Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Товарное производство - условие и предпосылка существования рынка. Основные черты рыночного хозяйства

Поиск

 

В самом общем виде рынок можно определить как социально-экономический институт, позволяющий устанавливать непосредственные связи между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями); это механизм координации действий покупателя и продавца, главным инструментом которого выступают цены.

Наряду с этим определением существует множество других, подчеркивающих ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии трактовок сущности рынка незыблемым остается то, что основными участниками его являются покупатели и продавцы, вступающие в отношения обмена. Отсюда следует, что необходимой и безусловной предпосылкой существования рынка является товарный характер производства - производство для обмена.

Как уже отмечалось, хозяйственная практика знает два основных типа производства: натуральное и товарное.

Натуральное производство - производство, в котором блага создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Для натурального производства характерны: замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность хозяйств, рутинная техника и медленное развитие.

Товарное производство - производство, в котором блага создаются для обмена, продажи. Товарное производство может базироваться на труде самого собственника вещественных факторов производства (например, фермерское хозяйство производит продукты для продажи, но собственниками хозяйства и работниками на нем являются члены одной семьи), а может функционировать на основе наемного труда.

Конечно, в современном мире абсолютно преобладает производство на основе наемного труда. Результатом товарного производства является товар - продукт, предназначенный для продажи.

Товарное производство - результат длительного исторического развития человеческого общества. Его возникновение и существование связано с появлением и наличием трех основных условий.

Первым условием возникновения и существования товарного производства, а следовательно и рынка, является общественное разделение труда - обособление различных видов трудовой деятельности.

Общественное производство состоит из разнородных единиц, каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная, чрезвычайно дробная специализация производства является результатом длительного исторического процесса углубления разделения труда.

В основе разделения труда, специализации производителей лежит принцип сравнительных преимуществ - способность хозяйствующего субъекта производить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарами альтернативными издержками.

Специализация, разделение труда неразрывно связаны с его производительностью. Именно разделение труда, его специализация дает мощный толчок росту продуктивности труда, порождая возможность и необходимость обмена.

 

Общественное разделение труда - необходимое, но недостаточное условие существования товарного производства. (Разделение труда возможно и в условиях натурального хозяйства - первобытная община, сельские общины в ряде государств).

Второе условие возникновения и существования товарного производства - это экономическая (хозяйственная) самостоятельность производителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу того, что, как и для кого производить. Такую самостоятельность дает частная собственность.

Общественное разделение труда служит формой материальной связи между людьми: каждый член общества, специализируясь на производстве определенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в товарах и услугах, производимых другими.

Специализация на производстве определенного продукта и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами.

Таким образом, третьим условием существования товарного производства является обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями.

Потребитель получает большинство необходимых ему благ в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимному желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникают отношения свободного обмена. А это и есть рынок.

Первоначально обмен имел натуральный характер, происходил в форме бартера - один товар обменивался на другой (обмен происходил по формуле: "товар-товар"). Такая форма обмена порождает множество трудностей: необходимо совпадение потребностей участников обмена; количество участников такого обмена ограничено; беспрепятственно обмен может осуществляться в отношении относительно небольшого набора товаров и др.

По мере расширения хозяйственных связей натуральный обмен становится тормозом развития торговли и производства. Ограниченность натурального обмена преодолевается с появлением денег, которые облегчают и ускоряют обмен, заменяя обмен по формуле "товар-товар", обменом по формуле "товар-деньги-товар".

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между товарным производством и потреблением посредством рынка.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Объекты рыночного хозяйства: товары и услуги, факторы производства, деньги, капитал, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты.

Основные характеристики рыночного хозяйства:

Ø наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Наличие разных форм собственности позволяет сосуществовать различным типам предприятий, наиболее эффективно удовлетворяющих те или иные потребности людей. Равноправие форм собственности создает равные правовые условия для любых хозяйствующих субъектов;

Ø господство частной собственности порождает такую черту рыночной экономики, как экономическая свобода - возможность для хозяйствующих субъектов принимать решения самостоятельно и независимо друг от друга;

Ø саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;

Ø всеобщность рынка - проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике есть сферы, централизованно регулируемые государством;

Ø контрактные (договорные) отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор - это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие (покупка товара в розничном магазине - это контракт между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем, который должен его оплатить).

v Контракт - это любой акт экономического взаимодействия, который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенных условий. Существуют и другие трактовки сущности контракта. Именно через договоры, контракты независимые субъекты рынка реализуют свои интересы. Принцип договорных отношений предполагает обязательность их соблюдения:

ü экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами и т.п. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;

ü конкуренция - состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, и конечное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и делать это наиболее эффективным способом;

ü свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются, они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике - это важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества.

Суть рыночного механизма, объективно заставляющего хозяйствующих субъектов действовать в интересах общества в целом, очень образно была сформулирована еще А.Смитом, который писал, что хозяйствующий субъект:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.011 с.)