Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Понятие и виды налогов и сборов

Поиск

Тема 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

1. Общая характеристика налоговой системы РФ

2. Понятие и виды налогов и сборов

3. Принципы налогового права

Источники:

· НК РФ ч. 1

· Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда №5 от 28 декабря 2001 г. «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса РФ»

· Информационное письмо Президиума ВАС РФ №71 от 17 марта 2003 г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части 1 НК РФ»

Вопрос 1. Налоговая система РФ – это совокупность налогов и сборов, установленных налоговым законодательством в порядке и в соответствии с общими принципами налогового права.

Она выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция связана со сбором денежных средств в бюджетную систему, основной источник формирования доходной части бюджета. Регулирующая функция подразделяется на стимулирующую и дестимулирующую. Эффективная налоговая система должна обеспечить сбалансированность фискальной и регулирующей функций.

Структура налоговой системы РФ

включает:

1) обычную (общую) систему налогообложения (ст.13-15), включающую федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

2) специальные налоговые режимы (ст.18).

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных общей (обычной) системой налогообложения.

Перечень специальных налоговых режимов, установленных НК РФ является закрытым:

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

По порядку введения эти режимы подразделяются:

· добровольные (единый сельхозналог, УСН, система налогообложения при разделе продукции) и принудительные (ЕНВД);

· федеральные, региональные (УСН в части патентной системы), местные (ЕНВД).

Вопрос 2. Понятие и виды налогов и сборов

Легальное определение содержится в ст.8 НК. Юридическое значение: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также иные взносы и платежи, которые обладают установленными НК признаками налогов и сборов, но не предусмотренные НК РФ.

Налоговые платежи и парафискальные (иные обязательные) публичные платежи.

Иные обязательные публичные платежи, как правило, носят принудительный и целевой характер. К таковым относятся, например, плата за загрязнение окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды» (1991 г.), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), обязательные социально-страховые взносы (ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в ПФ, ФСС и ФОМС») и др.

Налог – это установленный законодательством о налогах и сборах:

А) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж;

Б) платеж в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих лицу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления

В) платежи вносятся в бюджетную систему РФ

Сборы – также установленные законодательство о налогах и сборах обязательные платежи, но в отличие от налога характеризуются:

1.) специальной целью уплаты – в связи с совершением в отношении плательщика юридически значимых действий государственными и иными уполномоченными органами (например, госпошлина)

2.) специальный интерес – обязательность уплаты наступает в результате свободного волеизъявления налогоплательщика.

Классификация налогов и юридическое значение этой классификации:

А) правильно толковать и применять законодательство о налогах и сборах;

Б) исключить дублирующие платежи, двойное налогообложение

Критерии (основания классификации) раскрывают в совокупности содержание и сущность конкретного налога.

1. По органу, который вводит налоги: федеральные, региональные и местные

2. По порядку введения: общеобязательные и факультативные

3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: закрепленные и регулируемые

4. По субъекту: организаций, физических лиц, смешанные

5. По объекту: на доходы, на потребление, на имущество, на капиталы

6. По способу взимания: прямые (подоходно-имущественные) и косвенные. Прямые делятся на личные и реальные. Косвенные – на индивидуальные и универсальные.

7. По периодичности взимания: регулярные и разовые (ранее налог на наследование и дарение, неразумно отмененный)

8. По целевой направленности: абстрактные и целевые

9. По принципу налоговой юрисдикции государства: резидентские и территориальные.

Вопрос 3. Принципы налогового права (ст.3 НК РФ)

Юридическое значение: 1) основа правоприменительной деятельности 2) налоги и сборы должны быть установлены в соответствии с принципами налогового права, предусмотренными федеральным законодательством.

Отраслевые принципы налогового права имеют как прямое закрепление в конкретных нормах налоговых законов (нормы-принципы), так и выводятся из смысла этих норм. Речь идет о текстуальной и смысловой формах выражения правовых принципов. К таковым, на наш взгляд, относятся следующие:

1. Принцип всеобщности и равенства налогообложения и запрет дискриминации в налоговых правоотношениях. Налоги и сборы не могут имеет дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

2. Принцип справедливого соразмерного налогообложения означает 1) каждый налог должен иметь экономическое основание (имущество, доход и др.); 2) налог не может быть произвольным, он должен учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика

3. Принцип единства налоговой системы, т.е. налоги и сборы не должны нарушать единства экономического пространства РФ, ограничивать свободное перемещение товаров, финансовых средств в пределах РФ либо иначе ограничивать экономическую деятельность налогоплательщиков.

4. Принцип запрета устанавливать налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип определенности налоговой обязанности. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст.17 НК). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплатить.

6. Принцип однократности налогообложения. Этот принцип имеет только смысловое закрепление (ст. 38 НК) и означает запрет налогообложения одного и того же объекта за один и тот же налоговый период налогом одного вида (типа).

7. Принцип самостоятельной уплаты налога. Этот принцип также имеет только смысловое закрепление, его продолжение является крылатая фраза «о налогах не договариваются» (запрет «налоговой оговорки» в договорах).

Объекты налогообложения

В теории налогового права разграничивают понятия предмета и объекта налогообложения. Под объектом налогообложения понимаются обстоятельства (юридические факты), которые имеют стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объекты налогообложения можно классифицировать:

1. Имущество - виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), предусмотренных ГК РФ;

2. Доход (прибыль) - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемые в соответствии с главами НК о налоге на доходы физических лиц, налоге на прибыль организации (ст.41). Среди доходов следует особо выделить дивиденды и проценты (ст.43 НК РФ);

3. Реализации товаров, работ и услуг; (разграничены товары, работы и услуги – ст.38; 39 НК)

4. Расход

5. Иные объекты, предусмотренные законом.

 

В особых пояснениях нуждаются реализация и стоимость реализованных товаров, работ и услуг. Под реализацией товаров, работ и услуг считается передача на возмездной основе права собственности права собственности на указанные объекты и как исключение в случаях, предусмотренных НК РФ - и на безвозмездной основе.

НК РФ (ст.39) содержит перечень операций, которые не являются реализацией товаров, работ или услуг (например, передача основных средств правопреемникам при реорганизации юридического лица, передача вкладов в уставной (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, передача имущества в пределах первоначального взноса участникам при выходе их обществ, товариществ или ликвидации и др.).

С реализацией связана цена товаров, работ, услуг. Важной новеллой в НК РФ является объявление презумпции цены товаров, работ, услуг указанных сторонами сделки для целей налогообложения (ст.40). Пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в целях налогообложения только в четырех случаях:

· между взаимозависимыми лицами;

· по бартерным операциям;

· при совершении внешнеторговых сделок (ФЗ от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

· при значительном колебании (более, чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в течении непродолжительного времени.

Результат налогового контроля: Если в перечисленных случаях цены товаров (работ, услуг), применяемых сторонами сделки отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более, чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных товаров), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Методы определения рыночных цен установлены ст.40 НК РФ:

1) Метод сложившейся цены на рынке идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров, работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;

2) Метод цены последующей реализации;

3) Затратный метод.

Названные методы применяются в указанной последовательности при невозможности использования предшествующего метода.

База налогообложения

Налогооблагаемая база - это стоимостная, физическая или иная количественная характеристика объекта налога. Налогооблагаемая база выступает основой для исчисления суммы налога. Для того, чтобы произвести исчисление налога предмет (объект) налога необходимо каким-то образом измерить и отразить его в бухгалтерских и налоговых учетах путем оценки.

В теории налогообложения выделяют несколько способов определения размера налоговой базы: прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный.

Основным способом определения размера налогооблагаемой базы является прямой способ, в соответствии с которым определяются реальные и документально подтвержденные показатели. Например, при исчислении налога на прибыль налогоплательщик отражает в учетных и налогово-отчетных документах всю выручку и доходы, полученные за соответствующий период, затем вычитает документально подтвержденные расходы и получает налогооблагаемую прибыль - базу для исчисления налога на прибыль. Прямым способом определяется база по большинству налоговых платежей.

Согласно ст.54 НК РФ:

1) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных.

2) Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином РФ

3) Налогоплательщики-физические лица - на основе данных, полученных от организаций, а также данных собственного учета, осуществляемого по произвольной форме

Российскому законодательству известен и косвенный способ определения налогооблагаемой базы или расчет по аналогии. Налоговые органы исчисляют налоговую базу на основе имеющихся данных в случаях, предусмотренных НК. Так, в соответствии с НК РФ (ст31) налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Основаниями применения данного способа служат:

А) отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода,

Б) непредоставление налоговым органам в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов,

В) отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведение налогового учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

При условном способе определения дохода размер дохода налогоплательщика, как правило, определяется на основании вторичных признаков условной суммы дохода: (например, единый налог на вмененный доход с условной суммой дохода скорректированной численностью наемных работников, площадью торгового зала)

Паушальный способ основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. Примером могут служить имущественные налоги.

Методы учета налоговой базы. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод налогового учета налоговой базы во времени по конкретному налогу. Законодательством предусматриваются два основных метода учета базы налогообложения: кассовый (метод присвоения, метод по оплате) и метод начислений (накопительный метод, метод по отгрузке). Первый метод учитывает момент получения налогоплательщиком дохода (выплат) в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы. Этот метод называется кассовым или методом присвоения, поскольку учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме: получение в кассе наличных денежных средств, а при безналичном платеже - поступление денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Таким образом, момент получения дохода при использовании налогоплательщиком в налоговом учете кассового метода признается момент, когда налогоплательщик фактически приобретает право пользоваться и распоряжаться этим доходом.

При применении накопительного метода (или метода начислений) доходом признаются суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в налоговом периоде, независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты. Иногда в упрощенном варианте указанные два метода налогового учета называют методами учета по моменту оплаты продукции и по моменту отгрузки продукции.

В соответствии с НК РФ налоговая база и методы ее определения предусматриваются налоговым законодательством по каждому виду налогов.

Налоговый период (ст.55)

Налоговый период - это срок, в течение которого формируется налогооблагаемая база и определяется размер налогового обязательства, т.е. исчисляется сумма налога подлежащего оплате (ст.55 НК РФ). Для разовых налогов и сборов этот элемент налогового обязательства не устанавливается. Для регулярных налогов свойственна протяженность во времени, повторяемость (например, прибыли, доходу и др.) и в целях определения соответствующего показателя необходимо систематически вести учет совершаемых операций и периодически подводить итог. Налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством, для налогов (кроме госпошлины и иных разовых сборов) признается календарный год. Иные налоговые периоды устанавливаются законодательством по отдельным видам налогов.

В этой связи следует различать понятия налоговый период и отчетный период. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Отчетный период - это срок подведения итогов и предоставления в налоговый орган отчетности. За просрочку авансовых платежей, также как и сумм налога, начисляются пени, но к ответственности по ст. 122 НК не привлекаются (ст.58 НК)

Порядок исчисления налога

Исчисление налога. На стадии исчисления налога происходит установление размеров конкретного налогового обязательства в отношении конкретного налогоплательщика. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговые органы и налоговых агентов. В зависимости от того, кто осуществляет исчисление налога, в науке налогового права выделяют налоги окладные и неокладные.

Неокладные налоги исчисляются налогоплательщиком самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.52 НК РФ). Так, российские юридические лица, выступая налогоплательщиками, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога.

Окладные налоги исчисляются налоговым органом или налоговым агентом. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием размера суммы налога (налоговый оклад) и сроков внесения этих сумм в бюджет (ст.52 НК).

Классификация налогов на окладные и неокладные имеет практическое значение в контексте исполнения налогового обязательства. Налоговое обязательство по уплате неокладных налогов возникает при наступлении тех условий, с которыми закон связывает обязанности уплатить налог: наличие объекта налогообложения, наступление сроков уплаты налога. В налоговых обязательствах по уплате окладных налогов, к первым двум условиям возникновения обязательства добавляется третье: вручение налогоплательщику налоговым органом документа (уведомления), устанавливающего размер налогового оклада. Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ст.57 НК РФ). При этом роль данных условий возникновения налоговых обязательств не одинакова. При отсутствии объекта налогообложения до наступления срока уплаты налога уведомление налогового органа не подлежит исполнению. Однако при отсутствии уведомления, но при наличии первых двух условий обязанность налогоплательщика заплатить налог сохраняется в течение срока исковой давности.

Вопрос 3.

Реорганизация юридического лица не прекращает обязанности по уплате налога (ст.50).

Реорганизация юридического лица влечет, по общему правилу, налоговое правопреемство.

Основные его характеристики:

1) Налоговое правопреемство возникает независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемникам факты или обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом.

2) Правопреемству подлежат не только недоимки по налогам, но и пени, штрафные санкции, но и излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налога, пени, штрафов. Но штрафные санкции не любые, а те, которые были наложены на юридическое лицо до завершения реорганизации.

3) Порядок налогового правопреемства зависит от формы реорганизации.

При слиянии, присоединении или преобразовании юридического лица проблем с налоговым правопреемством не возникает, т.к. правопреемник один. Сложнее при разделении и выделении юридических лиц.

Разделение юридических лиц влечет так называемое «долевое» правопреемство. При разделении правопреемство осуществляется в части (доли), предусмотренной разделительным балансом. Исключением служит солидарное правопреемство. Если:

а) разделительный или передаточный акт не позволяет определить долю правопреемника либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязательства каким-либо из правопреемников и

б) такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов (что доказать почти невозможно)

в) по решению суда вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.

При выделении юридического лица правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу не возникает. Однако, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов (что доказать почти невозможно) то вновь выделившиеся юридические лица по решению суда несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.

 

Вопрос 4. Ст.51 НК Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного безвестно отсутствующим иди недееспособным по решению суда

Устанавливается специальный порядок уплаты:

1) исполнение налоговой обязанности лицом; уполномоченным органом опеки и попечительства

2) за счет денежных средств недееспособных и безвестно отсутствующих лиц. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств этих физических лиц налоговый орган принимает решение о приостановлении исполнения обязанности по уплате налога

3) Уплате подлежат, налог, пени, штрафы, которые были налом, пени и штрафы, последние были наложены на лицо до признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим.

4) Если налоговые правонарушения совершают опекуны (уполномоченные лица), то они не вправе уплачивать штрафы за счет имущества лица, признанного недееспособным или безвестно отсутствующим.

Залог имущества (ст.73)

1) основание применения – а) изменение срока уплаты налога, или замена обеспечительных мер в производстве по делу о налоговом правонарушении ст.101 и б) договор между налоговым органом и залогодателем (налогоплательщик или иное лицо)

2) порядок: при неисполнении налоговой обязанности исполнение за счет заложенного имущество в порядке, предусмотренном ГК РФ

Поручительство (ст.74)

1) основание – а) изменение сроков исполнения налоговой обязанности или иные случаи, установленные НК (ст.101 –замена обеспечительных мер); б) договор между налоговым органом и поручителем

2) порядок: солидарная ответственность налогоплательщика и поручителя, но взыскание налога и пеней с поручителя только в судебном порядке

Пеня (ст.75)

1) основание – просрочка уплаты налога или авансовых платежей

2) порядок: пеня начисляется на сумму недоимки, за каждый календарный день просрочки. Пени не начисляются: а) при аресте имущества и приостановлении операций по счетам по решению суда; б) при следовании письменным разъяснения по применению налогового законодательства, которые даны уполномоченными государственными органами

Приостановление операций по счетам (ст.76) -прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке

1) Основание применения – А) неисполнение требования об уплате налога, пени, штрафа, или непредоставление в срок (свыше 10 дней) налоговой декларации или применение в качестве обеспечительной меры в производстве по делу о налогом правонарушении; Б) решение налогового органа о приостановлении операций по счетам

2) Порядок: а) применяется в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатский кабинет; б) приостанавливаются расходные операции, кроме тех, которые в соответствии с ГК РФ по очередности погашаются ранее налоговых платежей, в) запрет на открытие нового счета в этом банке; г) срок приостановления – как правило, до его отмены налоговым органом; право налогоплательщика подать заявление об отмене решения с указанием счетов, на которых достаточно денежных средств; д) основания для отмены приостановления операций по счетам можно разделить на две группы: предусмотренные НК РФ и предусмотренные иными федеральными законами. По второй группе оснований принятие специального решения налогового органа об отмене приостановления операций не требуется.

3) Начисляются проценты в случаях: а) нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам; б) неправомерного приостановления операций по счетам.

Арестом имущества (ст.77) в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Приказом МНС РФ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога.

1) основание: а) обеспечение решения о взыскании налога, пени штрафа с организации; б) основания полагать, что налогоплательщик может скрыть свое имущество; в)постановление налогового органа, г) санкция прокурора

2) порядок: а) ограничение права собственности (полный арест и частичный арест) протокол, понятые; б) срок ареста – до его отмены налоговым органом, судом.

Тема 6. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Понятие и виды (формы) налогового контроля

2. Налоговая декларация и налоговый контроль

3. Основные формы налогового контроля

4. Вспомогательные и дополнительные формы налогового контроля

 

Вопрос 1. Налоговый контроль – это государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами в порядке, предусмотренном НК РФ

Основные характеристики:

А) перечень форм налогового контроля закрытый

Б) порядок их проведения устанавливается НК РФ (необоснованное исключение сделано в отношении инвентаризации: (Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговых проверках (утв. Приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г.) и сверки налогов и сборов (ст.32 п.1 пп.11 НК РФ)

В) письменное (документальное) сопровождение каждой формы налогового контроля

В) классификация форм налогового контроля: 1) основные (самостоятельные) формы – налоговый учет, налоговые проверки; 2) вспомогательные формы – те, что сопровождают основные формы налоговой проверки (инвентаризация, доступ на территорию, в помещения; опрос свидетеля, истребование документов, выемка документов; привлечение специалиста, эксперта; истребование документов, информации встречно); 3) дополнительные мероприятия налогового контроля – те мероприятия, которые назначаются в процессе производства по делу о налоговом правонарушении по результатам налоговых проверок.

 

Налоговые проверки

А) выездные, Б) камеральные; В) повторные

Стадии налоговых проверок: 1) назначение и проведение (ст.88,89 НК); 2) оформление результатов и вынесение решения по результатам проверок (ст.100 и 101)

Экспертиза (ст.95)

1) при проверках и иных мероприятиях налогового контроля

2) цель экспертизы – разъяснение возникающих вопросов, где требуются специальные знания в области науки, техники, искусства

3) порядок: постановление о назначении экспертизы, ознакомление с постановлением налогоплательщика и составление протокола (право на отвод, постановку дополнительных вопросов)

4) заключение эксперта, ознакомление налогоплательщика и право заявить возражения, просить о повторной или дополнительной экспертизе

5) ответственность по ст.129 НК

Тема 6: НАЛОГИ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1. Общая характеристика системы налогов и сборов, взимаемых с организаций. Специальные налоговые режимы.

2. Налог на прибыль

3. Налог на добавленную стоимость

4. Налог на имущество организаций

 

Источники:

1. Закон Ярославской области от 30.11.2005 №69-з «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»

2. Закон Ярославской области от 15.10.2003 г. №46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»

3. Закон Ярославской области от 05.11.2002 №71-з «О транспортном налоге в Ярославской области»

4. Решение муниципалитета г.Ярославля от 08.11.2005 №147 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход».

 

 

Самая сложная для понимания в мире вещь - это система налогов

(Альберт Эйнштейн)

 

Вопрос 2. Налог на прибыль

Историческая справка. Налог на прибыль организаций (корпораций), как предполагает название данного налога, возникает с появлением коллективных образований - субъектов хозяйственной деятельности, основанных на принципе ограниченной ответственности, т.е. хозяйственных обществ. В связи с этим, налог в современном значении является сравнительно молодым. Истоки формирования налога на прибыль в России восходят к концу XIX века, когда в 1898 г. Положением о Государственном промысловом налоге вводится наряду с основным дополнительный промысловый налог, который зависел от размера основного капитала, прибыли и характера (организационно-правовой формы) предприятия. Отметим, что с акционерных предприятий с капиталом менее 100 руб. этот налог не взимался вообще, тем самым интуитивно предвосхищалась современная государственная поддержка малого предпринимательства.

В Советском Союзе платежи государственных предприятий не носили налогового характера. В законодательстве и литературе такие платежи именовались не налогами, а обязательными платежами государственных предприятий в бюджет. Основным аргументом для обоснования данного положения, помимо других факторов, выдвигалось отсутствие в этом случае перехода части доходов в собственность государства, так как предприятия являлись государственными.

Социально-политическое переустройство России в начале 90-х годов ХХ века и трансформация структуры экономических отношений повлекли необходимость формирования новой налоговой системы, в рамках которой менялся механизм присвоения прибыли организаций государством. Вести отсчет истории современного налога на прибыль следует, очевидно, с 1990 г., когда вместо дифференцированных по отдельным предприятиям нормативов отчислений в бюджет были установлены единые ставки налога на прибыль в размере 45%. С 1 января 1992 года был введен в действие Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налоговая ставка была установлена на уровне 32% (для бирж, брокерских контор и посреднической деятельности – 45%). Регулирование налога на прибыль помимо данного федерального закона осуществлялось также рядом подзаконных актов, в частности постановлениями Правительства об особенностях отнесения тех или иных расходов организации на себестоимость товаров (работ, услуг).

Расчеты организации с бюджетом по налогу на прибыль в настоящее время осуществляются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций", вступившей в силу 1 января 2002 г.

Правовая природа (сущность) налога. Как отмечалось выше, налог на прибыль в России начав формироваться в конце XIX века как преимущественно налог на сверхприбыль (т.к. обложению подлежала не вся прибыль, а лишь превышающая установленный законом лимит), практически отсутствовал в советском государстве. Вряд ли можно усмотреть какую-либо преемственность дореволюционных идей налогообложения в правовом регулировании современного налога на прибыль. Экономический базис 90-х годов XX века в России, формировавшийся в период трансформации государственного режима и зарождения рыночной экономики, отличался сложностью и неопределенностью. В связи с этим, историю налога на прибыль России в современном виде следует вести с 1990 г. Ввиду отсутствия в России практического опыта обложения прибыли в условиях рыночной экономики законодатель был вынужден обращаться к зарубежному опыту конструкции и применения налога на прибыль.

В странах Запада налог на прибыль компаний (корпоративный налог) существует на постоянной основе с начала Второй мировой войны. Он получил развитие в связи с распространением такой организационно-правовой формы юридических лиц как хозяйственные общества. Корпорационным налогом, как правило, облагаются не любые коммерческие юридические лица, только так называемые «объединения капиталов» – хозяйственные общества. Хозяйственные товарищества (так называемые объединения лиц), семейные предприятия, созданные на основе неограниченной ответственности облагаются непосредственно налогом на индивидуальные доходы, т.е. их прибыль сразу же при ее получении распределяется между участниками и облагается в сумме индивидуального подоходного налога.. По общему правилу, для «попадания» в сферу действия корпоративного налога необходимы два условия. Первое заключается в осуществлении коммерческой деятельности (т.е. деятельности, ориентированной на извлечение прибыли), второе – в наличии прав юридического лица. Соответственно по закону значительная часть организаций некоммерческого характера (политические партии, клубы, пенсионные фонды и др.) получают безналоговый статус.

Субъекты налога характеризует и привязка к налоговой юрисдикции. Большинство стран устанавливает критерий налогового резиденства и неограниченной налоговой юрисдикции при обложении доходов юридических лиц. некоторые страны ограничиваются критерием территориальности (Франция, Швейцария и др.)

В зарубежной практике объект налога определяется как чистый доход или прибыль. Из выручки (валового дохода) вычитаем расходы получаем чистый доход. Валовой доход (выручка) включает в себя только доходы от основной деятельности. Так называемые внереализационные доходы в объект налогообложения не включаются. Доходы от реализации основных фондов и иного имущества, доходы от внереализационных операций являются объектами налогообложения другими налогами: налоги на прирост имущества и капиталов.

Прибыль компаний обычно состоит из двух частей: нераспределяемой и распределяемой. В отношении последней имеет место двойное экономическое обложение. Эта проблема решается с применением следующих способов налогообложения:

1) классическая система не предусматривает ослабления двойного экономического налогообложения. Распределяемая прибыль облагается корпорационным и личным подоходным налогами (Бельгия, Швеция);

2) система уменьшения обложения распределяемой прибыли:

а) на уровне компании путем применения к распределяемой прибыли более низкой ставки (Австрия, германия, Япония) либо частичного освобождения от налога (Испания, Финляндия и др.)

б) на уровне акционеров путем налогового кредита (зачета);

3) система полного освобождения от налога распределяемой прибыли.

В зарубежной практике система налогообложения прибыли построена в целом по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так и местными органами власти; объектом обложения выступает чистая прибыль; ставки налога, как правило, устанавливаются пропорционально или имеют незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовой прибыли (разница меж<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.211.121 (0.015 с.)