Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и особенности конституционализма в России.

Поиск

Конституционное право является важнейшей отраслью национальной правовой системы. Оно представляет собой совокупность правовых норм, которые учреждают систему государственной власти, принципы её функционирования, характер взаимодействия государства и гражданского общества, а также механизм защиты прав и свобод человека. Эти нормы придают легитимные, гарантированные основным законом, основания взаимоотношениям общества и государственной власти, наделяя каждого из субъектов этих отношений, как правами, так и обязанностями.

К фундаментальным принципам, которые закрепляются Конституционным правом, относятся суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, основы политической системы.

Источниками Конституционного права являются Конституция, федеральные законы, конституционно-правовые акты, принимаемые Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, декларации о национальном суверенитете, о правах и свободах граждан, Конституции и Уставы субъектов федерации.

Конституционно-правовые нормы, устанавливая основы экономической и политической системы государства, обладают особым учредительным характером. В соответствии с ними разрабатывается текущее законодательство, и осуществляется правовое регулирование. Как основной закон государства Конституция обладает особыми юридическими свойствами: верховенством, высшей юридической силой, прямым действием, стабильностью. Она подлежит особой правовой охране, не свойственной иным правовым актам.

Конституционное право стало складываться в ХVII-XVIII вв. в эпоху буржуазных революций. Тогда парламентами европейских стран были приняты первые конституционные документы, ознаменовавшие переход от абсолютизма к конституционной монархии или республике. Фундаментальными принципами новой государственности, пришедшей на смену абсолютизму, были провозглашены законность, разделение властей, народный суверенитет и др.

Возникновение конституционного процесса в России относится к началу XIX века, когда на российский престол вступил Александр I. К тому времени в империи назрел экономический и общественно-политический кризис, вызванный отсталостью государственного абсолютистского строя и крепостнической системы. Развивавшиеся буржуазные отношения настоятельно требовали отмены архаических устоев феодализма и реформирования основ российской государственности. Новый император провозгласил курс на либерализацию.

Разработка конституционных проектов начала XIX века связана с именем М.М. Сперанского – выдающегося государственного деятеля, ближайшего советника императора, одного из самых образованных людей своего времени. Идеалом государственно-политического устройства была для него конституционная монархия, при которой власть монарха приобрела статус подзаконной. При этом главным принципом организации власти М.М. Сперанский считал разделение властей. Законодательную власть он предполагал вручить двухпалатной Думе. Организация местного самоуправления, по его мнению, должна была строиться на основе коллегиального управления посредством представительных органов – губернских, уездных и волостных Дум.

Сперанский предлагал отменить крепостное право, но не выступал против сословного деления общества и сословных привилегий. Реализация либерального проекта, предложенного М.М. Сперанским, привела бы к модернизации государственно-политических устоев России и ликвидации основного архаизма феодально-крепостнической системы – абсолютизма. Однако из-за сопротивления консервативных политических сил планам Сперанского не суждено было сбыться.

Необходимость реформирования российской государственности на конституционных основаниях была очевидна многим представителям прогрессивной общественности. Несмотря на различия в правовых и политических взглядах М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, Н.Н. Муравьёва, П.И. Пестеля и других представителей отечественного либерализма, все они стремились ввести принципы законности в функционирование органов власти с целью ограничения произвола монархии. На смену бесправным подданным, по их мнению, должны были прийти граждане, обладавшие правами и обязанностями. В это время были выработаны десятки конституционных проектов, но ни один из них не был реализован в политической практике.

После поражения России в Крымской войне и подписания унизительного Парижского мира в 1856 г. наиболее отчетливо проявилась отсталость самодержавного строя и крепостничества. Страна не могла далее развиваться без радикальных преобразований. Александром II, названным современниками "великим", бала проведена серия буржуазных реформ, способствовавших устранению феодальных пережитков и созданию благоприятных условий для развития прогрессивных буржуазных отношений. Среди них были отмена крепостного права, военная, судебная, губернская и земская реформы. Несмотря на свой ограниченный характер, они способствовали демократизации российского общества и формированию конституционных основ функционирования власти. Однако наступившая после убийства 1 марта 1881 г. Александра II политическая реакция прервала конституционный процесс в России.

Следующий этап истории российского конституционализма связан с событиями конца XIX-начала XX века, когда обострился социально-политический кризис, приведший к первой русской революции. Её важнейшим результатом стало подписание 17 октября 1905 г. Николаем II Манифеста, учредившего в России конституционную монархию и провозгласившего создание первого в истории страны представительного органа власти - Государственной Думы. Этот исторический документ даровал россиянам права и свободы, включая избирательное право, и легализовал многопартийность. Законодательным органом власти провозглашалась Государственная Дума, формировавшаяся на основе выборности. Тем самым закладывались основы политического плюрализма в стране, что является важнейшим принципом существования гражданского общества и правового государства.

После завершения революции 1905-1907 гг. наметилась тенденция к сокращению полномочий Государственной Думы и введению ещё более консервативной избирательной системы.

Становление российского парламентаризма сопровождалось рядом объективных и субъективных трудностей. Традиции российского самодержавия насчитывали многие столетия, что обусловило огромную силу сопротивления прогрессивным тенденциям. Самодержавие опиралось на дворянство и другие консервативные слои общества, обладавшие огромными финансовыми возможностями и политическим влиянием. Бюрократическое чиновничество также тормозило развитие прогрессивных политических и экономических явлений. Устойчивость абсолютистских традиций объяснялась отставанием России в социально-экономическом развитии, длительным сохранением феодально-крепостнических пережитков. Поэтому буржуазия как оппозиционная самодержавию сила и носительница конституционных настроений стала складываться здесь гораздо позже, чем в Европе. Буржуазно-демократическая революция, прекратившая существование в России абсолютизма, произошла лишь в 1905 г. Важным обстоятельством, препятствовавшим становлению российской традиции конституционализма, был особый тип общественного сознания и его важнейшей составляющей – правосознания. Тоталитарный тип мышления, патернализм, правовой нигилизм, общинность и соборность обусловили господство отношений подданничества и подчинения, которые препятствовали формированию гражданских идеалов.

Во время Февральской революции 26 февраля 1917 г. Николай II отрёкся от престола, и управление страной перешло к Временному правительству, большинство в котором составляли представители либерально-демократических партий. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. Временное правительство взяло курс на подготовку конституционной реформы и созыв конституционного совещания. Однако глобальный кризис, вызванный войной, не позволил демократической власти реализовать свою альтернативу.

После прихода к власти большевистских сил в стране произошло свертывание демократических традиций и установление тоталитарной диктатуры.

В советский период конституционная история была представлена конституциями 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Это были советские социалистические конституции. Провозглашенные в них демократические принципы носили декларативный, формальный характер.

Дальнейшая история российского конституционализма связана со сменой модели общественного развития в конце 80-х годов, когда был провозглашен курс на формирование в российском геополитическом пространстве правового государства и рыночной экономики. Важнейшим фактором становления подлинно демократической государственности и гражданского общества стала конституционная реформа.

Конституционная реформа предполагает изменение основных институтов конституционного строя и переустройство государственных органов. Она отражает общую тенденцию к прогрессу, и, в отличие от революционного процесса, носит созидательный характер.

Новая конституция России была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Конституция РФ имеет приоритетное значение по отношению к конституциям субъектов федерации и другим нормативно-правовым актам. Она обладает высшей юридической силой и прямым действием. Все граждане обязаны соблюдать Конституцию, а законы и другие правовые акты, принимаемые на территории РФ, не должны ей противоречить. Конституция является фундаментом правовой системы, направляющей силой в развитии законодательства. Её отличает особый порядок пересмотра и внесения поправок.

Конституция РФ состоит из введения и двух разделов. Первый включает собственно Конституцию и состоит из 9 глав. Второй раздел посвящён "Заключительным и переходным положениям". Здесь речь идет о прекращении действия прежней конституции, о соотношении конституции и Федеративного договора, о порядке применения законов и иных правовых актов, действовавших прежде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.007 с.)