Два вида представительства: законный представитель и уполномоченный представитель (ст. 26-29). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два вида представительства: законный представитель и уполномоченный представитель (ст. 26-29).



Законным представителем физического лица признаются законные его представители в соответствии с гражданским законодательством. Уполномоченный представитель физического лица действует только на основании нотариально заверенной доверенности по ГК РФ.

Законным представителем юридического лица является лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или учредительных документов. Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной в соответствии с ГК РФ.

Две особенности в отличие от ГК РФ: обязательная нотариальная форма доверенности в отношении физических лиц-налогоплательщиков и запрет на уполномоченное представительство должностными лицами налоговых органов.

Юридические последствия: действия, бездействие представителя налогоплательщика признается действием, бездействием налогоплательщика

Правовой статус налогоплательщика:

Главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Остальные обязанности налогоплательщика носят факультативный, производный характер. Они существуют постольку, поскольку существует основная обязанность налогоплательщика и направлены на надлежащее выполнение указанной обязанности. Все факультативные обязанности налогоплательщика как и основная обязанность устанавливаются налоговым законодательством (ст. 23). Например, к факультативным обязанностям можно отнести следующие:

1) вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет, необходимый для исчисления и уплаты налогов, в течение 4 лет обеспечивать сохранность бухгалтерских и иных документов, связанных с исчислением налогов;

2) сообщать в орган налоговой службы об открытии или закрытии счетов в банке юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями в течение 7 дней, о ликвидации, реорганизации организации в течение 3 дней со дня принятия решения;

3) выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством (ст.23).

Налогоплательщики наделяются законом и правами, которые также направлены на исполнение основной обязанности налогоплательщика. Это - право на получение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения налогового законодательства; право пользоваться льготами по уплате налогов, право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, право в установленном порядке обжаловать решения налоговых органов, другие права в соответствии с налоговым законодательством (ст.21).

 

Вопрос 2. Как следует из анализа НК РФ (ст.9), понятие “участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах”- категория емкая. Однако, перечисленные в ст. 9 НК участники налоговых правоотношений не исчерпывают всего перечня участников, названных в иных разделах НК РФ. Остались за пределами статьи иные обязанные лица и банки.

Налоговые органы как участники налоговых правоотношений:

а) по взиманию налогов;

б) по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

в) по привлечению к налоговой ответственности;

г) по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

Деятельность налоговых органов сопряжена с принятием индивидуальных ненормативных актов. Они подразделяются на две категории: 1) информационные, уведомительные, и соответственно не подлежащие обжалованию; 2) правовые акты, которые могут быть обжалованы налогоплательщиком в административном и судебном порядке. К первой группе относятся уведомление о постановке на налоговый учет, налоговое уведомление (ст.52 п.4), акт сверки расчетов по налогам и сборам (ст.32 п.1), акт налоговой проверки и др. Например, акт совместной сверки расчетов по налогам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику.

Вторая группа правовых ненормативных актов налогового органа должны отвечать требованиям, предъявляемым законодателем к содержанию и форме этих актов.

1) это индивидуальные, обязательные для конкретного налогоплательщика акты, порождающие для него определенные правовые последствия;

2) это принятые в установленном порядке и форме акты;

3) это акты, доведенные до налогоплательщика в установленном НК порядке.

Так, налоговый орган в формате, утвержденном ФНС РФ, в электронном виде направляет налогоплательщику: требование о перечислении налога в бюджетную систему (ст.52 п.4 НК РФ), требование об уплате налога (ст.69. п.4), требование о предоставлении документов (ст.93 и 93.1 НК РФ).

 

Обязанных лиц по их правовому положению можно разделить на четыре группы: 1) налоговые агенты, 2) банки и кредитные учреждения, 3) иные лица, обязанные предоставлять налоговую информацию и 4) лица, привлекаемые к участию в производстве по делам о налоговых правонарушениях.

Налоговым агентом признается лицо, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему (ст.24 НК РФ). К налоговым агентам относятся:

1) организации-работодатели, удерживающие и перечисляющие в бюджетную систему налог на доходы физических лиц;

2) организации, удерживающие и перечисляющие в бюджетную систему налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих организации, от долевого участия в других предприятиях;

3) организации, удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в РФ, или иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете.

Все указанные лица являются источниками выплат, т.е. лицами фактически выплачивающими доход другому лицу.

Правовой статус налогового агента.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Они обязаны правильно и своевременно удерживать налоги и перечислять их в бюджетную систему (основная обязанность). В случае неисполнений названной обязанности налоговый агент привлекается к налоговой ответственности (ст.123 НК РФ).

Факультативные обязанности: а) в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика обязаны в месячный срок сообщить о задолженности в налоговый орган; б) вести учет по каждому налогоплательщику; в) в течении 4 лет обеспечивать сохранность документов.

Банки и кредитные организации выступают одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налогового обязательства - посредник между налогоплательщиком и бюджетом. Отношения банка и клиента, основанные на договоре банковского счета, являются предметом регулирования гражданского права. В рамках отношений банк - государство первый выступает в качестве субъекта налогового права. Главной обязанностью банков и иных кредитных учреждений по перечислению налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности по налоговому обязательству является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему, а также решений органа осуществляющего налоговый контроль, о взимании налога за счет денежных средств налогоплательщика и решений налогового органа о приостановлении операций по счетам. За нарушение указанных обязанностей банки привлекаются к налоговой ответственности (ст.133; 134;135 НК).

Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается.

Иные обязанности банков информационного характера в сфере налогового контроля: а) сообщать об открытии и закрытии счетов по договору банковского счета (налоговая ответственность по ст. 132 НК) б ) предоставлять по запросу налогового органа справки по операциям и счетам (налоговая ответственность ст. 135 прим).

К иным участникам, содействующим уплате налога, относятся органы, на которые налоговым законодательством возложены обязанности сообщать налоговым органам информацию, необходимую для исчисления налогов (налоговые информаторы ст.85 НК). Назовем наиболее распространенные случаи. Так, органы, осуществляющие учет недвижимого имущества и транспортных средств, либо регистрацию прав на них и сделок с ними также обязаны информировать налоговые органы о проведенных операциях и др. За неисполнение указанной обязанности лица привлекаются к налоговой ответственности по ст. 129 прим. НК)).

И последняя категория обязанных лиц появляется на стадии проведения налоговых проверок и производства по делам о налоговых правонарушениях: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели.

Вопрос 3. В соответствии с НК РФ налог считается установленным, когда в законе определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст.17 НК РФ).

Элементы налоговой обязанности подразделяются на необходимые и факультативные. Необходимые элементы налогового обязательства - это установленные законом элементы, которые необходимы для определения налогового обязательства. Обязанность по уплате налога считается установленной, если законом определены необходимые элементы налогового обязательства. К ним относятся:

* объект налога;

* налоговая база;

* налоговая ставка;

* налоговый период;

* порядок исчисления налога;

* сроки и порядок уплаты налога.

К факультативным элементам налогового обязательства отнесены те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К таковым в первую очередь причисляются налоговые льготы.

Объекты налогообложения

В теории налогового права разграничивают понятия предмета и объекта налогообложения. Под объектом налогообложения понимаются обстоятельства (юридические факты), которые имеют стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объекты налогообложения можно классифицировать:

1. Имущество - виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), предусмотренных ГК РФ;

2. Доход (прибыль) - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемые в соответствии с главами НК о налоге на доходы физических лиц, налоге на прибыль организации (ст.41). Среди доходов следует особо выделить дивиденды и проценты (ст.43 НК РФ);

3. Реализации товаров, работ и услуг; (разграничены товары, работы и услуги – ст.38; 39 НК)

4. Расход

5. Иные объекты, предусмотренные законом.

 

В особых пояснениях нуждаются реализация и стоимость реализованных товаров, работ и услуг. Под реализацией товаров, работ и услуг считается передача на возмездной основе права собственности права собственности на указанные объекты и как исключение в случаях, предусмотренных НК РФ - и на безвозмездной основе.

НК РФ (ст.39) содержит перечень операций, которые не являются реализацией товаров, работ или услуг (например, передача основных средств правопреемникам при реорганизации юридического лица, передача вкладов в уставной (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, передача имущества в пределах первоначального взноса участникам при выходе их обществ, товариществ или ликвидации и др.).

С реализацией связана цена товаров, работ, услуг. Важной новеллой в НК РФ является объявление презумпции цены товаров, работ, услуг указанных сторонами сделки для целей налогообложения (ст.40). Пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в целях налогообложения только в четырех случаях:

· между взаимозависимыми лицами;

· по бартерным операциям;

· при совершении внешнеторговых сделок (ФЗ от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

· при значительном колебании (более, чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в течении непродолжительного времени.

Результат налогового контроля: Если в перечисленных случаях цены товаров (работ, услуг), применяемых сторонами сделки отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более, чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных товаров), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Методы определения рыночных цен установлены ст.40 НК РФ:

1) Метод сложившейся цены на рынке идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров, работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;

2) Метод цены последующей реализации;

3) Затратный метод.

Названные методы применяются в указанной последовательности при невозможности использования предшествующего метода.

База налогообложения

Налогооблагаемая база - это стоимостная, физическая или иная количественная характеристика объекта налога. Налогооблагаемая база выступает основой для исчисления суммы налога. Для того, чтобы произвести исчисление налога предмет (объект) налога необходимо каким-то образом измерить и отразить его в бухгалтерских и налоговых учетах путем оценки.

В теории налогообложения выделяют несколько способов определения размера налоговой базы: прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный.

Основным способом определения размера налогооблагаемой базы является прямой способ, в соответствии с которым определяются реальные и документально подтвержденные показатели. Например, при исчислении налога на прибыль налогоплательщик отражает в учетных и налогово-отчетных документах всю выручку и доходы, полученные за соответствующий период, затем вычитает документально подтвержденные расходы и получает налогооблагаемую прибыль - базу для исчисления налога на прибыль. Прямым способом определяется база по большинству налоговых платежей.

Согласно ст.54 НК РФ:

1) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных.

2) Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином РФ

3) Налогоплательщики-физические лица - на основе данных, полученных от организаций, а также данных собственного учета, осуществляемого по произвольной форме

Российскому законодательству известен и косвенный способ определения налогооблагаемой базы или расчет по аналогии. Налоговые органы исчисляют налоговую базу на основе имеющихся данных в случаях, предусмотренных НК. Так, в соответствии с НК РФ (ст31) налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Основаниями применения данного способа служат:

А) отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода,

Б) непредоставление налоговым органам в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов,

В) отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведение налогового учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

При условном способе определения дохода размер дохода налогоплательщика, как правило, определяется на основании вторичных признаков условной суммы дохода: (например, единый налог на вмененный доход с условной суммой дохода скорректированной численностью наемных работников, площадью торгового зала)

Паушальный способ основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. Примером могут служить имущественные налоги.

Методы учета налоговой базы. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод налогового учета налоговой базы во времени по конкретному налогу. Законодательством предусматриваются два основных метода учета базы налогообложения: кассовый (метод присвоения, метод по оплате) и метод начислений (накопительный метод, метод по отгрузке). Первый метод учитывает момент получения налогоплательщиком дохода (выплат) в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы. Этот метод называется кассовым или методом присвоения, поскольку учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме: получение в кассе наличных денежных средств, а при безналичном платеже - поступление денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Таким образом, момент получения дохода при использовании налогоплательщиком в налоговом учете кассового метода признается момент, когда налогоплательщик фактически приобретает право пользоваться и распоряжаться этим доходом.

При применении накопительного метода (или метода начислений) доходом признаются суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в налоговом периоде, независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты. Иногда в упрощенном варианте указанные два метода налогового учета называют методами учета по моменту оплаты продукции и по моменту отгрузки продукции.

В соответствии с НК РФ налоговая база и методы ее определения предусматриваются налоговым законодательством по каждому виду налогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.143.63 (0.04 с.)