Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета.

Поиск

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право, являясь отраслью Российского права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, формирование его институтов оказывают влияние и потребности практики.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.

Общая часть включает нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансово-правовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов.

Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты. Некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раздел, например налоговое право — в раздел правовое регулирование государственных и муниципальных доходов состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.

Особенная часть финансового права включает разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

а) бюджетной системы;

б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

в) финансов государственных и муниципальных предприятий;

г) государственных и муниципальных доходов;

д) государственных и муниципальных расходов;

е) государственного и муниципального кредита;

ж) банковского кредитования;

з) денежного обращения и расчетов;

и) валютного регулирования;

к) организации имущественного и личного страхования.

Система финансового права отражает финансовую систему Российской Федерации как объективно существующую экономическую категорию. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате, бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получил правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Финансово-правовые нормы Российской федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативно-правовых актов, или источниках. К ним относятся акты представительных, исполнительных органов государственной власти разных масштабов, уровней и органов местного самоуправления. Таким образом, источники финансового права Российской Федерации — нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Первое место среди источников финансового права занимают Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации), например, ст.ст.57, 71, 72, 75, 106, 132 Конституции РФ, в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.

Единого источника финансового права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако, приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Налоговый кодекс (часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2002г. №117-ФЗ), Бюджетный кодекс, принятый 31 июля 1998г. Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формировании отечественного финансового права.

Некоторые источники финансового права содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, «О банках и банковской деятельности» №1-ФКЗ, «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40 - ФЗ и многие др.

Нормативно-правовые акты в области финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д.

Федеративное устройство России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. Данные акты наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

Источники финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.

Немалое число источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Российским статистическим агентством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).

С развитием методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.

Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и не отменные нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование. Однако не следует отождествлять финансовое право и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-правовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин законодательство, может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.

Финансовые правоотношения.

Нормы права — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая, норма финансового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения, выраженное в юридических правах и обязанностях участников общественных отношений. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых для осуществления ими своих задач.

Это находит свое отражение в:

а) содержании финансово-правовых норм;

б) характере установленных в них предписаний;

в) мерах ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Это общее содержание финансово-правовых норм имеет различное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и организаций, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.п.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их, в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольно изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов других участников финансовых отношений.

В результате, финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов, закрепляющее юридические права и обязанности их участников.

По способу воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

При регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы закрепляют за участниками финансовых отношений права на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач.

По своему содержанию нормы финансового права могут быть материальными, закрепляющими состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и др., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений, и процессуальными (процедурными), устанавливающими порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Они требуют соблюдения определенной процедуры в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

Финансовое право в отличие от некоторых других отраслей концентрирует в единой совокупности материальные и процессуальные нормы, его разделы и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы.

Финансово-правовая норма по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Диспозиция предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений, требует определенного поведения от участников финансовых отношений.

Санкции определяют виды и меру финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение). Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства через наложение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюджетных средств и др. Санкции применяются ко всем участникам финансовых правоотношений.

Меры финансово–правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства), для обеспечения общегосударственных интересов в области финансов и быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако это не исключает необходимости принятия судебных решений по применению финансово-правовых санкций в некоторых случаях.

Кроме рассмотренных за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов.

Финансово-правовые отношения выражают основное содержание финансовой деятельности государства, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Основная особенность, определяющая отличительные черты финансовых правоотношений заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, а также муниципальных денежных фондов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Финансовые правоотношения процедурного характера обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Еще одна особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство, муниципальное образование, в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные, муниципальные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых и иных отношений. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Чтобы определить правоотношение как финансовое должны присутствовать все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные отношения. Воля государства, его предписания конкретизируются в финансовых планах, нормативах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе.

Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет и др.)

В зависимости от структуры финансовой системы РФ выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные, налоговые, по поводу организации финансов государственных предприятий, организации страхового дела и т.д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права.

Как следствие существования материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Процессуальные и материальные финансовые правоотношения неразрывно связаны. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются “субъектами финансового права”. Следует их отличать от “субъектов (или участник) финансового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной.

Круг субъектов финансового права состоит из трех основных групп, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты (государственные и общественные организации); в) индивидуальные субъекты (физические лица).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.014 с.)