Вопрос 5. Влияние дотаций и налогов на рыночное равновесие. Установление «пола» и «потолка» цен



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Влияние дотаций и налогов на рыночное равновесие. Установление «пола» и «потолка» цен



Налог, выступая одним из экономических рычагов регулирования рынка, смещает точку равновесной цены, не нарушая закон спроса и предложения. Последствия налогообложения носят отрицательный характер, т.к. увеличивается цена товаров, что вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие чего становится неизбежным сокращение объема производства и продажи товаров, попавших под налогообложение.

Давайте используем инструменты экономической теории благосостояния, чтобы определить размеры приобретений и потерь, к которым ведет установление на­лога на товар. Для этого необходимо учесть воздействие налога на покупате­лей, продавцов и государство. Выгода, извлекаемая на рынке покупателями, определяется потребительским излишком - суммой денег, которую покупатели готовы заплатить за товар, за вычетом действительной его цены. Выгода, из­влекаемая продавцами, определяется излишком производителей - денежной суммой, которую получают поставщики за товар, за вычетом издержек.

       
 
 
   
Количество продукции

 


Последствия введения налога: налог на товар «вкли­нивается» между ценой, которую платят покупатели (Pпок.), и ценой, которую получают продавцы (Pпрод.), в результате чего уменьшается количество проданного товара (Qt – количество продукции после введения налога; Q1 -количество продукции в отсутствии налога; Qt˂ Q1).

А что с третьей интересующей нас стороной, государством? Если Т - размер налога, a Qt - количество проданного товара, государство получает общие нало­говые поступления в размере Т х Qt. Государство может использовать их для строительства дорог, содержания полиции, поддержки системы образования или помощи нуждающимся. Следовательно, в исследовании воздействия налогов на экономическое благосостояние, для определения размера выгоды государства мы используем налоговые поступления. Отметьте, что в конечном итоге выгоду получает не государство, а те субъекты экономики, в интересах кого используют­ся полученные ресурсы.

       
 
 
   
Количество продукции


Налоговые поступления, получаемые правитель­ством, равны Т х Qt, произведению размера налога и количества проданного товара. Таким образом, налоговые поступления равны площади прямоугольника между кривыми спроса и предложения.

ü
P
Благосостояние в отсутствие налога.Для того чтобы проанализировать воз­действие налога на благосостояние, рассмотрим его уровень до введения налога правительством. На рис. представлен график спроса и предложения, основные показатели обозначаются буквами от А до F.

             
   
   
 
   
P1
 
 
Pпрод.
 
   
 

  В отсутствие налога С налогом Изменение
Потребительский излишек A+B+C A -(B+C)
Излишек производителя D+E+F F -(D+E)
Налоговые поступления Отсутствует B+D + (B+D)
Общий излишек A+B+C+ D+E+F A+ B+D+ F -(C+E)

Отсутствие налога - точка, определяющая цену товара и количество товаров, находится на пересечении кривых спроса и предложения. Цена составляет P1количество товара - О1,. Так как кривая спроса отражает готовность покупателей заплатить за товар, потребительский излишек равен площади фигуры, расположен­ной между кривой спроса и ценой, то есть А + В + С. Поскольку кривая предложе­ния отражает издержки продавцов, излишек производителей равен площади фигу­ры, расположенной между кривой предложения и ценой, то есть D + Е +F. В этом случае ввиду отсутствия налога налоговые поступления равны нулю.

Налог на товар сокращает потреби­тельский излишек (на площадь В + С) и излишек производителей (на площадь D + F). Так как уменьшение излишка потребите­лей и производителей превышает налоговые поступления (площадь B + D), считается, что налог приводит к без­возвратной потере (площадьС + Е).

Общий излишек - сумма потребительского излишка и излишка производите­лей - равен площади А +B + C+D +F + Е.

ü Благосостояние при действующем налоге. Цена, кото­рую платят покупатели, увеличивается с Р1 до Рпок, следовательно, потребительский излишек сокращается до площади А. Цена, которую получают продав­цы, снижается с Р1 до Рпрод, поэтому прибыль производителей теперь равна только площади F. Объем продаж сокращается с Q1, до Qt, а правительство собирает налоговые поступления, равные площади В +D.

Чтобы рассчитать общий излишек с налогом, мы суммируем потребительские излишек, излишек производителей и налоговые поступления. Таким образом, об­щий излишек составляет А + В + D + F.

ü Изменение благосостояния. Налог приводит к уменьшению потребительского излишка на площадь В + С, излишка производителей - на площадь D + Е. Налоговые поступления составляют площадь В + D. Неудивительно, что введение налога негативно сказывается на уровне жизни покупателей и поставщиков, а доходы правительства повышаются. Об­щий излишек на рынке сокращается на площадь С + Е.

(!) Таким образом, потери покупателей и продавцов превышают налоговые поступления правительства. Сокращение общего излишка в результате введения налога называется безвозврат­ной потерей, размер которой определяет площадь С + Е.

Наиболее распространенным финансовым рычагом воздействия государства на экономическое поведение товаропроизводителя являются дотации и субсидии.

Дотации представляют собой оказание правительством безвозмездной финансовой помощи непроизводственной сфере, а также предприятиям или отраслям с целью стимулирования производства товаров.

Субсидирование представляет собой получение товаропроизводителями определенной финансовой поддержки из государственного бюджета для производства определенного вида товаров.

Если дотация устанавливается в постоянном размере в расчете на единицу продукции, то ее можно рассматривать как снижение налога, т.е. кривая предложения сместится вниз на величину дотации. В результате цена, уплачиваемая покупателем, уменьшится, а цена, получаемая продавцом, увеличится, что положительно отразится на объеме производства.


Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Нижний уровень цены («пол» цен) – минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение, превышающая цену равновесия, и установленная правительством. Применяется в случаях, когда свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов и производителей.

 
 


Если правительство установит поддерживаемую цену Pf, то производители будут стремиться довести производство до объема Qs, однако покупатели по такой цене смогут приобрести товар в количестве Qd. Возникающий в результате излишек будет равен разнице между Qs и Qd. Правительство должно будет либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

«Потолок» цены – законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Применяется в случаях, когда эти потолки цен позволяют потребителям приобретать товары первой необходимости или услуги, которые они не могли бы приобрести при равновесных ценах.

 
 


Установление «потолка» цен создает устойчивый дефицит, т.к. парализуется способность свободного рынка к нормированию потребления. То есть, при цене Pf величина спроса будет равна Qd, а величина предложения – Qs. Устойчивый дефицит будет равен разнице между Qs и Qd, и правительству приходится принимать на себя заботу о нормировании дефицита для потребителей в интересах достижения более справедливого его распределения. Установление цены Pf нарушает процессы рыночного приспособления, тогда как конкуренция между покупателями вела бы к росту цены, стимулируя одновременно расширение производства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при равновесном уровне цены и равновесном предложении.

Цены «потолка» занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормирования распределения.

Таким образом, фирмы, вступающие в дело должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной долей рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

Вопрос 6. Ценообразование на неконкурентных рынках: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры. Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, а с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Различают два подхода к формированию цен: рыночный, при котором определяющими факторами ценообразования являются конъюнктура рынка, спрос и предложение, и производственный (затратный), при котором в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего, трудовые, связанные с выпуском товара.

Рассмотрим механизм ценообразования на неконкурентных рынках.

1. МОНОПОЛИЯ

Монополия – это абстрактная модель, когда на рынке действует одна фирма, являющаяся единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характерные черты:

· единственный продавец

· нет близких заменителей товара

· диктует цену

· заблокированное вступление в отрасль

Чистый монополист будет определять объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из своих издержек и спроса. Так как чистый монополист является отраслью, то его кривая спроса представляет собой кривую совокупного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса.

(!)Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.

 
 


Например, монополист может продать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции и т.д. Валовой доход фирмы-монополиста соответственно составит при продаже одной единицы продукции – 800 т.р., двух единиц – 1400 (700*2) (см. таблицу).

Количество единиц продукции Валовой доход, TR (TR=PxQ) Предельный доход, MR
800
1400 (700x2) 600 (1400-800)
1800 (600x3) 400 (1800-1400)
2000 (500x4) 200 (2000-1800)

 

Таким образом, предельный доход монополиста во всех случаях, кроме выпуска одной единицы продукции, меньше цены.

Цена, устанавливаемая монополистом, называется монопольной ценой. Она выше той цены, которая установилась бы при отсутствии монополии. За счет своего монопольного положения фирма имеет возможность получить дополнительную прибыль, или сверхприбыль.

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства можно представить следующим образом.

 
 


Не произведенные монополистом товары (Qрын. – Qмон.), которые были бы выпущены в условиях конкуренции, означают потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка заключается в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения.

Эластичность рыночного спроса на продукцию влияет на цену, устанавливаемую монополистом. Имея информацию об эластичности спроса по цене, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы, можно рассчитать цену продукции:

P = MC / (1-1/Ep)

(!) Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей повышать цены и получать монопольные доходы.

Ценовая дискриминация – продажа товара или услуги данного качества и при данных затратах по различным ценам для различных групп потребителей.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

ü покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

ü существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

При ценовой дискриминации различия в цене отражают не различия в качестве товара или издержках на его производство, а специфику монопольного рынка, когда фирма-монополист сама назначает цены.

2. ОЛИГОПОЛИЯ

1 модель олигополистического ценообразования – «Ломаная кривая спроса»

             
   
P
 
     
 
 
 


Допущение: отрасль состоит из трех фирм (А, В, С), каждая из которых обладает приблизительно 1/3 всего рынка дифференцированной продукции. Текущая цена на продукцию фирмы А равна P и ее текущие продажи составляют Q.

Характер кривых спроса и предельного дохода олигополиста будет зависеть от того, станут ли его конкуренты выравнивать свои цены по ценам олигополиста или игнорировать любые изменения текущей цены, которые он может предпринять. Как показывает опыт, конкуренты олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса олигополиста является ломанной (D2PD1) и кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв, или интервал (fg). Так как любой сдвиг в предельных издержках между MC1 и MC2 сократит вертикальный (пунктирный) отрезок кривой предельного дохода, никакого изменения ни в цене P, ни в объеме производства Q не произойдет.

 

2 модель олигополистического ценообразования – «Олигополия, основанная на тайном сговоре»

Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного или не выраженного словами соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой.

Допущение: отрасль состоит из трех фирм (А, В, С), производящих однородную продукцию. Все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Каждая фирма допускает, что два ее конкурента будут выравнивать свои цены и при снижении, и при увеличении цены. Кривые спроса всех трех фирм одинаковы, следовательно, график показывает положение каждой из трех олигополистических фирм.

Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек, они будут вступать в тайный сговор и максимизировать свои общие прибыли. Итоговые цена и объем производства являются, по существу, такими же, как и при чистой монополии. Каждый олигополист назначает цену P и производит объем продукции Q.

 
 


3 модель олигополистического ценообразования – «Лидерство в ценах»

Лидерство в ценах – средство, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор.

«Господствующая фирма», обычно наиболее крупная и наиболее эффективная в отрасли, меняет цену, а остальные фирмы более или менее автоматически следуют этому изменению. Ценовой лидер придерживается следующей тактики:

Ø поскольку изменения цен всегда связаны с риском, что конкуренты могут не последовать за лидером, ценовые корректировки делаются редко;

Ø о надвигающихся пересмотрах цен ценовой лидер отрасли часто сообщает через топ-менеджеров, которые дают интервью отраслевым изданиям;

Ø ценовой лидер не всегда выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде, что обусловлено стремлением помешать вступлению новых фирм в отрасль, которые могут выжить и расширяться только при высокой отраслевой цене.

 

4 модель олигополистического ценообразования – «Издержки плюс»

Олигополист использует методику для определения издержек на единицу продукции, и к издержкам добавляется накидка, чтобы определить цену. Т.к. издержки на единицу продукции меняются с изменением объема производства, то фирма берет типичный, плановый объем производства. Стандартная цена калькулируется путем прибавления к средним издержкам на единицу стандартного объема необходимого количества прибыли, чтобы принести необходимую конечную прибыль после уплаты налогов на капитал.

 

3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Монополистическая конкуренция – такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Характерные черты:

ü на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм, каждая из которых занимает незначительную часть рынка;

ü фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель может легко найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

ü имеет место неценовая конкуренция (качество продукта, реклама);

ü вступление фирм в отрасль не является сложным;

ü фирмы независимы в выборе цены и объема выпуска продукции;

ü доступ к информации о ценах, возможных прибылях фирм относительно прост.

Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цены и объем выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки.

Изобразим графически кривые спроса, предельного дохода, валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль, а другая – минимизирует убытки.

а) максимизация прибыли

 
 


б) минимизация убытков

 
 


Ситуация во многом схожа с рынком совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому, график предельного дохода лежит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Pо и объеме производства Qo, а минимальные убытки – при цене P1 и выпуске Q1.

Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR).

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм.

Выводы

1. Рыночное равновесие означает равенство объемов спроса и предложения. Цена, при которой достигается соответствие предложения спросу, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В основе современной трактовки сущности цены лежит теория неоклассического синтеза. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.

2. Нарушение равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к изменению уровня равновесной цены и равновесного объема. В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Цена, достигаемая при долгосрочном равновесии, носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

3. В условиях рыночного равновесия образуются излишек потребителя и излишек производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и равновесной рыночной ценой товара. Излишек производителя - это разность между равновесной ценой и той минимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо продавца, либо покупателя, а это означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето. Однако достижение максимума общественной полезности в условиях рыночного равновесия отнюдь не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между всеми членами общества.


Между изменением спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой, можно установить следующие взаимосвязи:

 

  изменение
равновесной цены равновесного количества товаров
спрос ↑*
предложение

* ↑ - увеличение показателя, ↓ - уменьшение показателя

 

 

 

 


1) Какие существуют способы определения оптимального объема производства?

2) Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

3) Когда достигается долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции?

4) Каковы причины возникновения монополии?

5) Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?

6) Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?

7) Почему можно говорить о тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции?

8) Каковы основные черты олигополии?

9) Почему предпочитают неценовую конкуренцию ценовой?

10) Каковы особенности государственного регулирования деятельности естественных монополий в России?

11) Какая теория различает термины «ценность» и «стоимость»?

12) В чем разница в подходах к ценообразованию классической теории и маржинализма?

13) Как достигается равновесие на товарном рынке?

14) Как изменится равновесная цена товара, если спрос на этот товар не изменится, а у фирм-производителей вырастут издержки?



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.037 с.)