Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, формально-определенных, закрепленных в официальных правовых актах, поддерживаемых силой государственного принуждения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, формально-определенных, закрепленных в официальных правовых актах, поддерживаемых силой государственного принуждения.



Следует отметить, что данное определение носит общий, абстрактный характер в силу того, что в научной литературе нет единого представления о понятии права. Существует множество подходов к его определению.

1. Естественно-правовой (философский подход)имеет длительную историю. Его истоки можно найти в трудах Демокрита, Платона, наиболее полно он был разработан в трудах Г. Гроция, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта. Этот подход положил начало различению права и закона (право это всегда справедливость и свобода, а закон может быть правовым и неправовым), и утвердил идею естественных, неотчуждаемых прав человека – на жизнь, свободное развитие, на участие в делах государства. Разделяя право и закон, эта теория отождествляет право и мораль, считая ядром права такие нравственные ценности как справедливость, свободу, равенство. Этот подход имеет методологическое, базисное значение, он дает философское видение правовых явлений, способствует гуманизации права и утверждению идей правовой государственности.

2. Нормативистский подход к правусчитается классическим для континентальной Европы. Г. Кельзен и другие под нормами права понимают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Этот подход абсолютизирует роль государства в функционировании права, недооценивая роль общественных потребностей в формировании права, роль правосознания. В то же время, признавая позитивное право главным нормативно-ценностным регулятором, нормативный подход позволяет успешно совершенствовать систему законодательства, четко фиксировать права и обязанности субъектов права, обеспечить единообразие при применении правовых норм.

3. Социологический подходнаиболее распространен в Англии и США (Л. Дюги, Р. Паунд). Суть его заключается в том, что право следует искать в реальной жизни, в сфере сущего, в самих общественных отношениях, в формах контроля над ними, в способах разрешения конфликтов, в деятельности судебных или административных органов.

4. Психологический подходбыл разработан в дореволюционной России Л. Петражицким. Он различает позитивное право, исходящие от государства, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике человека, его сознании, подсознании, в его правовых переживаниях. Интуитивное право выступает главным регулятором поведения человека и потому рассматривается Л. Петражицким как реальное, действительное право.

Представленные концепции права имеют свои позитивные стороны. Одни из них утверждают общечеловеческие, гуманистические ценности, другие приемлемы для законодателей, издающих нормы права, третьи удобны для тех, кто применяет право в конкретных жизненных ситуациях. Однако, нельзя не видеть и отрицательные стороны этих концепций. В последнее время в отечественной и зарубежной литературе все больше применяется широкий интегративный подход к праву, допускающий разные точки зрения в вопросе правопонимания. С позиции интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы субъектов. Правом считается не только закон, но и судебные акты, правоотношения, правосознание.

В российском правоведении существует и прагматический подход к пониманию права. Его сторонники считают, что интегративное право, включая разнородные факторы и явления, лишается своей монопольности и становится неопределенным, нечетким. Они предлагают рассматривать правосознание, правоотношения как самостоятельные явления, но связанные с правом. Прагматический подход признает право генетически и функционально связанным с государством. Но этот подход не рассматривает право как произвольный приказ государства, а признает его обусловленность социальными, экономическими, духовными факторами, системой ценностей общества. Этот подход не отвергает естественное право, идею справедливости, правосознание, они предшествуют позитивному праву и служат критерием его оценки. Позитивное право закрепляет и охраняет естественные права человека, не отвергает и социологические, психологические факторы. Факторы, которые при интегративном подходе включаются в состав понятия самого права, здесь рассматриваются как самостоятельные, но тесно связанные с правом.

Наличие множества определений и подходов к пониманию права, означает глубину и богатство государственно-правовой мысли, разнообразие знаний о праве. Но только практика и накопленный опыт государственно-правовой жизни позволят судить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к проблеме правопонимания.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность, социальное назначение, отражают главные свойства и особенности.

Под принципами права понимаются исходные идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К общим принципам относят: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей, принцип социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, законности, ответственности за вину.

К международным относят такие принципы, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального).

Отраслевыми являются принципы, закрепляющие важнейшие закономерности какой-либо отрасли права.

Сущность и социальное назначение права проявляются и в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и на поведение людей.

Воздействуя на основные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, право тем самым выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую, воспитательную. Помимо социального право имеет и функциональное назначение, выступая регулятором общественных отношений.

С точки зрения чисто юридической характеристики выделяют регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную функции права.

Регулятивная статистическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов и т.д.

Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на эти ценности.

Форма и источники права.

Сущность любого социального явления составляет внутреннее содержание предмета, которое обнаруживается в единстве всех его характеристик, свойств, связей, отношений. Способом существования и внешнего выражения сущности выступает форма. Причем ее внешняя сторона часто имеет не второстепенное, а определяющее значение. Одним из существенных признаков права, которые отличают его от других социальных норм – норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм, - является формальная определенность.

В теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, определяющая для его адресата границу, масштаб и меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах и т.д.

К сказанному необходимо добавить, что потребность в формальной определенности вызвана тем, что право закрепляет не единичные, а типичные многократно повторяющиеся явления и процессы в различных сферах жизни человека. Кроме того, форма права раскрывает связь права с государством.

Следует уточнить один важный момент. Категория «форма» применяется к праву в двух основных значениях: а) правовой формы; б) формы самого права. Правовая форма – это вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями, отношениями.

Форма права – это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придания ему свойств государственно-властного характера.

Выделяют внешнюю и внутреннюю сторону формы права.

Внутренняя сторона формы права – это его структура. К ней надо отнести систему права, горизонтальное и вертикальное его строение.

Внешняя сторона формы права – это выражение права во вне. Именно внешняя сторона формы права совпадает с понятием источник права.

В тоже время, хотя понятие «форма права» призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера, данная проблема в юриспруденции оказалась в теоретическом плане недостаточно разработанной. Прежде всего использование категории «формы права» не привело к уточнению ее содержания. Кроме того, как уже было сказано, наряду с понятием «форма права» в правовой науке используется понятие «источник права». К этому следует добавить многозначность используемых терминов.

Понятие «источник права» относится к разряду важнейших, ключевых понятий в юридической науке. Оно остается предметом самого пристального внимания, как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин. Хотя следует отметить, что литература, касающаяся источников права, не очень обширна.

Источник права как понятие имеет несколько значений:

1) гносеологическое – источник права определяется как источник познания, то есть то, откуда люди черпают свои знания о праве. Это могут быть юридические памятники, подобные Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и «Русской правде» на Руси;

2) материальные условия жизни общества, которые обусловливают содержание правовых норм. В целом это общественные отношения;

3) идеальное значение – имеется в виду совокупность правовых идей, правовое сознание, обусловливающих содержание норм права;

4) юридическое значение – речь идет о том, чем конкретно люди руководствуются в решении юридических дел. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие «источник права».

В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права в специальном юридическом смысле.

Исторически первым видом был правовой обычай – обычай, санкционированный государством.

Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-юридической реализации: если в процессе его нормальной реализации не срабатывает сила привычки к делу подключается государство.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использование обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

В том же случае, если правила обычая полностью воспроизведены в тексте нормативно-правового акта или положены в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативно-правового акта или судебного прецедента.

Второй вид источников права – правовой прецедент, который использовался еще в Древнем Риме (преторское право) и был распространен в Европе в средние века. Правовой прецедент, представляет собой решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении аналогичных дел. В целом прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, но в известной степени и гибкостью.

Правовые системы, основанные на судебном прецеденте, сложились в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Прецедент устанавливается не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. Следует отметить, что в разных странах судебный прецедент применяется по-разному.

Непосредственно к судебному прецеденту примыкает такой специфический вид источников права как судебная и арбитражная практика(третий вид). Под судебной и арбитражной практикой понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел.

Судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).

Четвертый (и важнейший) вид источников права – нормативно-правовой акт. О древности этого вида уже говорилось (законы Ур-Намму). В целом это юридический акт, принятый компетентными органами-субъектами правотворчества и содержащий нормы права. Поскольку данный вид является главным для России о нем пойдет речь в следующем параграфе отдельно.

Пятый вид – нормативно-правовой договор или договор нормативного содержания. Это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, который содержит правовые нормы. Иными словами, нормативный договор представляет собой соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Это основной источник международного права. Он широко распространен в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен Федеративный договор, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации 1992 года. В области трудового права в качестве источника права выступают коллективные договоры.

Шестой источник – общие принципы права. Они признаются своеобразным источником права в некоторых странах. Это оправданные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Теория права концентрирует свое внимание на общеправовых принципах, поскольку они отражают и выражают основные ценности, на которые ориентируется право.

В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве) – седьмой вид источников права. В целом это комплексное суждение по правым вопросам. Этот источник получил распространение уже в Древнем Риме. В III веке на отдельные положения римских юристов-классиков ссылались как на текст закона. Император Валентиниан III в 426 г. издал закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами. При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

В Византии наиболее значимые отрывки из произведений римских юристов были сведены в один сборник, получивший название Дигесты и вошедший вторым томом в Свод гражданского права Юстиниана. В средние века в качестве источников права в европейских судах использовались комментарии глоссаторов.

Сегодня правовая доктрина сохраняет свое значение и в англо-саксонском праве. В качестве авторитетных имен и произведений, которые могут быть использованы в судебном процессе можно назвать Глэнвилла (работа «О законах и обычаях Англии», XII в.) Брэктона («О законах и обычаях Англии», XIII в), Литтльтона («О держаниях», XV в.), Кока («Институции», XVII в), Блэкстона («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Данный источник права имеет распространение в государствах мусульманского мира. Исламская правовая доктрина (фикх) выполняет роль интерпретатора шариата (совокупности предписаний Корана и Сунны – собраний предписаний о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда). На протяжении веков она являлась основным источником мусульманского права. Как отмечается в литературе, сформулированные доктриной нормы, принципы, конструкции лишь внешне представляются извлеченными из шариата – Корана и Сунны. На практике они нередко весьма далеки от первоначального значения священных текстов. Доктрина не связывает их буквальными формулировками.

Восьмой вид источников права – священные книги (религиозные тексты). Это сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. Свой исторический пик данный источник норм права пережил в начальный период жизни человечества, когда в священных текстах формулировались правила обыденной жизни. Например, в библейской книге «Второзаконие» содержится множество правовых предписаний по всем аспектам человеческого бытия, адресованных Богом через Моисея сынам Израиля.

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовой акт.

 

Государственной Думой России в Постановлении от 11 ноября 1996 года «Об обращении в Конституционный Суд РФ» дано определение нормативно-правового акта: «Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм».

Из этого определения следует, что нормативно-правовой акт представляет собой императивный (властно-предписывающий) письменный документ, в котором содержится гетерономный нормативно-правовой текст (т.е. текст независящий от воли субъектов, которым он адресован). Это означает, что из такого текста может быть выведено общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее представительно обязывающий характер. Следует подчеркнуть, что термин нормативно-правовой акт не подлежит сокращению. Инструкции, в которых определяются правила обращения с техникой, содержат нормы (технические), но они не являются правовыми. Таким образом, термин нормативно-правовой акт нельзя заменять термином нормативный акт.

То же самое относится и к термину правовой акт, поскольку таковыми наряду с нормативно-правовыми являются правоприменительные акты (например, приговор суда) и акты толкования права (например, многочисленные комментарии законов).

В итоге под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

Схема №2.1.

Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, то есть обладают юридической силой.

Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа его издавшего.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В собственно юридическом смысле закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституции и конституционные законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128). Для конституционных законов установлена сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

Ко всему сказанному необходимо добавить, что в федеративном государстве различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. В частности в России имеются конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, а также обыкновенные законы субъектов.

Всем законам присущи особые свойства, определяющие их юридическую силу и обеспечивающие верховенство в системе нормативно-правовых актов:

- законы принимаются парламентом – высшим представительным и законодательным органом или путем народного голосования (референдума);

- законы направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений в сфере политики, экономики, культуры. Например, законами устанавливаются система органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядок их организации и деятельности;

- законы всегда нормативны и рассчитаны на многократное применение;

- законы отличаются четкой структурированностью нормативного материала;

- законы принимаются в особом порядке, установленном конституцией и регламентом парламента;

- законы подлежат опубликованию и обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями;

- законы могут быть изменены или отменены только в особом порядке, аналогичным порядку их принятия.

Подзаконные нормативно-правовые акты также составляют значительную группу. Первое место по юридической силе среди них занимают указы главы государства (в России – Президента РФ).

По своему правовому статусу Президент РФ имеет право издавать распоряжения и указы. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Согласно Конституции РФ указы Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить законам. Однако Конституция РФ не требует от Президента издавать указы «на основании и во исполнение законов». По существу Президенту предоставляется право устанавливать своими указами нормы законодательного уровня. Речь идет о своеобразном восполнении пробелов в праве.

За указами Президента следуют постановления правительства. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента. В случае противоречия постановлений Правительства названным актам они могут быть отменены Президентом.

Следующий вид – это акты министерств и ведомств. Это приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акты в основном содержат нормы, развивающие, конкретизирующие и дополняющие правовые предписания законов и постановлений Правительства. Они являются актами специальной компетенции и обычно распространяют свое действие только на подчиненные объекты, хотя иногда они могут носить межотраслевой и даже общий характер.

Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов, приказы и распоряжения администраций) также относятся к подзаконным актам.

Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Уставы предприятий и учреждений, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др. относятся к локальным актам.

Реализация нормативно-правовых актов характеризуется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени продолжается от момента вступления в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу:

1) либо с момента их принятия;

2) либо со времени, указанного в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);

3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативно-правового акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу после их опубликования. Так, законы Российской Федерации вступают в силу на всей территории России по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике; ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. В других случаях нормативно-правовой акт утрачивает силу в результате его отмены. Об отмене прежнего нормативного акта указывается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и третью ситуацию, когда нормативно-правовой акт фактически теряет силу - вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования.

По общему правилу нормативно-правовые акты не имеют обратной силы. На практике это означает следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершении преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя на момент рассмотрения дела закон отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативно-правовом акте предусмотрено, что он может применяться к событиям и действиям, имевшим место до его издания.

В праве России обратную силу имеют законы, устраняющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.

Относительно действия в пространстве нормативно-правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны.

Если речь идет о федеральных нормативно-правовых актах, то они распространяются на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией России понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ним, земные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции несущие российский флаг, территория дипломатических представительств за рубежом, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории республик, краев, областей, автономных округов. А нормативно-правовые акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной территории. Таким образом, действие нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

К этому следует добавить, что нормативно-правовые акты федеральных государственных органов могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено в самом нормативно-правовом акте.

Наконец, нормы федеральных законов могут иметь и экстерриториальное действие, то есть применяться и за пределами России. Например, в отношении защиты граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РФ».

Если речь идет о выяснении действия нормативно-правового акта по кругу лиц, то это означает определение адресата нормативно-выраженного предписания.

Обычно нормативно-правовые акты распространяют свое действие на все субъекты права (физические лица, юридические лица, государственные органы, общественные организации), находящиеся на данной территории. Однако сферы действия законов и подзаконных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на работников определенной отрасли экономики. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение.

Общим принципом российского права является то, что под его действие подпадают все физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России – это обязанность исключительно ее граждан. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (а это – главы государств и правительств, послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Кроме того, нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие на отношения, регулируемые нормами другой отрасли права. Так акты, регулирующие имущественные отношения, не рассчитаны на регулирование отношений между органами государственного управления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.016 с.)