Глава 10. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.



Понятие, задачи и принципы экологического права и его объектов.

 

Экологическое право одна из самых молодых отраслей российского права. Только с шестидесятых, семидесятых годов двадцатого века начинается процесс систематизации и кодификации разрозненных природоресурсных и природоохранительных норм. Принимаются кодексы: водный (от 16 ноября 1995 года), земельный (от 25 октября 2001 года), лесной (от 29 января 1997 года) и так далее, законы: «О недрах» от 21 февраля 1992 года, «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 года, «О животном мире» от 24 апреля 1995 года, «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1997 года и так далее. Регулируя взаимоотношения с окружающей природной средой, экологическое право динамично развивается и занимает центральное место, приобретая всё большее значение в системе российского права и нашей жизни.

Чтобы определить место экологического права в системе российского права, необходимо выделить её основную цель.

Основной целью экологического права является регулирование отношений в сфере взаимодействия государства, общества и человека с окружающей средой, по дальнейшему сохранению и улучшению природных богатств и естественной среды обитания.

Основные назначения экологического права формулируются её целью:

- обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду;

- получение достоверной информации о её состоянии и на возмещение

ущерба, причинённого их здоровью или имуществу экологическими

правонарушениями.

Конкретизируя основную цель и назначения экологического права, как отрасли российского права, можно дать понятие её предмета.

Под предметом экологического права понимается совокупность взаимоотношений между государством, обществом, человеком и окружающей средой, возникающих в сфере реализации природоресурсной и природоохранительной деятельности.

Совокупность взаимоотношений включает три вида, три элемента предмета экологического права.

1. Экологический правопорядок. Это способность охраны экологических

прав природопользователя и соблюдение выполнения им обязанностей по

отношению к природной среде.

2. Экологическая безопасность. Это состояние защищённости природной

среды и жизненно важных экологических интересов человека, общества и

государства от негативного воздействия на них.

3. Экологический баланс. Это устойчивое функционирование экологических систем и природных объектов.

Выполняя функции по достижению основной цели и реализуя назначения, экологическое право осуществляет ряд задач, руководствуясь при этом специально-отраслевыми принципами, закреплённые в главах 1 и 2 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Основными принципами являются:

- соблюдение права и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека на окружающую среду, а также получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

- приоритет сохранения, охрана, воспроизводство и рациональное использование естественных объектов окружающей среды и природных ресурсов.

Основными задачами являются:

- обеспечение проведения федеральной политики, и международного сотрудничества, а также обеспечение населения достоверной информацией в области охраны окружающей среды;

- объявление, установление правового статуса, координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

- обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- контроль за обеспечением радиационной безопасности, установление

порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и

иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в

области охраны окружающей среды, и их осуществления;

- образование особо охраняемых природных территорий федерального

значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение красной книги Российской Федерации.

Координацию функций и назначений по осуществлении задач, экологическое право ставит как перед Российской Федерацией, так и равно перед субъектами Российской Федерации. Однако, отсутствие единой кодифицированной законодательной базы, наличие огромного количества органов (около пяти тысяч), принимающих различные нормативные акты в отношении окружающей среды (Федеральные законы, законы, подзаконные и локальные нормативные акты органов власти всех уровней), которые зачастую противоречат друг другу, осуществление функций через призму сложившихся исторических интересов, диктуемых местной необходимостью и так далее, способствуют не достижению основной цели, а наоборот, её отдалению.

Реализация принципов, целей и задач экологического права, осуществляется путём принятия нормативных актов, регулирующих конкретные эколого-правовые вопросы, кодификации и систематизации её отдельных разрозненных норм, установление и обеспечение прав, требований и обязанностей в области природопользования.

Нормы экологического права, по своему значению, имеют ряд особенностей, отличающие их от норм иных отраслей российского права:

1. они в основном направлены на охрану окружающей среды, то есть на охрану живого мира;

2. нормы регулирующие некоторые экологические отношения закреплены в иных отраслях Российского права;

3. существует конкретная взаимосвязь норм охраняющих окружающую среду и норм охраняющих её объекты;

4. они действуют не только на территории Российской Федерации, но и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в соответствии с нормами международного права;

5. отношения, регулируемые экологическим правом, в первую очередь регулируются нормами международных договоров Российской Федерации.

Как иная отрасль российского права, экологическое право имеет ряд родовых, естественных и искусственно-созданных, охраняемых ею объектов.

 

 


 

Необходимо отметить, что именно такое разделение охраняемых объектов окружающей среды на первоначальное и вторичное, и способствует тому, что основная цель экологического права становится недостигаемой, что экологическая обстановка изо дня в день становится всё хуже и хуже. Поэтому единственный выход видится в разрешении глобальных проблем окружающей среды, в единой кодификации норм экологического права, объединении её задач, для достижения единых целей.

 

Права и обязанности участников экологических отношений. Требования, предъявляемые к ним.

 

По отношению к окружающей среде экологическое право предоставляет юридическим лицам (общественным и иным некоммерческим объединениям) и физическим лицам Российской Федерации, как определённый круг прав, так и равные им по объёму обязанности.

Предоставляемые и гарантированные конституционные права природопользователя, закрепляются в главе 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», и подразделяются на два вида.

1. Неотчуждаемые права. К ним относятся:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

3) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

4) на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Приобретенные права. К ним относятся:

1) право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, принимать в них участие, осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды;

2) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество;

3) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизе и участвовать в её проведении в установленном порядке;

4) обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, и получать своевременные и обоснованные ответы;

5) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среды, об отмене решений о проведении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении такой деятельности;

6) иметь иные не запрещённые законом права.

Перечень обязанностей, установленных экологическим правом в отношении к природопользователю, включают в себя:

1. обязанность по сохранности природы и окружающей среды;

2. бережное отношение к природе и природным богатствам;

3. соблюдение иных требований, определяемых экологическим законодательством.

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, разработанных и определяемых экологическим правом, способствует сохранению экологического баланса, поддержанию экологического правопорядка и экологической безопасности. Данная обязанность, по содействию гражданам и юридическим лицам в реализации их прав в области охраны окружающей среды, возложена на органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, и их должностных лиц. В случае нарушения данных требований виновные должностные лица привлекаются к

ответственности. Хотелось бы, чтобы они привлекались к ответственности не только за нарушения данных требований, но и за бездействия, не способствующие улучшению экологической обстановки, иными словами за отсутствие экологической грамотности и экологического энтузиазма.

Экологическое право, по отношению к имуществу природопользователя и основаниям возникновения таких имущественных прав, устанавливает гражданско-правовые имущественные отношения. Руководствуясь аналогичными требованиями гражданского права, экологопользование подразделяется на два вида:

Право собственности.

Лицо, в личной собственности которого находится объект окружающей среды, обладает по отношению к нему всеми конституционными и гражданскими правами, несёт все обязанности, как в отношении своей личной собственности, так и в отношении имущества других лиц, граничащей с его собственностью. Его право собственности может быть ограничено по решению государственных органов, только при наличии крайней необходимости, если при этом страдают интересы государства в целом, субъектов Федерации, местного самоуправления. Если ограничение права собственности невозможно без его лишения, то в этом случае, по праву собственности, лицу предоставляется иное равноценное однородное недвижимое имущество.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.007 с.)