Сущность и цели бюджетно-налоговой политики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и цели бюджетно-налоговой политики.



Бюджетно-налоговая (фискальная) политика –меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на уровень деловой активности, на обеспечение экономического роста и полной занятости.

Влияет на:
- объем национального дохода, и следовательно на объем производства и занятости,
- на уровень цен в стране.
Направлена:
- против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция).
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета.
госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Задачей госбюджетной политики – это преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов государства.
Политика госрасходов призвана:
- удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета.
Так как госбюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот.
Государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование госбюджета.
Противоречие налоговой и всей фискальной политики - чем выше налоговое бремя, тем ниже желание и возможность платить налоги. В основу госналоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Бюджетно-налоговая политика бывает:
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики, сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы.

стабилизация экономики реализуется средствами фискальной политики:
Дискреционная фискальная политикацеленаправленное, сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов в целях изменения нац. объема производства, занятости, ускорения эк-ого роста.

Основные инструменты:
1)изменение ставок налогообложения,
2)трудоустройство населения,

3)проекты общественных работ.
Виды:
1)экспансионистскую - кот. приводит к росту совокупных расходов. Это происходит когда гос-во *увелич. расходы; *сокращает чистые налоги.
2)рестриктивную политику (т.е. сдерживающую) - кот. ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда *снижаются гос. расходы; *увелич. чистые налоги.
Недискреционная фискальная политика - предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые реагируют на изменение макроэкономической ситуации.
Встроенный автоматический стабилизатор - эк-ий механизм, кот. автоматически реагирует на изменение эк-ой коньюктуры.
Инструменты:
1)прогрессивный подоходный налог,
2)пособия по безработице,
3)субсидии фермерам,
4)система участия гос-ва в прибыли.

К встроенным стабилизаторам также относятся –соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Налоги и налоговая система.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Сформулированные еще А.Смитом принципы построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени.

Это - принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;

принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Налоговая система выполняет следующие основные функции:

  1. Фискальная, суть которой состоит в обеспечении доходов бюджета государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении национального дохода между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством и его субъектами.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Социальную - аккумулирование средств для осуществления социальных программ
  5. Стимулирующую - микроэкономическое регулирование;
  6. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги – это видимые налоги, платятся субъектами налога непосредственно, устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

Косвенные налоги – это неявные, невидимые потребителями налоги, взимаются через надбавку к цене ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы таможенные пошлины.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера.

Государственные финансы.

Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных фондов денежных средств на федеральном, региональном и местном уровнях. Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы страны и являются ее центральным звеном. Сущность государственных финансов состоит в том, что они служат инструментом мобилизации финансовых ресурсов всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.


Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

В структуре государственных финансов можно выделить следующие звенья:
- бюджетная система;
- система государственного кредитования
- система внебюджетных фондов.
Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.014 с.)