Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема циклов и кризисов в российской экономике.

Поиск

Российская экономика, как показал опыт последних нескольких лет, не является тихой гаванью, в которой можно укрыться иностранным инвесторам. У экономического кризиса в воздействии на Россию имеются

специфические особенности, связанные с существенными структурными

деформациями экономики, недостаточной развитостью многих рыночных

институтов, включая финансовую систему. Важнейшие проблемы российской экономики:

1. Высокая зависимость от экспорта природных ресурсов.

2. Низкая конкурентоспособность несырьевых секторов экономики.

3. Недостаточная развитость финансового сектора.

Более того, амплитуда колебаний российских макропоказателей в период кризиса была значительно выше, чем у стран с аналогичным уровнем ВВП на душу населения. Причина этого - чересчур высокая зависимость российской экономики и финансовой сферы от цен на нефть. Хотя опыт, приобретенный в ходе нынешнего кризиса, а также накопленные золотовалютные резервы позволят относительно безболезненно справиться с краткосрочными негативными колебаниями внешней конъюнктуры, при сохранении нынешних приоритетов правительства эта способность будет со временем ослабевать.

Редко какое правительство готово к кризису, но проблемой российского правительства является отсутствие института, механизма адекватной оценки ситуации. Все оценки, которые давало правительство в период спада – с сентября 2008г. запаздывали. План антикризисных мероприятий, включая фискальный пакет, был утвержден только в апреле - мае 2009г., а с точки зрения экономики, очевидно, что чем быстрее вы начнете вкачивать бюджетные деньги, подталкивать экономику этими деньгами, тем легче поддержать ее. Анализ антикризисной программы правительства выявляет явные перекосы в сторону поддержки сферы финансов в ущерб реальному сектору экономики. Случилось это, потому что неправильно был поставлен диагноз - кризис рассматривался как финансовый и краткосрочный, в то время как он является структурным и длительным. Был неверно выбран главный объект приложения антикризисных мер - банковская система и финансовый рынок. На самом деле, меры по спасению банковской системы должны были рассматриваться в контексте более широкой программы предотвращения экономического спада. В программе нет целевых мер по поддержке инновационных отраслей. Нет целевой поддержки системы образования, что делается в развитых странах. Следовательно, рассчитывать на модернизацию экономики и очистительную функцию кризиса с такой программой вряд ли целесообразно. Новой макроэкономической модели роста нет. Упор сделан на административные меры, которые без использования рыночных механизмов и норм ответственности оказались малоэффективными и расточительными. Размещение полутора триллионов рублей в коммерческих банках без обеспечения обернулось вывозом полусотни миллиардов долларов за рубеж и дестабилизацией курса рубля.В структуре антикризисного пакета российское правительство очень большой упор сделало на нетрадиционные составляющие стимулирующего пакета. В первую очередь это повышение пенсий, в условиях кризиса ни одна страна не шла на повышение пенсий. Следующее - спасение собственников, когда гигантские средства предоставлялись владельцам корпораций и финансовых институтов. Во всем мире банкротство неэффективных корпораций и банков - одна из важнейших мер очистки экономик от «плохих» активов, смены проваливших дело собственников и менеджеров.

Перейти от политики наращивания госрасходов и бюджетного дефицита к политике поддержки предпринимательской активности и внутреннего спроса за счет снижения налогов. Объявить «налоговые каникулы» для малого бизнеса. Нужна программа фискального стимулирования. Высокие бюджетные расходы сегодня - основное препятствие для снижения налогов. Резко снизить бюджетные расходы на госаппарат, спецслужбы и помощь госпредприятиям, обеспечив условия для снижения НДС.

Необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, повышение качества человеческого капитала; вложение средств в базисные инновации нового - теперь уже шестого - технологического уклада (К-цикла), в «экономику знаний будущего», в инфраструктуру России.

 

принципиальной разницей формирующейся сейчас модели российской экономики от той, которая функционировала до кризиса, нет. Единственными отличиями являются дефицит бюджета и более низкие темпы роста обрабатывающей промышленности. Несмотря на сохранение сравнительно высоких цен на нефть (в районе USD75.0-80.0 за баррель), федеральный бюджет в этом году, и скорее всего в следующем, будет дефицитным.

Несложно представить, что произойдет при такой модели экономики, если цены на нефть по каким-то причинам резко упадут.

Одним источником проблем на этот раз может стать бюджет, а точнее его дефицит. Его финансирование потребует увеличения заимствований. При этом внутренний спрос на государственные облигации будет слабым из-за высоких ставок, дефицита ликвидности, многие участники рынка будут конвертировать рублевые активы в иностранную валюту, ожидая девальвации рубля. Внешний рынок, скорее всего, также будет закрыт, причем как по причине того, что инвесторы будут воспринимать долги РФ как рискованные, из-за падения цен на нефть.

Второй проблемой, скорее всего, будут компании, которым в этот период потребуется рефинансирование долга. Закрытость долговых рынков для новых размещений будет означать, во-первых, потребность в государственной поддержке компаний, во-вторых, снижение налоговых поступлений.

Чтобы до конца понять, как могут развиваться события, необходимо также учесть то, как будет действовать правительство. Способ уменьшить риски, связанные с падением цен на нефть, - максимальная стерилизация притока иностранной валюты от продажи нефти, создав в экономике такие условия, как будто экспорта нефти нет. Но это означает, что правительству необходимо отказаться от значительной доли доходов бюджета, направив ее на пополнение стабилизационных фондов и сократить расходы, в том числе социальные.

Проблема в том, что чем выше цены на нефть, тем сложнее правительству, во-первых, самому избегать соблазна увеличивать бюджетные расходы, во-вторых, убеждать остальных, что не стоит пускать сверхдоходы от продажи ресурсов на решение текущих проблем и социальные расходы. Сложно представить, чтобы правительство в здравом уме давало оппозиции настолько удобный повод для критики. Особенно с учетом неизбежного роста общественного недовольства из-за непопулярных мер. Как следствие, мы ожидаем, что бюджет сохранит социальную направленность, и его расходы не будут жестко урезаться.

Одним из показателей, снижение которого болезненно воспринимается правительством, являются реальные доходы населения, особенно пенсии. И основным источником их роста являются бюджетные средства. Например, трансферт бюджету пенсионного фонда в 2011 и 2012 годах планируется в размере RUB2.15 трлн. и RUB2.36 трлн. соответственно, при планируемых доходах федерального бюджета RUB7.5 трлн. и RUB8.1 трлн. соответственно.

Кроме того, большой внешний долг российских компаний и банков ставит еще одно ограничение на действия правительства, а именно исключает возможность проводить резкую девальвацию рубля. По крайней мере до тех пор, пока есть золотовалютные резервы, правительство будет пытаться удерживать рубль от ослабления.

Накопленные золотовалютные резервы позволяют России пережить острые фазы кризиса, длящиеся до нескольких месяцев, без девальвации рубля. Кроме того, инструменты ЦБ способны решить проблему недостатка ликвидности на рынке. Единственное, чего правительство, скорее всего, окажется сделать неспособно - это сократить дефицит бюджета.

Если кризис затянется, у правительства будет немного вариантов для действий. Причем все они не несут ничего хорошего инвесторам, в том числе держателям долга.

Впрочем, пока поводов для пессимизма не так много. Описанные выше риски проявятся тогда, когда мировая экономика снова подойдет к стадии рецессии, пройдя до этого стадии восстановления и роста. Так что у инвесторов будет порядка 5-7 лет прежде, чем им придется всерьез опасаться за инвестиции в российскую экономику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.01 с.)