Изменения величины спроса под влиянием изменения цены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения величины спроса под влиянием изменения цены



Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами.

Ø Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

Ø Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Ø Действие закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Как отмечалось выше, важнейшим из этих факторов является цена.

На спрос влияют и многие другие факторы. К неценовым факторам спроса относят:

1) вкусы и предпочтения потребителей. Например: повышенный интерес людей к здоровому образу жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты при тех же ценах (произойдет сдвиг кривой спроса вправо).

2) доходы потребителей. Означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2 для качественных товаров. Понижение спроса, сдвиг кривой D в положение D1, характерно для товаров низкого качества. То есть воздействие данного фактора является двойственным и зависит от качества товара.

3) число потребителей. Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, нужно вспомнить понятия индивидуального и рыночного спроса на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товар – желания и возможность отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Можно заметить зависимость: чем больше число покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

4) экономические ожидания потребителей. Экономические ожидания представляют собой прогнозы относительно возможных изменений цен, денежных доходов, ситуации в стране и т. д. Ожидание роста цен может вызвать увеличение проса на товар и сместить кривую спроса вправо; ожидание сокращения денежных доходов может привести к сокращению спроса и сместить кривую спроса влево.

5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров. Рост цены на товар-субститут (товар-заменитель) ведет к сокращению величины спроса на него и к увеличению спроса на основной товар (пример: ситуация на рынке нефти 1970 – 1980-х гг., когда рост цены на нефть спровоцировал повышение спроса на альтернативные источники энергии). Рост цены на комплементарное (взаимодополняемое) благо сокращает спрос, как на него, так и на основной товар, и наоборот (пример: снижение цен на принтеры вызвало повышение спроса на бумагу).

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

где QD – спрос, P – цена, Z – вкусы, I – доход, N – количество покупателей, W – ожидания, Psub – цена на товары-субституты, Pcom – цена на комплементарные товары, B – прочие факторы.

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.

Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов:

а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Спрос при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (P1) сокращается от Q1 до Q2.

Закон спроса не действует, когда:

1) возникает ажиотажный спрос, вызванный ожиданием повышения цен;

2) существует стабильный спрос на дорогостоящие товары (золото, антиквариат и т.п.);

3) спрос переключается на более качественные и дорогостоящие товары (например, с маргарина на масло).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.004 с.)