Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество и экономика. Предмет и основные проблемы макроэкономики.

Поиск

Общество и экономика. Предмет и основные проблемы макроэкономики.

термин «общество». Следует отметить, что существует широкое и узкое понимание этого термина. Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории, определенная форма социальных отношений. Развитие общества, постоянное его воспроизводство осуществляется в единстве всех сфер общественной жизни и отношений. Среди этих отношений основополагающее место занимают экономические отношения, или экономика.

Экономика – это совокупность экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления хозяйственных благ.

Экономика – это совокупность отраслей и сфер деятельности. Данное определение подчеркивает, что экономика – это сложная отраслевая и межотраслевая экономическая система.

Экономика – это способ организации хозяйственной деятельности. C этой точки зрения выделяют такие формы экономики, как традиционная, плановая, рыночная, переходная.

Исходя из уровня экономического анализа, экономику можно подразделить на микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает индивидуальные решения фирм и домашних хозяйств в процессе их функционирования и взаимодействия на рынке.

Предметом макроэкономики являются экономические процессы на уровне общества, экономика рассматривается как единое целое. Термин «макро» (большой) указывает, что предметом исследования данной науки являются крупномасштабные экономические проблемы.

Кроме того, макроэкономикой изучаются некоторые вопросы, имеющие микроэкономический характер, но служащие основой для формирования макроэкономических концепций. К ним относятся, в частности, теория потребления и теория инвестиционных решений.


Поскольку макроэкономическая теория имеет своей целью объяснение фактического состояния народного хозяйства, то она по природе своей носит позитивный характер и стремится освободиться от оценочных суждений. Она формулирует научные представления о функционировании экономической системы на национальном уровне.

Основные макроэкономические проблемы. В центре внимания макроэкономики находятся проблемы:

• экономического роста;

• общего экономического равновесия и условий его достижения;

• макроэкономической нестабильности, измерения и способов регулирования экономических процессов;

• измерения результатов национальной экономической деятельности и взаимосвязи между ними;

• оптимизации внешнеэкономических связей и отношений страны;

• анализа экономических циклов;

• эффективности макроэкономической политики государства.

 

Социально-экономическая политика как основа регулирования макроэкономических процессов. Объясняя экономические процессы и явления, макроэкономика дает определенные рекомендации по выработке вариантов макроэкономической политики


государства на основе анализа реальных экономических параметров. Макроэкономическая политика - это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Будучи нормативной, по своему характеру, макроэкономическая политика призвана опираться на выводы макроэкономической теории.

При разработке макроэкономической политики учитывается отечественный и зарубежный опыт, большое внимание уделяется не только экономической, но и социальной эффективности ее проведения. Макроэкономическая политика формируется с учетом как общеэкономических закономерностей развития, так и специфических условий каждой страны (региона, города).


Классификация экономических систем.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

1. Формационный подход (К. Маркс):

· Первичная (архаичная) - первобытно-общинный и азиатский способы производства;

· Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

· Коммунистическая общественная формация.

2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер) :

· Замкнутое домашнее хозяйство (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);

· Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);

· Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)

3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:

1. По форме собственности на средства производства;

2. По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.

Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.

Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).

Способы измерения ВНП.

ВНП рассчитывается как ВВП, но отличается от него на величину чистых факторных доходов из-за рубежа.

ВНП = ВВПЧФД

Чистые факторные доходы (ЧФД) из-за рубежа – это разница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученных на территории этой страны.

 

Что такое дефлятор ВНП (Валового национального продукта)

При подсчетах ВНП (Валового национального продукта, представляющего рыночную ценность всех конечных благ, произведенных в стране в течение года) в любом году они осуществляются в ценах конкретного года, т.е. в текущих ценах. ВНП исчисленный в текущих ценах, называется номинальным ВНП. Номинальный ВНП может вырасти по трем причинам:

1. За счет увеличения производства конечных товаров и услуг.

2. За счет роста цен.

3. За счет роста цен и роста производства.

Однако уровень жизни людей зависит в первую очередь от количества товаров, произведенных и направленных в руки семей, а не от цены: чтобы узнать вырос ВНП реально, увеличилось ли производство конечных товаров и услуг нужно устранить воздействие меняющихся цен на подсчеты ВНП. Примем какой-нибудь год за базовый. Это значит, что цены этого года мы берем за 100 %. Теперь мы можем применить дефлятор - ценовой индекс, который измеряет изменение цен от года к году и равен выраженному в процентах частному от деления уровня цен в году Х на уровень цен в базовом году:

уровень цен в году Х

дефлятор ВНП = -------------------------------------------- * 100 %

уровень цен в базовом году

 

Для того, чтобы узнать о росте цен и определить дефлятор, статистики создают определенный набор товаров и услуг, который называется “рыночной корзиной”. Они оценивают его каждый год и составляют дефляторПо этим данным мы можем узнать реальный ВНП:

 

номинальный ВНП

реальный ВНП = ------------------------------------------

дефлятор ВНП

Основные теории денег.

Металлическая теория денег.

Данная теория возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (XVII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (XVIII в.) Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которым приписывалось монопольное выполнение всех функций денег.

Номиналистическая теория денег. Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли и Дж. Стюард. В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством.

Количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден. Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Д. Юма и Дж. Милля, а также Ш. Монтескье и Д. Рикардо. Цены товаров и стоимость денег определяется количеством денег, находящимся в обращении.

Кредитный рынок.

В условиях рыночной системы хозяйства деньги не должны лежать «мертвым грузом». Временно свободные денежные средства, возникающие у субъектов экономики, должны аккумулироваться в специальных организациях и превращаться в инвестиции, принося собственникам доход.

Кредит представляет собой систему отношений по мобилизации временно свободных денежных средств и предоставления их в ссуду на условиях возвратности, срочности и платности. Кредит – это форма движения ссудного капитала.

Кредит выполняет в экономике важные функции:

- ускоряет процесс воспроизводства на всех фазах: производства, обмена, распределения, потребления;

- позволяет расширить рамки общественного производства по сравнению с теми, которые определялись бы размерами собственного капитала фирмы;

- выполняет перераспределительную функцию, позволяя направлять временно свободные денежные средства туда, где ощущается в них потребность;

- уменьшает трансакционные издержки (издержки обращения), развивая безналичный денежный оборот;

- позволяет государству осуществлять регулирование экономики путем использования кредитно-денежных рычагов;

- выполняет социальную функцию: позволяет решать многие социальные проблемы путем льготного кредитования (малого бизнеса, молодых семей, жилищного строительства и пр.).

В ходе исторического развития кредит приобрел многие формы:

Коммерческий кредит – предоставление кредита хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Современной разновидностью является межхозяйственный кредит, осуществляемый предприятиями путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми организациями юридическим и физическим лицам, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит преодолевает ограниченность коммерческого кредита и выступает главной формой кредитных отношений.

Потребительский кредит предоставляется торговыми предприятиями, банками и другими кредитно-финансовыми организациями населению для приобретения товаров и услуг с отсрочкой платежа.

Ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости для приобретения жилья, земли и т. п.

Государственный кредит – система кредитных отношений, когда кредитором или заемщиком выступает государство.

Международный кредит - движение ссудных капиталов в сфере международных экономических отношений. Предоставляется международный кредит в товарной или денежной (валютной) форме. Носит как частный, так и государственный характер.

По срокам пользования кредиты - краткосрочные (до1года), среднесрочные, долгосрочные.

Кредитный рынок – это сфера, где покупаются и продаются денежные средства (на условиях платности, срочности, возвратности), созданные кредитно-денежными и финансовыми институтами страны.

Совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, а также кредитно-финансовых организаций, осуществляющих эти отношения – это кредитная система, имеющая три уровня:

1. Центральный банк;

2. коммерческие банки;

3. специализированные (небанковские) кредитно-финансовые организации.

Банковская система обычно включает Центральный банк и коммерческие банки.

К небанковским кредитно-финансовым организациям относятся пенсионные фонды; страховые компании; инвестиционные фонды, кассы взаимного кредитования, ломбарды и пр. Суммарные активы этих кредитно-финансовых организаций, к примеру, в США существенно превышают активы коммерческих банков

Предпосылками существования кредитного рынка выступают:

- наличие в экономике временно свободных денежных средств в виде амортизационных фондов; временно свободных оборотных средств (средств на выплату зарплаты, покупку сырья и пр.); средств, накапливаемых для расширения производства; средств бюджетной системы, целевых фондов; накоплений населения;

- юридическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, обеспечивающая ответственность сторон в процессе кредитных отношений;

- экономическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, самостоятельность и ответственность в принятии решений и выполнении обязательств.

Основными сегментами кредитного рынка являются: рынок краткосрочных кредитов или денежный рынок, рынок капиталов, т.е. долгосрочных кредитов, фондовый кредитный рынок, обслуживающий рынок ценных бумаг и валютный рынок, ипотечный кредитный рынок, обслуживающий рынок недвижимости.

Основными участниками кредитного рынка являются: инвесторы, кредиторы, заёмщики, посредники. В широком смысле слова, участниками кредитных отношений являются все, начиная от государства и заканчивая гражданами. При этом также все могут быть как кредиторами так и заемщиками. При прямом финансировании займы непосредственно предоставляются заёмщикам. Основным инструментом кредитного рынка является кредитный договор. Кредитный рынок функционирует на основе общих принципов, к которым относятся:

- возвратность, т.е. возврат долга после завершения кредитного договора.

- срочность, т.е. возврат не в любое время, а в определённый срок.

- платность, т.е. оплата за пользование кредитом в виде процентов.

- обеспеченность, т.е. защита от рисков кредитной организации при нарушении заёмщиком принятых обязательств. В качестве обеспеченности выступает залог или финансовая гарантия.

- целевой характер кредита, т.е. использование кредита в соответствии с назначением, определённым в кредитном договоре.

- дифференцированный подход,т.е.различный подход к заёмщикам в зависимости от их надёжности.

Основные функции кредитного рынка следующие:
1. Объединение мелких, разрозненных денежных сбережений населения, государственных подразделений, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.
2. Трансформация денежных средств в ссудный капитал, обеспечивающий финансирование материального производства экономики.
3. Предоставление займов государственным органам и населению.
Кредитный рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики.

Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является элементом рынка капиталов, который служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов для расширения коммерческой и производственной деятельности. Фондовый рынок начинает развиваться на основе ссудного капитала, так как покупка ценных бумаг - это передача части денежного капитала в ссуду. При этом сама ценная бумага получает форму кредитного документа, в соответствии с которым ее владелец приобретает право на регулярный доход, представленный в виде процентов или дивидендов на отданный взаймы капитал.

Ценная бумага сохраняет за ее владельцем право собственности на отданный взаймы капитал и, кроме того, дает право на его увеличение за счет процента или дивиденда.

ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. способностью легко быть превращенным в наличные средства.

Основной функцией рынка ценных бумаг является мобилизация денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства.

Другая функция – информационная – состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг дает инвесторам не только информацию об экономической конъюнктуре в стране, но и ориентиры для вкладывания своих капиталов.

Виды ценных бумаг

Ценные бумаги предусматривают выплату дохода в виде дивиденда или процента. Наиболее распространенными видами ценных бумаг являются акции и облигации.

Акция - ценная бумага, которая свидетельствует о внесении пая в капитал акционерного общества и дает ее владельцу следующие права:

– на получение дохода, который называется дивидендом;

– голоса при решении дел акционерного общества (АО);

– на получение части имущества АО при его ликвидации;

– на получение информации о производственно-финансовом состоянии АО;

– на преимущественное приобретение новых выпусков акций.

Следующая наиболее важная форма ценных бумаг – облигации. Они дают право их владельцу ежегодно получать фиксированный доход, но не предоставляют права голоса при принятии управленческих решений. Облигация выпускается (эмитируется) на ограниченный период времени, например 3,6 и 12 месяцев. Стоимость ее полностью погашается по истечении этого срока. Облигации могут выпускать государство, города, предприятия, различные фонды и т.п.

Другие распространенные разновидности ценных бумаг:

Депозитный сертификат представляет собой финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свидетельством этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющим право вкладчика на получение депозита. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которых указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента. Сберегательный сертификат представляет собой письменное обязательство о депонировании денежных средств физическим лицом в кредитном учреждении, удостоверяющее право вкладчика на получение вклада и процента по нему.

Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате его держателю указанной в чеке суммы. Вексель – необеспеченное обещание корпорации-должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему.

Государственные ценные бумаги ( казначейские векселя,казначейские обязательства) это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпуска, срокам погашения, размерам процентной ставки.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок и вторичный рынок. Термин " первичный рынок " относится к продаже новых выпусков ценных бумаг. В результате продажи акций и облигаций на первичном рынке эмитент получает дополнительные финансовые средства, а перечисленные бумаги получают первоначальные покупатели.

Первоначальные покупатели (они же инвесторы) вправе перепродать эти бумаги другим лицам, а те, в свою очередь, могут продавать их далее. Последующие перепродажи бумаг образуют вторичный рынок, на котором уже не происходит образования новых финансовых средств для эмитента. Создавая механизм для немедленной перепродажи бумаг, вторичный рынок усиливает к ним доверие со стороны вкладчиков, стимулирует их желание покупать новые акции и облигации и, тем самым, способствует более эффективному использованию финансовых ресурсов общества в интересах производства.

В структуре вторичного рынка выделяют биржевой оборот и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Термин "биржевой оборот" означает куплю-продажу бумаг на бирже. Внебиржевой оборот означает куплю-продажу бумаг вне стен биржи посредством прямого согласования условий сделки между продавцом и покупателем.

Сердцевину вторичного рынка ценных бумаг занимает фондовая биржа. Фондовая биржа – это организованный рынок, на котором производятся сделки купли-продажи ценных бумаг.

Биржа выполняет следующие основные функции:

– служит местом, где непосредственно осуществляются сделки купли-продажи товаров или ценных бумаг;

– регистрирует курсы ценных бумаг, обобщает и усредняет отношение инвесторов к каждому представленному на ней виду акций и облигаций;

– служит механизмом перелива капитала из одной отрасли (предприятия) в другую (другое);

– служит экономическим барометром деловой активности как в стране в целом, так и в отдельных отраслях.

Фондовые индексы фиксируют изменение курсов акций, обращающихся на крупнейших фондовых биржах мира. («Доу-Джонс» "Никкей").

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1. Выступает как административный орган, издающий законы, которые регулируют:

– порядок и образование акционерных обществ;

– порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг;

– ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;

– деятельность биржи, запрет отдельных видов сделок с ценными бумагами.

2. Выступает на рынке как субъект экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например облигации, казначейские векселя и т.д.

3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка. Центральный банк продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги.

Рынок ценных бумаг может подвергаться воздействию государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того, чтобы найти средства для его компенсации, государство выпустит облигации.

Совокупный спрос

Под совокупным спросом AD – понимается спрос в рамках национальной экономики со стороны следующих хозяйствующих субъектов: 1. потребитель или домашнее хозяйство – потребительские расходы; 2. спрос фирм на капитальные товары и инвестиционные услуги – частные плановые инвестиции или планируемые среднесрочные и долгосрочные вложения фирм в развитие производства и бизнеса; 3. спрос со стороны государства – государственные расходы; 4. фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; 5. чистый экспорт

 

AD = C + I + q ± NE = ВНП

 

Кривая (AD) имеет следующие особенности:

1) ее наклон определяется уровнем %% ставок (% влияет на инвестиции как часть совокупного спроса)

2) влияющие кассовые остатки (реальные кассовые остатки во многом определяют спрос со стороны населения как часть совокупного спроса)

3) эффект экспортных закупок

 

Существуют ценовые (а) и неценовые (б) факторы совокупного спроса:

а) - уровень цен или темп инфляции

б) - уровень личных располагаемых доходов населения, уровень благосостояния

- инвестиционный климат в экономике

- уровень дефицита бюджета и предполагаемые государственные расходы

- уровень валютного курса, изменение условий мировой торговли

Кривая совокупного предложения AS – это совокупность всех товаров и услуг, предлагаемых к продаже; реализация в рамках национальной экономики.

Факторы совокупного предложения: налоги и субсидии, колебания цен на ресурсы, изменение в правовых формах, в налоговой политике

 

МЭР в точке пересечения AD и AS показывает равновесный объем ВНП, который равен потенциальному объему ВНП.

Графическое отображение кривой AS по-разному представляют различные экономические школы.

Равновесие как экономическая категория означает состояние соответствия спроса и предложения, характеризующегося полной реализацией произведенной продукции и максимально возможным при данных условиях удовлетворением интересов продавцов и покупателей. Состояние равновесия обеспечивает функционирование экономики максимально эффективно и с наименьшими издержками, так как означает то, что все произведенное предложено к продаже, а все предложенное к продаже - раскуплено. Поэтому ключевой задачей макроэкономики является достижение макроэкономического равновесия — обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос будет равен совокупному предложению. В самом общем виде равновесие в экономике — это сбаланси­рованность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной дея­тельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них.

Макроэкономическая неравновесность — это инфляция, спад производства, нарушения платежного баланса.

Налоги и налоговая система.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Сформулированные еще А.Смитом принципы построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени.

Это - принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;

принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Налоговая система выполняет следующие основные функции:

  1. Фискальная, суть которой состоит в обеспечении доходов бюджета государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении национального дохода между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством и его субъектами.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Социальную - аккумулирование средств для осуществления социальных программ
  5. Стимулирующую - микроэкономическое регулирование;
  6. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги – это видимые налоги, платятся субъектами налога непосредственно, устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

Косвенные налоги – это неявные, невидимые потребителями налоги, взимаются через надбавку к цене ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы таможенные пошлины.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера.

Государственные финансы.

Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных фондов денежных средств на федеральном, региональном и местном уровнях. Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы страны и являются ее центральным звеном. Сущность государственных финансов состоит в том, что они служат инструментом мобилизации финансовых ресурсов всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.


Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

В структуре государственных финансов можно выделить следующие звенья:
- бюджетная система;
- система государственного кредитования
- система внебюджетных фондов.
Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

Трудоспособное население - в РФ - мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года за исключением инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии.

Экономически активное население — это население, занятое общественно полезной деятельностью, приносящей ему доход.

Доля экономически активного населения зависит от доли трудоспособных во всем населении, а также от степени занятости отдельных возрастных групп.

Экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста

К неактивному населению относятся следующие категории:

  1. учащиеся и студенты. Все, кто учится в дневных учебных заведениях.
  2. лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца, по достижению пенсионного возраста)
  3. инвалиды, получающие пенсии
  4. люди, занятые ведение домашнего хозяйства (уход за детьми, за больными родственниками)
  5. лица, у которых не необходимости работать не зависимо от источника получения дохода
  6. лица, отчаявшиеся найти работу

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики.

Первый аспект — количественный: слишком малое количество работников ведет к тому‚ что компания не сможет поддерживать необходимый минимально эффективный объем производства; слишком большое, в том числе связанное с быстрорастущим набором, может вызвать сокращение прибыли‚ которая уйдет на заработную плату; фирма будет вынуждена уволить всех тех работников, которых они наняли.

Второй — качественный‚ зависит от уровня профессиональной и социальной квалификации работников

С понятием использования трудовых ресурсов тесно связано понятие занятости, характеризующее различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. Чтобы повысить уровень занятости, государство осу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.012 с.)