Совокупный спрос и его структура.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос и его структура.



Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги (С);

2) спрос на инвестиционные товары и услуги (Ig);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) спрос на чистый экспорт (Xn).

Одни компоненты совокупного спроса, например потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, более динамичны, другие, например инвестиционные расходы –их изменения вызывают колебания экономической активности. Совокупный спрос равен объему национального производства:

ВНП = С + Ig + G + Хn .

Кривая совокупного спроса АD (от англ. aggregate demand) показывает различные объемы товаров и услуг (реальный ВНП), которые потребители, фирмы и государство готовы купить при любом возможном уровне цен (рис.8.). На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП), а на оси ординат – не абсолютные показатели цен (например, в млрд р.), а уровень цен или индекс-дефлятор ВНП.

Кривая совокупного спроса AD

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВНП, на который предъявлен спрос, является обратной, и этим объясняется отрицательный наклон кривой AD.

Отклонение кривой АD вниз и вправо определяется тремя факторами: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; 3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект реального богатства или реальных кассовых остатков населения проявляется в том, что при более высоком уровне цен снижается реальная покупательная способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета). В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность накопленных финансовых активов, возрастет и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок связан с тем, что объемы импорта и экспорта страны зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен в данной стране и за границей. При прочих равных условиях, повышение уровня цен в данной стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта. Таким образом, при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в данной стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и, следовательно, увеличению чистого экспорта Хn в совокупном спросе.

 

Движение вдоль кривой АD, от одной точки к другой, отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства товаров и услуг. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства.

Помимо указанного ценового фактора, на кривую АD воздействуют и неценовые факторы. К ним относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой АD. Например, увеличение предложения денег и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится сдвигом кривой АD вправо.

Смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов

Рост налогов приведет к снижению совокупного спроса и переместит кривую АD влево. Увеличение государственных расходов, также как и инфляционные ожидания населения приведут к правостороннему смещению кривой АD.

Кривая совокупного спроса AD — (от англ. aggregate demand), (см. рис.) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего

уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тем, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектами процентной ставки, богатства, импортных закупок. Например, рост цен

увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, на инвестиционные расходы фирм,

государственные расходы, на чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется учет всех факторов.

Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Однако, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., т.е. сокращает другие компоненты совокупного спроса.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.01 с.)