Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности федеративного устройства России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основой обновленного федеративного устройства России стали Федеративный договор, заключенный субъектами Федерации 31 марта 1992 г. и Конституция РФ 1993 года. Принцип федерализма рассматривается Конституцией РФ как один из базовых для конституционного строя Российской Федерации. Принципиально новым для действующей Конституции является подход к федерализму не только как к форме обеспечения национального суверенитета, но и как к способу демократизации управления государством, децентрализации государственной власти соответственно ее функциям. Основополагающим для федеративного устройства России является положение о том, что государственный суверенитет принадлежит Российской Федерации в целом (ст. 4 Конституции РФ). Правовым выражением суверенитета являются следующие конституционные принципы: - верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ст. 4); - территориальная целостность и неприкосновенность (ст. 4): Российская Федерация обладает высшей властью в пределах своей территории, складывающейся из территории ее субъектов; - государственная целостность Российской Федерации: Россия – единое государство, обладающее всей полнотой государственной власти, источником которой является ее многонациональный народ (ст. 5); - единство системы государственной власти, которая обеспечивает единство экономического и правового пространства на всей территории РФ; - равноправие и самоопределение народов РФ (ст. 5). - единое гражданство (ст. 6). - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72, 73); - разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ (ст. 5). Конституция РФ определила три способа правового регулирования объема полномочий Федерации и ее субъектов – конституционный, законодательный и договорной (ч. 3 ст. 11). Конституция РФ разграничила сферу исключительного ведения Федерации, сферу совместного ведения и сферу исключительного ведения субъектов РФ (ст. 71-73). Конституция исчерпывающе определила предметы исключительного ведения Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов. В то же время отсутствие четкого размежевания полномочий в сфере совместного ведения создало условия для расширения функциональной сферы Федерации за счет ее субъектов. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Согласно Конституции РФ договор признан правовой формой регулирования федеративных отношений (ч. 3. ст. 11). На стадии становления демократической государственности в России договоры восполнили пробелы в федеральном законодательстве, определив полномочия органов государственной власти отдельных субъектов Федерации. Так, например, в 1994 г. были заключены договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик Татарстан и Башкортостан. Однако использование договорных отношений в практике федеративного строительства имеет свои ограничения, т.к. договоры не носят учредительного характера и их заключение между Федерацией и ее субъектами как равноправными государствами невозможно. Поэтому в последнее время прослеживается тенденция преимущественно законодательного регулирования федеративных отношений, что не исключает использование договоров как дополнительного правового средства по отношению к Конституции и федеральному законодательству. Специфика российского федерализма состоит в его «асимметричности». В составе Российской Федерации находятся 89 субъектов (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), среди которых 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Они выделяются на основе двух признаков: национального (республики, автономные области, автономные округа) и территориального (края, области, города федерального значения). Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г. предусмотрел возможность дальнейшего расширения Российской Федерации и закрепил порядок присоединения новых субъектов, обусловленный политической волей федеральных органов власти, субъектов Федерации, их населения. Согласно Конституции РФ субъекты Федерации равноправны: права территориальных субъектов приравнены к национальным (ч. 1 ст. 5). Однако элементы правового положения субъектов Федерации существенно различаются. Республики в составе РФ являются государствами, обладающими в пределах своей территории всей полнотой государственной власти в пределах своей компетенции, установленной соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Республики наделены правом принятия собственных конституций в порядке, определенном самими республиками. Они вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68), собственное гражданство. Области, края и города федерального значения считаются государственноподобными образованиями и обладают некоторой учредительной властью. Они имеют свои уставы - учредительно-нормативные акты (ч. 2 ст. 5), которые принимаются законодательным органом субъекта Федерации (ст. 66). Существенно сужен круг прав автономных округов, находящихся в составе краев или областей. Действующая Конституция не предоставляет им возможности самостоятельно решать вопрос о непосредственном вхождении в состав Федерации. Правовой статус данных субъектов может регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и края (области). Согласно Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч.2 ст. 11). Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ (ст. 77) и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Модели организации государственной власти в субъектах разнообразны, они зависят от местных условий, исторических и национальных традиций, а также ряда других факторов. Большинство республик в составе РФ являются президентскими (Коми, Бурятия, Чувашия, Саха), но выделяются и парламентские (Карелия, Алтай, Хакасия, Марий Эл, Дагестан) и полупрезиденсткие республики (Адыгея, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Мордовия). В иных субъектах РФ повторяется общефедеральная схема функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Процесс совершенствования федеративных отношений актуализировал проблемы взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов. В обеспечении принципа единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ) ключевая роль принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции и арбитру при разрешении споров и разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 80, 85 Конституции РФ). В последние годы обозначилась тенденция укрепления вертикали исполнительной власти в Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе. На территории России условно образовано семь федеральных округов, в каждый из которых вошла группа субъектов РФ: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Ранее полномочный представитель назначался в каждый субъект Федерации. Произошедшее укрупнение президентских структур позволяет федеральным органам государственной власти более эффективно взаимодействовать с регионами. Основные задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе связаны с контролем за исполнением решений федеральных органов государственной власти; информированием главы государства о социальном, политическом, экономическом положении в федеральном округе. Однако полномочный представитель не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, а также издавать решения, обязательные для исполнения в субъектах Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.007 с.) |