Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Издержки производства в долгосрочном периоде

Поиск

В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы производства, и, следовательно, переменными становятся все издержки производства

Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками (LAC).

Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описывается, которая показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства.


Кривая долгосрочных средних издержек производства

 

Кривая LAC огибает кривые средних краткосрочных издержек производства, касаясь их в точке их минимума.

Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой определяется эффектом масштаба (отдачей от масштаба).
Эффект масштаба - соотношение между темпами изменения объема выпуска и темпами изменения долгосрочных издержек производства.

В зависимости от соотношения этих двух величин различают:

Ø возрастающую (положительную) отдачу от масштаба - объем производства растет быстрее, чем совокупные издержки, в результате чего средние издержки производства снижаются. Положительный эффект масштаба обусловлен преимуществами крупного производства, позволяющего: осуществлять специализацию труда, производства и управления и на этой основе снижать затраты; применять специализированное, более производительное оборудование; использовать отходы основного производства для выпуска побочной продукции;

Ø убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба - издержки растут быстрее, чем объем производства, что ведет к возрастанию средних издержек производства. Отрицательный эффект масштаба связан с ростом управленческих расходов, обусловленных возрастанием масштабов производства, снижением эффективности взаимодействия между отдельными подразделениями.

Ø постоянную отдачу от масштаба - объем производства и издержки растут одинаковыми темпами - средние издержки производства постоянны.

Преобладание того или иного эффекта масштаба отражается на динамике долгосрочных средних издержек производства:

Ø когда преобладает положительный эффект масштаба, долгосрочные средние издержки производства снижаются;

Ø когда отрицательный эффект масштаба превалирует над положительным, средние долгосрочные издержки возрастают;

Ø когда положительный и отрицательный эффекты равны, долгосрочные средние издержки постоянны.

Если положительный эффект масштаба исчерпывается достаточно быстро, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства остаются постоянными длительное время.

Кривая долгосрочных средних издержек производства

 

Если положительный эффект масштаба действует достаточно долго, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства снижаются продолжительное время.


Кривая долгосрочных средних издержек производства

Если положительный эффект масштаба исчерпывает себя быстро, то падение долгосрочных средних издержек производства вскоре сменяется их ростом.


Кривая долгосрочных средних издержек производства

Наименьший объем производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства, определяет минимальный эффективный размер предприятия.

Подобно тому, как потребитель стремится к максимизации полезности, фирма-производитель стремится к максимизации прибыли (Pr), представляющей собой разность между полученным доходом (TR) и издержками производства (TC).

Pr = TR - TC

 

Вопрос 6. Доходы фирмы

Совокупный (валовой, суммарный, общий) доход (TR) - доход от всего объема продаж, равный произведению цены (P) на количество проданной продукции (Q):

TR = P х Q

Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой:

Ø в случае совершенной конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма - "ценополучатель");

Ø в случае несовершенной конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять (фирма - "ценоделатель").

Отсюда, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции.



Совокупный доход конкурентной фирмы

В то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.

Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной конкуренции, по мере увеличения объема продаж, сначала растет, затем начинает снижаться.



Совокупный доход неконкурентной фирмы (монополиста)

Доход, получаемый от реализации единицы продукции – это средний доход (AR)

AR = TR х Q

Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукции:

AR = (P х Q): Q = P

Предельный доход (MR) - это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

MR = ∆ TR: ∆Q

MR = TRn – TRn-1

В условиях конкурентного рынка фирма может продать дополнительную единицу продукции только по той же рыночной цене, что и предыдущие единицы продукции, т.е. и предельный и средний доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.


MR=AR=P

Зависимость среднего и предельного дохода от объема производства конкурентной фирмы описывается графиком среднего и предельного дохода.


Средний, предельный доход и цена продукции конкурентной фирмы

 

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е. MR<P.

Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но так как фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, то она вынуждена снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы.

(!) Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.

Таким образом, поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, то кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода.



Средний доход (цена продукции) и предельный доход неконкурентной фирмы

Как видно из рисунка, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.007 с.)