Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование информационных отношений, составляющих коммерческую тайну.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В мировой практике законодательного регулирования ценной коммерческой информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия. В большинстве из них ключевым словом была «тайна». Коммерческая тайна определялась спецификой производственной деятельности предприятия. Законами Российской империи охранялись фабричные секреты, торговая тайна и тайна кредитных установлений. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений. Появление коммерческой тайны в современной России связано с разрешением в конце 80-х годов предпринимательской деятельности, образованием коммерческих структур и, как следствие, конкуренцией между ними. Попытка регламентировать коммерческую тайну на законодательном уровне впервые была сделана в утратившем ныне силу законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. (часть 2 статья 28). Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в статьях 10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" утвержденного в 1990 г. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые в 1991 году, устанавливали порядок правовой охраны секретов производства (ст. 151), действующий в настоящее время и регулирующий защиту "ноу-хау". Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24 ноября 1998 года N 3900/98 указал, что важным критерием отнесения информации к коммерческой тайне является ее неизвестность третьим лицам. Информация, являющаяся коммерческой тайной, охраняется с помощью следующих мер: установки паролей доступа к информации; охраны помещения, в котором находятся носители информации; отнесения сведений к коммерческой тайне и установления запрета на ее разглашение в должностных инструкциях, трудовом договоре, локальных и иных нормативных актах. Коммерческая тайна включает не только сведения коммерческого характера, но и техническую, и технологическую информацию (ноу-хау). Объем и характер сведений, отнесенных к коммерческой тайне, могут меняться в зависимости от цикла производства и реализации товаров, когда происходит обновление или замена технической информации, отнесенной к ноу-хау и охранявшейся в режиме коммерческой тайны. Скорость этого процесса обусловлена влиянием факторов коммерции и конкуренции на рынке конкретного вида товаров. Проблемы конкуренции, достижения преимущества в борьбе за потребителя на рынке ставят перед предприятием задачу защитить коммерческую тайну с помощью правовых средств. В настоящее время в этой сфере действуют более ста нормативных правовых актов. Важнейшими их них являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации " и иные. Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны выступают интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя информации от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и сравнить с правом на защиту личной свободы и правом на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь граждан. Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите. В статье 139 ГК РФ информация подразделяется на служебную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, неизвестных третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается, принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государственной власти. Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государственными органами, осуществляющими контроль над его деятельностью. Однако механизм этих отношений не отработан, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех государственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Остальные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемых действий. Возникают проблемы при выявлении фактов нарушения прав предприятий на коммерческую тайну, а также установлении ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических или физических лиц и порядка возмещения ущерба. Итак, нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере коммерческой тайны, имеют в основном декларативный и незавершенный характер. Еще один пример. Согласно пункту 3 статьи 184 Гражданского кодекса РФ коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках. При этом не указывается срок, в течение которого действует это обязательство и не определяется ответственность нарушителя. Подобных примеров можно привести много. Федеральный закон "О коммерческой тайне", принятый в январе 1999г. Государственной Думой, был отклонен Президентом Российской Федерации. По мнению Президента, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну; отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу и иным законодательным актам Российской Федерации. Таким образом, проблеме регулирования процессов создания и использования коммерческой информации с ограниченным доступом законодатели уделяют в последние годы значительное внимание. Однако она все еще далека от полного решения. Поэтому, учитывая практическую значимость механизма коммерческой тайны в современной экономике, можно смело утверждать, что принятие основополагающего закона в этой сфере одна из самых актуальных и дискуссионных проблем российского законотворчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.01 с.) |