……………………………………………  
Заключение………………………………………………………….  
Библиографический список……………………………………….  

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Концептуальная направленность настоящего учебного пособия заключается в систем­ном рассмотрении фундаментальных положений экономической науки. Важное значение в нем придается изложению законов, закономерностей, категорий и понятий, свойственных рыночному хозяйству с учетом его современной специфики.

Учебное пособие представляется максималь­но пригодным для самостоятельной работы студентов. В этой связи каждая тема представлена структурно-логической схемой, направленной на системное восприятие учебного материала, опорным конспектом лекции, иллюстративно-аналитическим материалом и контрольными вопросами. Отдельным подразделом выделены ключевые категории (глоссарий). Такой подход ориентирует студентов на комплексное изучение каждой темы, осмысление теоретических аспектов дан­ной проблемы, получение практических навыков использованияприобретенных знаний.

Структурно-логическая схема позволяет представить содержание вопросов в их основных взаимосвязях, акцентировать внимание на ключевых аспектах изучаемой темы; глоссарий представляет собой словарь основных понятий и терминов, относящихся к рассматриваемой теме; опорный конспект лекции кратко раскрывает каждую из тем курса, обеспечивая при этом достаточную глубину поста­новки современных проблем экономики. Теоретические положения сочетаются с графическим и табличным изложением темы, а литературный навигатор дает возможность студентам сориентироваться в ма­териалах других учебников, книг и монографий по изучаемой проблеме. Контрольные вопросы предлагаются студентам для проверки знаний и оценки подготовленности к дальнейшей теме. Главное их назначение - самопроверка в ходе подготовки к занятиям, за­четам и экзаменам, однако они могут быть использованы также преподавателем при проведении контроля знаний студентов.

МОДУЛЬ (РАЗДЕЛ) 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Вопрос 1. Исторические типы организации общественного производства

Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором продукты производятся для собственного потребления.

Товарное производство – это форма организации общественного хозяйства, при которой продукты труда производятся для продажи на рынке.

Общественное разделение труда (ОРТ) – обособление различных видов трудовой деятельности.

2 типа ОРТ:

1. внутри общества:

· общее – по родам производства (сельское хозяйство, промышленность и т.п.)

· частное – разделение родов производства на виды и подвиды (растениеводство, добывающая и обрабатывающая промышленность)

2. внутри предприятия (единичное).

 

 

Выводы

1. Любая экономическая деятельность людей порождается необходимостью удовлетворения их потребностей. Потребности людей постоянно растут количественно и качественно. Основная часть потребностей людей удовлетворяется экономическими благами, создаваемыми производством. Различают взаимозаменяемые блага - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга, и взаимодополняющие блага - это блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом.

2. Ограниченность экономических ресурсов порождает три основных вопроса экономики: "что, как и для кого?" Разные экономические системы по-разному отвечают на эти фундаментальные вопросы. Характер экономической системы зависит от господствующей формы собственности и механизма координации хозяйственных решений, принимаемых отдельными экономическими агентами. В зависимости от сочетания этих признаков выделяют: традиционную, рыночную, плановую, смешанную и переходную экономики.

 

 
 

 


ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
простое капиталистическое
Основано на мелкой частной собственности Основано на крупной частной собственности
Базируется на личном труде производителя Базируется на наемном труде
Цель – удовлетворение собственных потребностей Цель – получение прибыли

Классификация потребностей

 

 

Классификация экономических благ

 

 

Классификация факторов производства (1)

 

 

Классификация факторов производства (2)

 

 

 

Сочетание факторов производства для создания экономических благ

 

 

 

Структура экономической системы

 

Сравнительный анализ типов экономических систем

 

Основные черты Чистый капитализм Современный капитализм
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства, в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

 

 


1) Что явилось предпосылкой возникновения товарного производства?

2) Что обуславливает необходимость производства экономических благ?

3) В чем смысл закона (принципа) возвышения потребностей?

4) Чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства?

5) В какой форме выступают вещественные факторы производства?

6) Что дает предпринимателю такое свойство экономических ресурсов как их взаимозаменяемость (альтернативность)?

7) В процессе чего осуществляется соединение материально-вещественных и личного факторов производства?

8) Являются ли деньги реальным капиталом и экономическим ресурсом?

9) Какова структура современного производства?

10) Что такое воспроизводство?

11) Какой подход используется при выделении типов экономических систем: формационный или цивилизационный?

12) Каковы основные элементы экономической системы?

13) Чем отличаются друг от друга экономические системы?

 

 

Выводы

1. Производство представляет собой процесс приспособления ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Основные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема оптимального распределения ограниченных ресурсов общества.

2. Кривая производственных возможностей представляет собой модель, иллюстрирующую альтернативные возможности использования ограниченных ресурсов. Любая точка, расположенная на кривой производственных возможностей, свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов. Точка внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно, и возможно увеличение производства нескольких товаров. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого. Отсюда: издержки производства дополнительной единицы одного продукта могут быть измерены количеством другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с увеличением производства первого продукта. Такие издержки производства называются альтернативными. В условиях полного использования ресурсов действует закон возрастания альтернативных издержек производства: каждая последующая дополнительная единица продукта обходится все дороже и дороже, т.е. для ее производства приходится отказываться от все большего и большего количества другого продукта.


Закон денежного обращения

Количество Денег = (∑ Тц - В – К + П) / О

где: ∑ Тц - сумма цен товаров;

В – взаимопогашающиеся платежи;

К – кредит;

П – платежи, по которым наступил срок уплаты;

О – скорость оборота денег.

Деньги в своем развитии прошли длительный путь от отдельных товаров до современных электронных денег. Но какие бы формы ни принимали деньги, их существование - обязательное условие рыночной организации экономики, ибо рыночная экономика - это денежная экономика.

 

Выводы

1. Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, т.е. продукты производятся для продажи, обмена. Условиями существования товарного хозяйства являются: общественное разделение труда, которое базируется на принципе сравнительных преимуществ - способности отдельного производителя производить товар с относительно меньшими альтернативными издержками; экономическая обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности и обмен как форма связи между обособленными и самостоятельными товаропроизводителями. Обмен между обособленными товаропроизводителями в современных условиях осуществляется посредством денег.

2. Деньги - это все то, что принимается продавцом для оплаты товаров и услуг. Отличительная особенность денег - их абсолютная ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют функции: средства обращения, меры цен и средства накопления. История знает три основных вида денег: товарные деньги, бумажные деньги и кредитные деньги. Современные наличные деньги представляют собой долговые обязательства центральных банков, безналичные - долговые обязательства коммерческих банков в отношении их вкладчиков.

3. Рыночная экономика - это экономическая система, базирующаяся на частной собственности и непосредственных связях между покупателем и продавцом, координируемых рынком и его главным инструментом - ценой. Основные черты рыночной экономики: равноправие всех форм собственности, экономическая свобода, всеобщность рынка, контрактный характер рыночных отношений, экономическая ответственность субъектов рынка, конкуренция, свободное ценообразование. Основным достоинством рыночной экономики является ее способность обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов общества. К другим достоинствам рыночной экономики можно отнести: высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса; невозможность хронического товарного дефицита и др.

4. Рыночная организация экономики схематично может быть представлена в виде модели кругооборота товара и денег. На рынке товаров домашние хозяйства выступают в роли покупателей, а фирмы - в качестве продавцов; на рынке ресурсов - наоборот: фирмы - покупатели факторов производства, домашние хозяйства - их продавцы. Один контур модели характеризует движение товаров и ресурсов в натуральном выражении, другой - встречное движение денежных платежей. Общая сумма всех расходов в экономике в целом равна общей сумме получаемых доходов. Рыночная экономика представляет собой совокупность разнообразных рынков, которые, в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений, по пространственному признаку, степени развитости конкуренции, объему продаж, степени соблюдения законности и т.п. могут быть объединены в отдельные группы. Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

5. Конкуренция - это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция (состязательность) между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоду только продавцу.

6. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж; на рынке продается однородная, стандартная продукция; все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка; вход на рынок и выход с него свободны.

7. Конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца, возникновению монополий. Основные типы монополий - искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия - это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию - рынок несовершенной конкуренции.

8. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия - это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия - это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка - это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.

 

 


 

Сравнительная таблица моделей рыночного хозяйства

Модели Критерии Социальное рыночное хозяйство Смешанная экономика Корпоративная экономика
Целевая направленность государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике Достигает 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные государства Германия США Япония, Швеция

Современное рыночное хозяйство

 

Внутренняя структура собственности

 
 

 

 


Субъектно-объектная структура собственности

 


Типы и формы собственности

Типы собственности Формы собственности
Первобытнообщинная Рабовладельческая (азиатская, античная) Феодальная Капиталистическая Социалистическая Частная индивидуальная Коллективная Государственная

Классификация форм собственности

а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.  
б) по форме права собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. Совместная Совместных предприятий и организаций
       

Основная схема классификатора форм собственности в России

Классификационный код Наименование
1. Российская собственность
1.1. Государственная собственность
1.1.1. Федеральная собственность
1.1.2. Собственность субъектов Федерации
1.2. Муниципальная собственность
1.3. Собственность общественных объединений (организаций)
1.4. Частная собственность
1.5. Смешанная российская собственность (без иностранного участия)
1.6. Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием
2. Иностранная собственность
2.1. Собственность международных организаций
2.2. Собственность иностранных государств
2.3. Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства
2.4. Смешанная иностранная собственность (без российского участия)
2.5. Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием
3. Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием

Сравнительная таблица рыночных ситуаций

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество и размеры фирм Множество независимых, мелких фирм Одна крупная фирма Число фирм невелико, есть крупные фирмы Достаточно много, фирмы мелкие
Характер продукции Однородная, стандартизированная Уникальная, нет близких заменителей Разнородная или однородная Дифференцированный, разнородная продукция
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Доступ информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Некоторые затруднения
Степень сложности входа в отрасль и выхода из нее Никаких затруднений Практически непреодолимые барьеры на входе Трудный, возможны препятствия на входе Вход и выход возможны, никаких затруднений

Показатели монополизации

ДОЛЯ ФИКСИРОВАННОГО ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДЕКС ХАРФИНДЕЛА – ХИРШМАНА (NXX)
«Доминирующее положение на рынке», которое возникает, если: · на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке; · на 3 и менее предприятий приходится свыше 1/2 всего оборота на рынке; · на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 всего оборота на рынке.   n NXX = ∑ Xi2 i=1 где, Xi -доля i – ой фирмы на рынке, выраженная в % n– общее число фирм на рынке  

Процесс возникновения монополистических союзов

 

 

Типы конкуренции

 

Виды Признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
СУБЪЕКТЫ Предприятия одной отрасли Предприятия разных отраслей
ОБЪЕКТЫ Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
ПРЕДПОСЫЛКИ Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота капитала
РЕЗУЛЬТАТ Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

 

Денежные агрегаты

Наличные металлические и бумажные (банкноты) деньги в обращении (без кассовой наличности банков)     M0 M1 M2 M3
+ Беспроцентные счета до востребования (чековые вклады)
+ Бесчековые сберегательные счета и небольшие срочные вклады
+ Крупные срочные вклады

 

Кругооборот благ и доходов в рыночной экономике

 

 

Экономический кругооборот с участием государства и банков

 

 

 
 


1) Что лежит в основе функционирования социализированного товарного производства?

2) Каковы функции государства в рыночной экономике?

3) В чем специфика собственности в юридическом и экономическом аспекте?

4) Что такое меновая стоимость?

5) Что такое ликвидность денег?

6) Что Вы понимаете под «масштабом цен»?

7) Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

8) Какие факторы обусловили появление первых монополий?

9) Концерн и конгломерат: в чем сходство и различие этих форм?

10) Какими методами монополии осуществляют контроль над ценами?

11) При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную?

12) Какие факторы наиболее эффективно противодействуют монополизации рынка?

13) Каково должно быть отношение суммы сбережений и инвестиций для обеспечения нормального хода кругооборота благ и доходов в рыночной экономике?

 

 

 

РЫНОК И ЕГО ВИДЫ

 
 

           
 
 
   
 
   


Рынок:

- это система экономических отношений, возникающая на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения;

- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции;

- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

 
 


Объекты рынка - это все те блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения.

 
 


Инфраструктура рынка ( в узком смысле) трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделений рынка.

 
 


Инфраструктура рынка ( в широком смысле) рассматривается как совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи.

 
 


Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

 
 


Товарная биржа - учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продаже по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы.

 
 


Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам.

 
 


Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы.

 

Аукцион - публичная продажа на основе торгов в заранее установленное время и в заранее установленном месте определенных товаров или их образцов.

 
 


Ценообразующая функция заключается в том, что в процессе взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена, причем эта оценка происходит не до обмена, а в ходе него.

Информационная функция - концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 
 


Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего, на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность.

 
 


Посредническая функция - рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

 
 


Санирующая функция - рынок постоянно производит естественный отбор среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективного функционирующих предприятий.

 

 


Основные вопросы темы:

 

Выводы

1. Обмен, сопровождаемый передачей прав собственности, порождает трансакционные издержки. Одни издержки, такие, как затраты на поиск информации, на ведение переговоров и принятие решения, затраты на измерения, заключение договоров, возникают еще до заключения договора, другие - затраты на предупреждение возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от точного соблюдения договора, на спецификацию (определение) и защиту прав собственности, затраты на защиту от третьих лиц - возникают после заключения договора. Величина трансакционных издержек зависит от четкости определения (спецификации) прав собственности.

2. Неравномерность (асимметрия) распределения рыночной информации является фактором, порождающим неоптимальное распределение ресурсов общества и снижающим эффективность рыночной системы. Риск является неотъемлемым элементом деятельности хозяйствующих субъектов. В зависимости от отношения к риску всех людей можно подразделить на противников риска, любителей риска, нейтральных к риску. Противники риска стремятся обезопасить себя от нежелательных последствий их хозяйственной деятельности путем диверсификации рисков, объединения рисков, распределения рисков. Спекуляция (фьючерсные сделки, сделки с опционом) - пример деятельности, связанной с осознанным риском. Хеджирование - средство предотвращения потерь, связанных с рисковыми, спекулятивными операциями.

3. Внешние эффекты - это эффекты (потери или выгоды), приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих, и не находящие отражения в рыночной цене. Деятельность государства, направленная на превращение общественных издержек производства в индивидуальные, а индивидуальной полезности в общественную, позволяет отразить внешние эффекты в рыночной цене. Ограниченностью рынка является его незаинтересованность в производстве общественных товаров, полезность которых распространяется более чем на одно лицо и которые характеризуются неделимостью, неконкурентностью, независимостью издержек производства от числа потребителей и др.

4. Рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает равенства доходов. В современных условиях негативные стороны рыночной экономики смягчаются государством.

 

 

 
 

 


Группировка рынков на основе признаков

 

 

 

 

 


1) Что такое рынок? Какое из определений рынка представляется Вам наиболее правильным?

2) Правильно ли утверждать, что обмен и рынок – это синонимы?

3) Каковы исторические условия возникновения рынка?

4) Какие критерии могут быть положены в основу классификации рынков?

5) Каковы основные функции рынка и как они взаимосвязаны?

6) Какую роль выполняет на рынке конкуренция?

7) В чем состоит различие между совершенной и несовершенной конкуренцией?

8) Почему существует такое понятие как «монополистическая конкуренция», если монополия противоположна конкуренции?

9) Правильно ли утверждать, что рынок не может устранить последствия внешних эффектов?

10) Чем объясняются несовершенства рынка?

 

 

Выводы

1. Фирма - это форма организации предпринимательской деятельности, первичное звено экономической системы, ее важнейший хозяйствующий субъект. Большинство фирм имеют форму юридического лица, т.е. имеют обособленное имущество, несут самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельно выступают в гражданском обороте. Основная цель деятельности фирмы - максимизация прибыли, и хотя в краткосрочном периоде фирмы могут ставить перед собой другие цели, в длительной перспективе они стремятся к максимизации прибыли. Любую фирму можно охарактеризовать по ряду признаков: форме собственности, принадлежности капитала, роду деятельности, отраслевой принадлежности, по размеру, организационно-правовой форме и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.127 с.)