Вопрос 4. Организационно-правовые формы фирм



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Организационно-правовые формы фирм



Под организационно-правовой формой фирмы подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между:

§ собственниками фирмы;

§ фирмой и внешними по отношению к ней субъектами хозяйственной деятельности;

§ фирмой и органами государственной власти.

Организационно-правовая форма фирмы зависит от того, является ли она формой индивидуального или коллективного предпринимательства, каковы ее статус (физическое или юридическое лицо), цели деятельности (коммерческая или некоммерческая) и др. Разное сочетание этих признаков определяет три основные организационно-правовые формы частных фирм:

§ индивидуальная (единоличная) фирма;

§ хозяйственное товарищество или партнерство;

§ корпорация (акционерное общество).

Индивидуальные фирмы базируются на индивидуальной частной собственности отдельного лица или семьи на факторы производства. Такие фирмы могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для индивидуальных фирм характерна неограниченная экономическая ответственность: владелец фирмы отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Владелец единоличного предприятия, как правило, сочетает в себе функции собственника, управляющего и работника, хотя может передать свои функции и другим лицам. Обычно индивидуальные фирмы преобладают в сфере мелкого и среднего бизнеса.

Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей (товарищества и акционерные общества).

Товарищества(партнерства, общества) - фирмы с капиталом, разделенным на доли (вклады) участников; возникающие на основе объединения (сложения) капитала участников и предполагающие совместное владение и управление фирмой. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (количество голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.

Акционерные общества - форма организации предприятия на базе акционерной собственности, при которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Капитал акционерного общества образуется путем выпуска и продажи ценных бумаг (акций и облигаций). Участники общества (число их не ограничено и совладельцами корпорации могут быть сотни и тысячи людей) несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества - основная организационно-правовая форма крупных предприятий.

Особо следует остановиться на формах государственного и муниципального предпринимательства.

Государственные и муниципальные предприятия - это, как правило, унитарные предприятия, т.е. коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество государственного или муниципального предприятия не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю - государству или муниципалитету.

Имущество унитарных предприятий может находиться в их оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Государственные или муниципальные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, называются казенными предприятиями. Государство как собственник имущества таких предприятий несет ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия.

Выводы

1. Фирма - это форма организации предпринимательской деятельности, первичное звено экономической системы, ее важнейший хозяйствующий субъект. Большинство фирм имеют форму юридического лица, т.е. имеют обособленное имущество, несут самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельно выступают в гражданском обороте. Основная цель деятельности фирмы - максимизация прибыли, и хотя в краткосрочном периоде фирмы могут ставить перед собой другие цели, в длительной перспективе они стремятся к максимизации прибыли. Любую фирму можно охарактеризовать по ряду признаков: форме собственности, принадлежности капитала, роду деятельности, отраслевой принадлежности, по размеру, организационно-правовой форме и др.

2. Под организационно-правовой формой фирмы понимают совокупность норм, которые определяют отношения между собственниками фирм, между ними и внешней экономической средой. Владелец единичного предприятия соединяет в себе, как правило, функции собственника, менеджера, работника и несет полную материальную ответственность по обязательствам своей фирмы. Товарищества - это объединения предпринимателей. Существуют разные формы товарищества, отличающиеся друг от друга характером ответственности по обязательствам фирмы (полная или ограниченная). Основным принципиальным отличием производственного кооператива от товариществ является обязательное трудовое участие членов кооператива в его деятельности. Акционерное общество - предприятие, капитал которого образуется в результате выпуска и продажи ценных бумаг (акций и облигаций), в котором собственность отделена от предпринимательства, и владельцы которого несут ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им бумаг. Государственные и муниципальные предприятия - это унитарные предприятия, имущество которых представляет собой государственную собственность, находящуюся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятия.

3. Фирмы могут хозяйствовать самостоятельно или входить в объединения. Формы объединений различаются по степени самостоятельности входящих в них предприятий. В основе объединения предприятий может лежать горизонтальная, вертикальная интеграция или диверсификация. Основные формы объединений фирм: картель, синдикат, трест, концерн, консорциум

 
 


Преимущества и недостатки основных форм предприятий

 

 

Факторы внешней среды функционирования фирмы

 

 

 


1) Что включают в состав предпринимательских ресурсов?

2) Какие предприятия относят к крупному и малому бизнесу?

3) Каково место крупного бизнеса в рыночной экономике?

4) В каких отраслях обычно концентрируются предприятия малого бизнеса?

5) Какие факторы формируют предпринимательский потенциал России?

6) Из чего складывается предпринимательский доход?

7) Тождественны ли категории «предприятие» и «фирма»?

8) На чем основана управленческая теория фирмы?

9) Каковы последствия отрицательного платежного баланса страны для деятельности предприятия?

10) Какие факторы, на Ваш взгляд, оказывают большее влияние на деятельность фирмы?

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

               
   
 
 
 
   
 
   


Спрос- это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Платежеспособный спрос - спрос, обеспеченный величиной платежных средств у покупателей.

 
 


Индивидуальный спрос– спрос конкретного субъекта.

 
 


Рыночный спрос– спрос всех покупателей на данный товар.

 
 


Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги в экономике.

 
 


Функциональный спрос – спрос, возникающий в силу потребительских характеристик товара.

 
 


Нефункциональный спрос – спрос, возникающий под влиянием не потребительских характеристик товара.

 
 


Спрос, обусловленный внешними воздействиями на полезность товара, что означает, что полезность какого-либо товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли его другие люди, либо вследствие того, что товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами:

 

- эффект массового потребления (или эффект вагона) – величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

 

- эффект сноба - величина, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар.

 

- эффект показательного потребления отражает такое явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеет более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью.

 
 


Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным.

 
 


Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воз действием внезапного минутного желания.

 
 


Закон спроса– между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара.

 
 


Эффект замещениясостоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

 
 


Эластичностьэто мера реакции одной величины на изменение другой.

 
 


Эластичность спроса по цене(или ценовая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

 
 


Эластичность спроса по доходуопределяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и доходами потребителей.

 
 


Перекрестная (косвенная) эластичность показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара при изменении цены другого товара на 1%.

 
 


Предложение– это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

 

Закон предложения- между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

 
 


Эластичность предложения– соотношение между относительным изменением цены и относительным изменением предлагаемого количества какого-либо продукта.


Основные вопросы темы:



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.009 с.)