Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое государство – это государство, деятельность которого, осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются: 1. наличие экономических отношений, основанных на многообразии форм собственности, рыночных отношениях, свободе предпринимательства. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой среде; 2. наличие саморегулирующегося гражданского общества, которое объединяет свободных граждан; 3. наличие суверенитета государства, демократического режима, конституционализма, парламентаризма; 4. господство права обеспечивающего: · решение всех вопросов государства с позиции конституционного законодательства; · соединение легитимно-публичнойвласти с нравственно-правовыми и формально-регулятивными ценностями права (нормативность, общеобязательность, равенство всех перед законом); · наличие правовых процедур (конституционных, законов, системы гарантии) и единой системы законодательства; 5. общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости в духовной сфере; 6. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами. Рассмотрим подробнее основные черты правового государства. 1. Признание основной ценностью государства достоинства, права и свободы личности (закреплено в ст.2, ст.17,18 Конституции РФ). В Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Существует примат международного права в вопросе прав и свобод человека и гражданина. В случае противоречия норм государственного права международным документам, суды и государственные органы должны руководствоваться последними. Права и свободы человека и гражданина фактически не признаются абсолютными. Осуществление прав и свобод отдельного человека ограничиваются правами другого человека, интересами общества. В Конституции РФ в ст. 55 предусмотрены ограничения прав и свобод в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав других лиц, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Правовое государство предусматривает защиту прав и свобод, человека и гражданина не только от лиц, организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, от их произвола. 2. Обязательное наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, обеспечивающих реальное осуществление народовластия и режим демократического, конституционного правления. 3. Верховенство закона, Конституции РФ по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам (ст. 15 Конституция РФ). 4. Ответственность государства перед личностьюв случае нарушения государством прав и свобод личности и ответственность личности перед государством. 5. Важнейшим принципом правового государства является разделение властей. Суть, которых заключается не только в том, чтобы разделить власть на законодательную, исполнительную, судебную, но и в необходимости наличия у этих ветвей власти системы сдержек и противовесов, устанавливающих преграды на пути к узурпированию власти одной какой-либо ветвью. Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а следовательно подчинить государство обществу и обеспечить реальное осуществление прав и свобод личности. Исполнительная (правительственная) власть больше других ветвей имеет возможность узурпации власти, т.к. в ее подчинении находятся силовые структуры, финансы. Законодательная ветвь по отношению к исполнительной власти обладает следующими полномочиями: · определяет законодательную структуру и компетенцию органов исполнительной власти; · утверждает бюджет (источники доходов и расходов); · формирует правительство (в парламентской республике); · дает согласие президенту на должность премьер-министра (в президентской республике); · выражает недоверие правительству с последующей отставкой; · преодолевает вето президента в законодательной процедуре; · имеет право отстранить президента от власти; · установить запрет на совмещение работы в государственном аппарате и представительном органе; · имеет право ограничения ведомственного нормотворчества. Конституционный Суд – может признать акты исполнительной власти не конституционными, а иные суды – акты, нарушающие права физических и юридических лиц незаконными. Президент – в отношении законодательной власти: · имеет право вето на законодательные акты (кроме конституционного закона); · право роспуска парламента, назначения новых выборов. Судебная власть – находится в рамках, предусмотренных конституцией и процессуальным законодательством. Судьи могут быть отстранены от должности лишь в случае совершения преступления. 6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многих партий, движения различных идеологий. Это согласуется с тем, что все социальные группы, наряду с общими интересами, имеют и свои специфические интересы и с помощью своих партий могут воздействовать на государство, (ст.13 Конституции РФ). (Кроме партий, стремящихся к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя или разжигающих национальную, расовую рознь). 7. Гласность, открытость в деятельности государства,свобода средств массовой информации, отсутствия цензуры. Без этого невозможен контроль общества над государством (ст.29 Конституции РФ). 8. Демократическое, независимое правосудиеявляющеесясредством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод граждан. Только посредством суда можно обеспечить ответственность государства перед личностью. (ст. 7 Конституции РФ). 9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с системой юридических гарантий. 10. Законопослушность граждан, самого государства и его чиновников. Принцип «все, что не запрещено-дозволено» не должен относиться к деятельности государственного аппарата. Здесь должен действовать другой принцип: «дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом». Таким образом: правовое государство – это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма верховного закона, гражданского согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка. В современном мире сложились 2 основные модели правовой государственности: германская и англо-американская. В Европе преобладает германская модель (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Дания). Это государства законопорядка, где право, свобода и государство рассматривается как неразрываемые категории. Англо-американская модельоснована на признании ограниченного государства и свободного правового общества. Государство вмешивается конфликт лишь в крайнем случае, когда его властные действия становятся необходимостью. Огромная роль принадлежит суду, он является барьером между личностью и государством, гарантом прав человека. Эта очень гибкая правовая система способная защитить личность от произвола власти. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993г. Россия – Российское государство является демократическим, республиканским, правовым (ст.1) и социальным государством (ст.7), строится на принципе разделения властей. По форме смешанная правления РФ – полупрезидентская республика. В соответствии с гл.4 Конституции РФ. Президент – глава государства, верховный главнокомандующий, гарант Конституции, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное положение, распускает Государственную Думу и т.д. Элементы парламентской республики видятся в том, что Государственная Дума вправе выразить Правительству недоверие. Однако вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, то Президент может ее распустить. Он может ее распустить и в случае 3-х кратного отклонения кандидатур на пост Председателя Правительства. Процедура же отрешения от власти Президента настолько сложна, что почти невозможна. По форме государственного устройства– Россия – федерация договорно-конституционная, ассиметричная, построенная по национальному и территориальному признакам. Политический режим в России – демократический, предусмотрены институты представительской и непосредственной демократии, система органов местного самоуправления, демократическое правосудие, широкий круг прав и свобод граждан. Таким образом, в формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но для того, чтобы оно стало правовым в полной мере, требуются дальнейшие преобразования: · в экономической сфере – дальнейшие развитие рыночной экономики; · в социальной сфере – формирование материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности среднего класса; · в политической сфере – дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах; · в правовой сфере – дальнейшее обновление законодательной базы рыночной экономики, принятие законов, связанных с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан; · в идеологической сфере необходимы повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма.
Глава 2. ПРАВО
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.011 с.) |