Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги: понятие, их роль и виды. Ответственность за регулирование налогового законодательства.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На современном этапе исторического развития основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отношениям, развитие производства и укрепление финансов страны, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов. Поэтому налоговое право как одна из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. Для последнего времени характерно существенное изменение налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Налоги, появившись вместе с возникновением государства, являются одним из древнейших экономических инструментов в обществе. Они изначально использовались как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной. Для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей. Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги Налоги, будучи финансово-правовой категорией — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему или - в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с определением их размеров и сроков уплаты. Итак, на основании Налогового кодекса РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В понятии же сбора отмечается его индивидуально-возмездный характер: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, плата которого является одним из условий совершения в интересах т плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления иными уполномоченными органами должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление различных прав и выдачу разрешений. Основная роль налогов — фискальная, они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Но в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране государством. Налоги могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. С помощью налогов возможно регулирование потребления. В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления (например, единый социальный налог). Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли. В настоящее время в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. В условиях рыночных отношений преимущественно должны использоваться косвенные формы и методы воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. В Российской Федерации проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами перехода к рыночным отношениям. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Применявшиеся ранее в отношении к государственным предприятиям различные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) заменены налогами. Система налогов в отношении предприятий унифицирована зависимо от формы собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентировка на принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их субъектов. В теории налогового права налоги разграничены по уровням — на федеральные, налоги субъектов Федерации и местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финансовую базу. Число закрепленных доходных источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено. Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды. Значительно увеличилось число налогов в сравнении с дореформенным периодом. Но механизм системы налогообложения в РФ, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной доработки, частично реализованной с принятием Налогового кодекса РФ и ряда федеральных законов в сфере налогообложения. Что же непосредственно до налогов и сборов, то, как уже отмечалось, понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей даны в Налоговом кодексе РФ. Вместе с тем эти платежи объединены в одну систему – систему налогов и сборов. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят и разного территориального уровня. Вместе с тем, для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Они регулируются общими для тех и других субъектов законами. По основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают. По характеру использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования, например, земельный налог, налог с продаж. По форме возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу актуальных. Россия активно использует косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. При такой форме взимания ясно видно кто и сколько платит в казну, например, налоги на имущество. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога, например, налог на добавленную стоимость, налог с продаж. Некоторые экономисты считают, что косвенные налоги не справедливы, поскольку - чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов. Однако, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы. Налоговый кодекс, вслед за теорией налогового права, также подразделил налоги на три вида: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами России; взимаются на всей ее территории. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Налоги субъектов Федерации устанавливаются, как правило, органами государственной власти субъектов Федерации, зачисляются в соответствующие бюджеты, а могут быть переданы и в местные бюджеты. Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания. Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. В соответствии с ними органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории Российской Федерации действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление платежей независимо от уровня. Под установлением налогов понимают принятие компетентным органом власти решения о порядке введения данного платежа пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты. Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права. Термин «налоговое право» применяется также и в других аспектах: а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере; б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках спецкурса. Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основные элементы 1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. 2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров и др. В целях уточнения объекта налогообложения может быть определена налоговая база (т.е. его стоимостная, физическая или иная характеристика). 3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м. земли и др.). 4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом. Она может быть выражена в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога), регрессивные (при увеличении объекта налогообложения уменьшается ставка налога). 5. Определение сроков уплаты налогов. В некоторых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы, основания для использования их налогоплательщиком. Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и физических лиц. Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц. Содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей. В качестве субъектов налоговых правоотношений выступают: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридичёских прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права. Надлежащее исполнение субъектами налогового права своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Применяются установленные законодательством санкции за налоговые правонарушения, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество. Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда. Налоговые санкции представляют разновидность финансово-правовых санкций, но следует иметь в виду, что за совершенные в сфере налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.009 с.) |