Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Источники налогового права
1. Понятие и система источников, необходимых для разрешения налоговых дел. 2. Принципы построения системы нормативных источников налогового права (коллизионные нормативные предписания). 3. Пределы действия нормативных источников налогового права.
Источники: 1. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» 2. Закон Ярославской области от 7 марта 2001 г. №16-з «О правовых актах Ярославской области» 3. Закон Ярославской области от 27 июня 2007 г. № 40-з «О региональном регистре муниципальных нормативных правовых актов». Вопрос 1. Система источников налогового права включает внутригосударственные источники и международно-правовые источники. Каждая группа источников налогового права в свою очередь подразделяется на нормативные источники и ненормативные правовые акты. К внутригосударственным нормативным источникам относятся в соответствии с НК РФ а) законодательство о налогах и сборах (ст.1); б) нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (ст.4 НК РФ). Внутригосударственные ненормативные правовые акты подразделяются на а) ведомственные акты федерального органа, уполномоченного осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела (ст.4 п.2 НК РФ), таможенных органов РФ; б) постановления и определения Конституционного Суда РФ и решения судебных органов по налоговым спорам (судебная практика). К международно-правовым источникам соответственно причисляем международные налоговые соглашения (нормативные источники) и решения международных судов (ненормативные правовые источники). Последовательно охарактеризуем каждый вид из названных источников. Законодательство о налогах и сборах. Согласно ст. 1 НК РФ термином “законодательство о налогах и сборах” охватываются только нормативные акты, принятые представительными (законодательными) органами власти. Исходя из федеративного устройства РФ и в соответствии с принципом разделения властей законодательство о налогах и сборах имеет три уровня: законодательство РФ, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах - из законов и иных нормативных актов о налогах и сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты, принятые представительными органами муниципальных образований.
Следовательно, нормативные акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах. Подзаконные нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Они принимаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные подзаконные нормативные акты должны издаваться при соблюдении трех обязательных условий в совокупности: 1) принимаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах; 2) в пределах компетенции этих органов 3) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Ведомственные ненормативные акты. Особое место в системе источников налогового права занимают ненормативные акты ФНС, Федеральной таможенной службы (ФТС). Они издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (ст.4 п.2 НК РФ). 1) При разрешении споров, как указал Высший арбитражный суд, данные ненормативные акты оцениваются арбитражными судами наряду с другими материалами по делу. В качестве примера таких актов могут служить приказы и инструкции ФНС об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов и другие. Более того, особую значимость приобретают и индивидуальные разъяснения налоговых органов отдельным налогоплательщикам по конкретным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. 2) Они могут порождать правовые последствия, поскольку в соответствии с НК РФ (ст.111) налогоплательщик освобождается от ответственности за налоговое правонарушение, если он следовал письменным разъяснениям налоговых органов или иных уполномоченных государственных органов. Международные источники налогового права. Они также классифицируются на нормативные и ненормативные. К первым относятся ратифицированные РФ международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения. Названными договорами чаще всего решаются вопросы об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Эти нормативные источники являются ставной частью системы налогового законодательства Российской Федерации. Многие международные договоры о налогообложении содержат разделы, посвященные согласительным процедурам разрешения споров. Между тем, с целью разрешения межгосударственных экономических споров, в том числе и налоговых, создаются специальные суды. К таковым относится и Экономический Суд Содружества Независимых Государств, который уполномочен разрешать экономические споры не только в отношении государств СНГ, но и ЕврАЗЭС. Он вправе принимать решения по международным налоговым спорам и давать толкование норм международных налоговых соглашений.
Вопрос 2. Принципы построения системы источников налогового права. Юридические коллизии являются одной из основных проблем налогового законодательства РФ. В этой связи проблема систематизации источников налогового права приобретает особую актуальность и практическую значимость в плане разрешения названных коллизий на основе принципов иерархии нормативных актов, соотношения общего и специального нормативных актов, федеральных, региональных и местных законов о налогах и сборах и др. Источники налогового права должны рассматриваться не просто как совокупность правовых актов, а как целостная система, построенная на определенных принципах, которые назовем системообразующими принципами.. 1.Принцип установления, изменения и отмены налогов только законами. Принцип законности установления налогов, как отмечал Конституционный Суд РФ (Постановление КС РФ от 30 января 2001 г. №2-П), относится не только к содержанию нормативного акта, но и его форме, процедуре принятия и к порядку введения его в действие. “Законно установленными” могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами РФ, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы вводятся, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ст.3 п.5). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в НК РФ. 2. Принцип публичности налогового законодательства. Этот принцип означает, что при налогообложении применяются только официально опубликованные акты налогового законодательства, действовавшие на день возникновения налогового обязательства. В соответствии со ст.15 Конституции РФ нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть официально опубликованы. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” перечисленные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов о региональных и местных налогах и сборах направляются в, Минфин РФ, ФНС РФ а также соответствующие региональные налоговые и финансовые органы (ст.16 НК). 3. Принцип федерализма. Вопросы разграничения компетенции РФ и ее субъектов в области налогообложения решаются в Конституции РФ (ст.71,72 и 75) и НК РФ (ст.1). Федеральным законодательством устанавливаются: а) Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых в РФ. б) Федеральным законодательством устанавливается не просто конкретный перечень налогов и сборов, но и необходимые элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, пределы налоговой ставки, порядок исчисления налога. в) Федеральным законодательством устанавливаются права и обязанности участников налоговых отношений, основания возникновения, изменения и прекращения, порядок исполнения обязанностей по уплате налога и сбора; г) формы и методы налогового контроля; д) ответственность за налоговые правонарушения; е) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. К компетенции субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере налогообложения относятся следующие полномочия: а) право вводить или не вводить на своей территории региональные и местные налоги; б) субъекты Федерации и органы местного самоуправления в пределах установленных НК РФ, вправе соответственно по региональным и местным налогам определять налоговые льготы, в) устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ; Иные элементы налогообложения, кроме перечисленных устанавливаются только НК РФ. Конституционный Суд РФ дал расширительное толкование пределов нормотворчества субъектов Федерации и органов местного самоуправления, указав, что «законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом» (Постановление КС РФ от 30 января 2001 г. № 2-П).
4. Принцип иерархии в системе налоговых нормативных актов. В НК РФ заявлен приоритет кодифицированного акта по отношению к иным нормативным актам о налогах и сборах. НК РФ (ст.6) содержит перечень оснований признания нормативно-правовых актов нижестоящего уровня не соответствующими кодексу. Эти основания условно можно разделить на две группы: 1) несоответствие нормативных актов по форме их принятия, 2) несоответствие (противоречие) по содержанию нормативных актов. В первом случае имеется в виду принятие нормативного акта органом, не имеющим право в соответствии с законом издавать подобного рода акты, либо их издание с нарушением установленного порядка. Во втором случае нормативно-правовой акт признается несоответствующим НК РФ или вышестоящему по уровню акту, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, изменяет содержание его обязанностей, применяемых понятий и терминов либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и смыслу вышестоящих по иерархии нормативно-правовых актов. Нормативные акты признаются не соответствующими НК РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств. Признание нормативного акта несоответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Правительство РФ вправе, а также иной исполнительный орган вправе отменить этот акт или внести в него соответствующие изменения до судебного рассмотрения. Таким образом, законодатель в основу применения ст.6 НК РФ заложил принцип презумпции законности (правомерности) нормативного акта. До вынесения решения судебным органом или отмены нормативного акта органом, принявшим его, действует принцип правомерности (законности) нормативного акта о налогах и сборах. Иными словами, речь идет не о субъективном, внутреннем убеждении налогоплательщика о незаконности нормативного акта, а о судебном признании этого акта таковым. 5. Принцип приоритета международных налоговых соглашений. Этот принцип вытекает из ст.15 Конституции РФ, провозгласившей приоритет международных договоров с участием РФ и общепризнанных международных принципов в правовой национальной системе. В НК РФ (ст.7) названный принцип получил текстуальное закрепление. При применении международных договоров в сфере налоговых отношений необходимо учитывать, что нормы международных договоров имеют обязательную силу только в отношении тех стран, которые в установленном порядке выразили свое согласие на обязательность для них норм этого международного договора. Особой формой выражения согласия является ратификация международного договора. Международные договоры РФ подлежат ратификации в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О международных договорах РФ” (1995), а также если при заключении договора стороны условились о его последующей ратификации. Названные международные договоры по вопросам налогообложения являются основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее национальное налоговое законодательство. В противном случае, согласно ст.7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те которые содержаться в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.
В системе налогового законодательства традиционно выделяются четыре группы международных договоров по вопросам налогообложения: договоры и соглашения, устанавливающие общие принципы налогообложения сторон; международные двусторонние и многосторонние соглашения об устранении двойного налогообложения и предотвращении налоговых правонарушений; общие соглашения о международном сотрудничестве, включающие в том числе и налоговые вопросы и, наконец, международные соглашения индивидуального характера, направленные на освобождение от уплаты налогов конкретных международных организаций в странах пребывания (ООН, ЮНЕСКО и др.) 6. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщика обратной силы не имеют. Этот принцип нашел закрепление в Конституции РФ (ст.57) и НК РФ (ст.5). Рассмотрим этот принцип в рамках вопроса о пределах действия источников налогового права. 7. Принцип толкования неразрешимых противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (ст. 3 п.7 НК РФ). 8. Принцип доверия граждан к налоговому закону и действиям государства в сфере налогообложения сформулирован Конституционным Судом РФ и означает: 1) сохранение стабильности правового регулирования налоговых отношений; 2) недопустимость внесения произвольных изменений в действующую нормативную систему; 3) установление разумного переходного периода, позволяющего исключить противоречивое истолкование нового налогового регулирования правоприменительными органами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.019 с.) |