Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право потребителя на качественный товар (услуги)

Поиск

Отношения предпринимателей и потребителей, а также защита последних основываются на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 07.02 1992 «О защите прав потребителей» № 2300-1 в редакции Федерального закона Российской Федерации № 212-ФЗ от 17 декабря 1999 года, в редакции Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 30 декабря 2001 года и иных правовых актах, принимаемых в соответствии с данными законами.

Законодательство о защите прав потребителей находится в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Кроме того, статья 2 Закона устанавливает приоритет в применении норм международных договоров в сфере защиты прав потребителей перед внутригосударственным (национальным) законодательством. Таким образом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом РФ «О защите прав потребителей», применяются правила международного договора. Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно Закону о защите прав потребителей в качестве потребителя выступает только гражданин (физическое лицо), который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предприниматели могут выступать в отношениях с потребителями как: · изготовители (организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям);· исполнители (организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору);· продавцы (организация независимо от ее организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли – продажи).

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу или оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий и характеристик, определяющих качество товара, последний должен быть пригодным для целей, для которых данный товар (результат работы, услуга) обычно используется. В целом же товар по своим качественным характеристикам должен соответствовать требованиям, определенным специальными нормативными актами. В качестве основных для данных целей следует назвать законодательство о стандартизации.

Под стандартом Закон о защите прав потребителей понимает государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Согласно Закону товар (работа, услуга), передаваемые потребителю должны быть безопасны. Под безопасностью, в данном случае, понимается такое состояние товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

В целях обеспечения прав потребителей на получение качественного товара (работы, услуги) законодатель определяет необходимость установления специальных сроков, в течение которых объект приобретения будет соответствовать требованиям качества (ст.ст. 470 - 473 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, изготовитель (исполнитель) или продавец могут устанавливать также гарантийный срок на товар (работу) – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя.

Покупатель по договору розничной купли-продажи вправе отказаться от принятия товара до передачи его продавцом.

Покупатель вправе в течение 14 дней после покупки заменить товар на товар другой марки, цвета, фасона и пр., даже если в товаре отсутствуют недостатки и качество этого товара является надлежащим.

Недостатки товара (работы, услуги) законодатель определяет как несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Недостатки бывают существенные и обычные. Существенные – неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки. Соответственно, недостатки, которые не отвечают признакам существенных недостатков, считаются обычными.

В случае обнаружения обычных недостатков в товаре (работе) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· соразмерного уменьшения покупной цены;

· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· расторжения договора купли-продажи.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Вместо предъявления указанных требований потребитель вправе возвратить изготовителю товара ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. В этом случае покупатель должен вернуть недоброкачественный товар, а продавец обязан вернуть уплаченную за товар сумму, не удерживая из нее сумму, на которую изменилась цена товара с момента его передачи покупателю.

При замене недоброкачественного товара на товар другой марки, фасона, сорта, размера и пр. подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества.

При возврате продавцу товара покупатель вправе требовать возмещения разницы между ценой заменяемого товара, установленной в договоре розничной купли-продажи, и ценой товара на момент выполнения требования о его замене.

В случае обнаружения существенных недостатков товара, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор.

Изложенные требования потребитель вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в заумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

После предъявления потребителем соответствующих требований в пределах установленного срока изготовитель (исполнитель), по общему правилу, обязан устранить эти недостатки незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.01 с.)