МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ
Проректор Н.П.Маслова
___________________________
ГСЭ.Ф.5 Правоведение
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)
080109.65 Бухгалтерский учет, анализ, аудит.
(код) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)
.
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
Юридический
КАФЕДРА
Теории и истории права и государства
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
Работы студента в час.
ГОС
уч. план
Очная форма
Заочная форма
3 года 6 мес.
5 лет
5 лет 6 мес.
3 года 6 мес.
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, (6ой семестр)
6 сем.
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
- практические занятия,
по семестрам
6 сем.
Индивидуальная работа, час
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
- контрольные работы по семестрам
1 курс
3 курс
3 курс
- курсовые работы по семестрам
- курсовые проекты по семестрам
- др. виды работы по семестрам
1. подготовка к семинарским занятиям
2. написание реферата
3. подготовка к зачету
4. подготовка к экзамену
Зачеты, по семестрам, час
Экзамены, по семестрам, час
1 курс
6 сем.
3 курс
3 курс
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ ГОС ВПО по специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» от 17.03.2000. Уч. план по специальности060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» одобрен уч. советом вуза 29.04.2003г. протокол №8
Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)
АВТОР к.э.н., доцент, доцент каф. ТиИПГ
Гордиенко Е.Н.
(ученая степень, звание, должность)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Теории и истории права и государства
Напалкова И.Г.
30.08.2008
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Учебно-методическим советом специальности
Учебно-методическим управлением
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель: внесение своей лепты в формирование подлинно правового государства, провозглашенного статьей 1 Конституции России.
Задачи дисциплины, занимающей важное место в ряду гуманитарных и социально- экономических дисциплин, изучаемых студентами экономических вузов и факультетов:
- повышение правовой культуры, искоренение правового нигилизма;
- определение роли государства и права в жизни российского общества;
- определение основ правового регулирования экономической деятельности в России;
- признание прав и свобод граждан основной ценностью государства, умение защищать права и свободы личности;
- знание основ гражданского права в условиях развития рыночных отношений, для решения профессиональных вопросов в дальнейшем;
знание основ трудового законодательства для защиты трудовых прав работников от произвола и злоупотреблений работодателя;
- краткое представление о законодательстве в области финансов, банков, налогов, бухучета с учетом того, что студенты специальности «бухгалтерский учет, анализ, аудит» изучают указанные курсы в качестве самостоятельных дисциплин.
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:в каком государстве он живет (основы конституционного строя России), основы российского права..
Студент должен уметь: защитить свои конституционные права и свободы гражданина и человека вплоть до подачи жалобы в Европейский суд по правам человека.
Студент должен иметь представление: о федеративном устройстве России, о ветвях государственной власти РФ, органах местного самоуправления, о судебной системе и иных правоохранительных органах России.
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
Перечень последующих дисциплин, видов работ
-Финансовое право. Разделы: финансовый контроль.
- Налоговое право. Разделы налоговое регулирование предпринимательской деятельности; ответственность за нарушение налогового законодательства;
- Страхование. Разделы: договор-страхование; страхование санкции.
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – чтение лекций, семинарские занятия, обеспечивающее усвоение учебного материала, решение практических задач, составление некоторых образцов правовых документов, контроль в течение семестра с помощью тестирования.
Применяются методы: 2. монологический; 2.2. диалогический; 2.3. Эвристический; 2.7. программированный.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
М
Показательный (изложение материала с приемами показа)
П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
ПГ
Объяснительно-иллюстративный метод (монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала)
О-И
Интерактивный метод «мозговой штурм»
Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие.Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков.Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала.
МШ
Интерактивный метод «сократовский диалог»
Сократический диалог или «Сократовский метод» состоит в том, чтобы, задавая последовательно вопросы, подвести студента к определенному правильному утверждению. Это позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога. Вопросы может задавать не сам преподаватель, а студенты в рамках работы малых групп или каждый индивидуально.
СД
Интерактивный метод «работа в малых группах»
Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов.
РМГ
Творческие задания используются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах.
ТЗ
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
Кол. час
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Тема: «Введение».
Лекция №1. Введение. «Основы российского права как учебная дисциплина; требования ГОС, утв.17.03.2000г. по специальности 06.05.2000г.; Важнейшие нормативные акты, учебная литература».
М
Семинар №1. «Вводный семинар: цель и значение практических (семинарских) занятий; характеристика важнейших Федеральных законов и подзаконных актов».
М
2-3
Тема: «Государство и право, их роль в жизни общества».
Лекция №2. «Понятие и признаки государства в политической системе общества; функции государства; форма государства; правовое соотношение государства и права».
М
Семинар №2. «Формирование правового государства. Государственный аппарат, принцип разделения властей и его значение».
Д
Тема: «Вопросы теории права».
Лекция №3. «Право как регулятор общественных отношений в системе социальных норм; норма права и нормативно-правовые акты; система российского права; отрасли права и институты права. Правоотношение».
М
Семинар №3. «Законность и правопорядок в современном обществе; правотворчество. Реализация права. Правовое поведение и юридическая ответственность».
Д
Э
Тема: «Основы конституционного права России.».
Лекция №4. «Конституционный строй Российской Федерации. Система органов государственной власти России. Судебная система».
М
Семинар №4. «Конституционно-правовой статус гражданина России: права, свободы, обязанности граждан. Правоохранительные органы».
Д
Семинар №5. Компьютерное тестирование по пройденному материалу.
ПГ
Тема: «Экологическое право»
Лекция №5. «Понятие, предмет и метод экологического права. Правонарушения и ответственность».
М
Тема: «Основы правового регулирования экономической деятельности».
Семинар №6. «Государство и управление экономикой; лицензирование; антимонопольное законодательство».
Д
Тема: «Гражданское право»
Лекция №6. «Особенности гражданско-правового регулирования. Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений». «Нематериальные блага и их защита».
М
Семинар №7. «Субъекты предпринимательской деятельности. Законодательство о банкротстве».
Д
Лекция №7. «Правосубъектность физических лиц. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правосубъектность юридических лиц».
М
Семинар №8. «Организационно-правовые формы юридических лиц».
Семинар №9. «Представительство в гражданском праве. Коммерческое представительство. Исковая давность: понятие, сроки, значение. Составление искового заявления в суд».
Д
Э
Лекция №9. «Право собственности. Понятие собственности и права собственности. Содержание права собственности. Формы собственности; способы защиты права собственности».
М
Семинар №10. «Способы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность».
Д
Э
Лекция №10. «Общие положения об обязательствах: понятие обязательств, виды. Принципы исполнения обязательств».
М
Лекция №11. «Способы обеспечения исполнения обязательств».
М
Семинар №11. «Значение договоров в хозяйственной деятельности. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Гражданский процесс, арбитражный процесс».
Д
Э
13-14
Лекция №12. «Гражданско-правовой договор: содержание, порядок заключения, форма договора. Порядок изменения и прекращения договора».
М
Семинар №12. Компьютерное тестирование по темам гражданского права.
ПГ
14-15
Тема: «Трудовое право»
Лекция №13. «Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, форма. Перевод на другую работу, основания прекращения трудового договора».
М
Семинар №13. «Увольнение по инициативе работника. Увольнение по инициативе работодателя. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Обеспечение занятости временно безработных».
Д
15-16
Лекция №14. «Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарные взыскания; материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя; виды материальной ответственности».
М
Семинар №14. «Трудовые споры, порядок их рассмотрения. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Право на забастовку».
Д
Э
Тема: «Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета».
Лекция №15. «Финансовое право, его основные институты. Финансовые правоотношения. Финансовый контроль. Налоговое право: роль и виды налогов. Ответственность за нарушение налогового законодательства».
М
Семинар №15. Компьютерное тестирование по темам трудового права.
ПГ
Лекция №16. «Правовой статус Банка России. Банковское законодательство. Законодательство в сфере страховой деятельности. Договор страхования. Страховые санкции».
М
Семинар №16. Компьютерное тестирование по законодательству в области финансов, банков и бухгалтерского учета».
ПГ
2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
Методы
Темы: Международное право как особая система права. Особенности федеративного устройства России, изменения в федеративном устройстве России. Российская Федерация - социальное государство. Государство и гражданское общество - их взаимодействие. Принципы судебной власти в Российской Федерации; судебная система, прокуратура. Местное самоуправление в России. Нематериальные блага и их защита по нормам ГК РФ. Наследственное право: общие положения о наследовании. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Взаимные права и обязанности родителей и детей. Брачный договор. Презумпция невиновности в уголовном праве. Защита прав потребителей в РФ. Социальное партнерство в сфере труда, значение коллективного договора. Правовые основы защиты информации и Государственной тайны.
Промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины
2.3. Самостоятельная работа студента
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Методы
Усвоение текущего учебного материала. Изучение разделов и тем учебного курса.
Подготовка к семинарским занятиям; работа с нормативными актами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Семейным кодексом и др., подготовка к решению практических задач.
Подготовка к экзамену.
Ситуационные задачи, требующие обоснованного письменного ответа на поставленные в них вопросы.
Раздел 1. Основы теории государства и права
Задачи.
Задача №1. Исследуя классификацию государств, студентка Егорова утверждала, что в основу классификации должна быть положена принадлежность власти большинству, меньшинству или одному человеку. Тогда государства можно подразделить на демократические, олигархические и монархические. Студент Матвеев возразил, заявив, что нельзя классифицировать государства только по одному признаку и что наиболее обоснованной и современной является классификация государств по форме государственного устройства, форме правления и политическому режиму.
Какой точки зрения придерживаетесь вы?
Задача №2. При рассмотрении функций государства студент Майоров отнес к внутренним функциям правотворческую, управления государственной собственностью и обороны внешних границ, а к внешним - международное сотрудничество и социальную функцию.
Согласны ли вы с мнением Майорова?
Задача №3.Обсуждая на семинарском занятии структуру гражданского общества, студенты разошлись во мнениях по поводу того, являются ли религиозные организации одним из элементов гражданского общества. Одна часть группы, основываясь на том, что в нашей стране церковь отделена от государства, установлен запрет на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления и в воинских частях, утверждала что религиозные организации не могут входить в структуру гражданского общества. Другая часть группы высказала противоположную точку зрения.
Какую позицию вы разделяете?
Задача №4. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию в ч. 2 ст.151 УК РФ: «Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, совершенное родителем, либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Задача №5. Что из перечисленного ниже можно отнести к подзаконным нормативным актам?
1. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы».
2. Указ Президента Татарстана.
3. Конституция РФ.
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждение типового положения об общеобразовательном учреждении».
5. Приказ Министра внутренних дел.
6. Закон РФ «Об образовании».
Задача №6. Укажите, когда вступают в силу следующие нормативные акты:
1. Федеральный конституционный закон Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации.
4. Муниципальный правовой акт.
Задача №7. При изучении системы российского права студентам было предложено привести в качестве примера «институт права». Среди названных оказались институты: государства и права; права собственности; гражданства; экономики и права; дисциплинарной ответственности; авторского права.
Каково ваше мнение по этому вопросу?
Задача №8. В реферате на тему «Система органов государственной власти в России» студентка Ромашкина утверждала, что все государственные органы обязательно должны принадлежать к какой-либо одной из трех вервей власти. Преподаватель рекомендовал обсудить данный вопрос на семинаре.
Права ли Ромашкина? Если она ошибается. то назовите такие органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти.
Задача №9.Как известно, юридические факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, классифицируются по разным основаниям, в том числе и по волевому признаку - это могут быть события и действия.
К каким видам юридических фактов по данному основанию относятся:
1. Проезд водителя на красный сигнал светофора.
2. Хулиганское поведение фанатов в метро.
3. Затопление во время весеннего паводка жилых домов в деревне.
4. Пожар от удара молнии.
5. Жестокое обращение с животными.
6. Поступление абитуриента в высшее учебное заведение.
На какие виды с точки зрения закона подразделяются указанные действия?
Задача №10. Одним из принципов юридической ответственности является законность, суть которой состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний (привлекать к юридической ответственности могут только уполномоченные на это органы в остро установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях).
Назовите другие принципы юридической ответственности и дайте их толкование.
Раздел 2.Особенная часть
Конституционное право.
Задача №1. В федеративном государстве на референдуме по вопросу принятия проекта новой Конституции «за» проголосовало 50% избирателей, причем в голосовании участвовало 70% всего населения, включенного в списки избирателей. Но в одной республике против проекта Конституции проголосовало более 60% избирателей.
Вступила ли в силу Конституции или следует считать голосование несостоявшимся?
Вступила ли в силу Конституция в той республике, в которой большинство избирателей проголосовало «против»?
Задача №2. Одна из республик в составе РФ провела референдум о выходе из состава РФ. В результате 80% граждан, участвующих в референдуме, проголосовали «за» по вопросу о выходе из состава РФ. Тогда парламент республики принял решение о выходе из состава России. При направлении решения в Совет Федерации было объявлено, что республика является государственным образованием на основании ч.2 ст.5 Конституции РФ и имеет свой суверенитет.
Возможен ли выход субъекта Федерации из состава РФ?
Задача №3. Правительство РФ совместно с Генеральным прокурором РФ приняло Постановление о начале процедуры отрешения Президента от должности. Решение было вызвано неоднократными обвинениями Государственной Думы в адрес Президента РФ.
Будет ли постановление иметь силу?
Задача №4. Местная благотворительная организация направила в Государственную Думу проект Закона «Об обязательной регистрации редких животных, ввозимых на территорию страны».Проект был рассмотрен комитетом Государственной Думы по природопользованию и отклонен. Организация направила иск в Конституционный суд.
Правомерно ли действия местной организации?
Гражданское право
Задача№1. Предприниматель Павлов не смог наладить собственное дело. Находясь в гостях у знакомых в другом микрорайоне города, он прочел на улице объявление о приглашении на работу в местный автобусный парк водителей. Павлов подал заявление о принятии его на работу, но его отказали, сославшись на то, что, во-первых, он является жителем другого района, во-вторых, зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, что, по мнению работодателя не совместимо с работой водителя.
Правомерен ли отказ работодателя Павлову? (См. ГК РФ ст.17,18; ТК РФ ст.64.)
Задача №2. Двадцатилетний Измайлов и семнадцатилетняя Исаева вступили в брак. Между супругами было решено, что все дорогостоящие покупки будет совершать Измайлов, а вести домашнее хозяйство они будут совместно. Исаева предложила мужу купить сервиз и набор посуды, на что он ответил отказом, мотивируя его недостатком денежных средств. На следующий день Измайлов узнал, что жена устроилась на работу в супермаркет и сразу по получении зарплаты она намеревалась купить сервиз и набор посуды. Измайлов потребовал от Исаевой расторгнуть трудовой договор, восстановиться на учебе в колледже, так как Исаева еще несовершеннолетняя и не может самостоятельно решать такие серьезные вопросы как трудоустройство и распределение денежных средств.
Правомерна ли позиция Измайлова? (См.ГК РФ ст.21.)
Задача №3.Пятеро выпускников педагогического вуза, проработав два года учителями и занимаясь одновременно индивидуальной педагогической деятельностью, решили организовать свой частный колледж, однако их очень настораживало то, что учредители такой организационно-правовой формы как образовательное учреждение несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения.
Могут ли учителя создать свое образовательное учреждение?
Какую организационно-правовую форму для колледжа, кроме учреждения, вы посоветуете им избрать? (См. ФЗ «О некоммерческих организациях» ст.9,10.)
Задача №4. Филиал вуза заказал партию компьютеров у ЗАО «Велона». К назначенному сроку компьютеры были доставлены по назначению и установлены в компьютерном классе филиала. Однако денег за поставку ЗАО не получило, так как руководство филиала заявило, что у них нет счета в банке, нет свободных денежных средств, но и возвратить компьютеры они не могут, так как это нарушит учебный процесс.
Кто и на каком основании может действовать от имени филиала?
К кому следует предъявить претензии ЗАО? (См. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» ст.12; ФЗ «О некоммерческих организациях» ст.14)
Семейное право
Задача №1. Уткина, являясь инвалидом II группы по общему заболеванию, не работала, но училась в институте. Вступая в брак с Климовым, она скрыла от него факт инвалидности. О прохождении медицинского обследования перед регистрацией брака Уткина и Климов не договаривались.
Через год после регистрации брака Климов узнал о недуге жены и подал заявление в суд о признании брака недействительным.
Имеются ли основания для признания брака Уткиной и Климова недействительным? (См. СК РФ ст. 15,27,28.)
Задача №2. Громова и Демин проживали вместе и вели общее хозяйство, брак регистрировать не хотели. Через несколько лет отношения разладились, и они стали проживать отдельно. Громова подала в суд заявление о взыскании с Демина алиментов на свое содержание, так как нигде не работала и в период проживания с Деминым находилась на его иждивении.
Какое решение должен вынести суд? (См. СК РФ ст.10.)
Задача №3. Глава администрации Краснодарского края утвердил положение о снижении брачного возраста до 15 лет в случаях рождения у желающих вступить в брак ребенка.
Правомерны ли действия администрации Краснодарского края? (См. СК РФ ст.13.)
Задача №4.Суркова (16 лет) и Степанов (17 лет) решили вступить в брак, так как Суркова ждала ребенка. Они обратились в орган местного самоуправления с заявлением о снижении им брачного возраста и представили справку о беременности Сурковой. Одновременно туда же обратились родители Степанова, заявив, что они против женитьбы сына и не дают согласия на снижение ему брачного возраста.
Какое решение должны принять органы местного самоуправления? (См. СК РФ ст.13.)
Задача №5. В органы ЗАГСа обратились Иванов и Евдокимова с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак в тот же день, поскольку Иванов получил повестку из военкомата и на следующий день отправляется к месту службы.
Как должен поступить орган ЗАГСа? (См. СК РФ ст.11.)
Трудовое право
Задача №1. С электриком Петровым библиотека заключила договор о проведении работ по усовершенствованию электропроводки в читальном зале и в архиве. Через 2 месяца по окончании работы Петров потребовал оплатить ему сверхурочную работу.
Правомерны ли требования Петрова? (См. ТК РФ ст.15,99.)
Задача №2. Иванов был принят в строительное управление на должность маляра, получив задание проводить отделочные работы в строящемся доме. Через 4 месяца Иванов был уволен как выполнивший работу в полном объеме, поскольку строительство дома было завершено.
В каких отношениях со строительным управлением находился Иванов? Правомерно ли его увольнение? (См. ТК РФ ст. 15,58,59.)
Задача №3.Орлов был принят на работу слесарем 4-го разряда с 1 октября 2003 г. на основании заявления о приеме на работу. 1 ноября 2003г. бухгалтер предприятия отказалась выплатить ему заработную плату, поскольку с ним не был заключен трудовой договор. Бухгалтер пояснила, что трудовые отношения между работодателем и Орловым не возникнут до тех пор, пока не будет правильно оформлен прием на работу. Орлов обратился в суд.
Решите данный спор. (См. ТК РФ ст.67.)
Задача №4. Токарь Сидоров (17 лет) был принят на работу 20 августа 2000 г. В том же году 17 декабря он обратился к руководству завода с просьбой предоставить ему ежегодно оплачиваемый отпуск с 27 декабря 2000 г.
В предоставлении отпуска Сидорову было отказано и предложено обращаться по данному вопросу не ранее 20 февраля 2001 г.
Административное право
Задача №1. Группа студентов одного из вузов, отмечая успешное окончание летней сессии, жарили шашлык в лесу и оставили после себя незатушенный костер. Директор лесхоза оштрафовал каждого из них за нарушение правил пожарной безопасности и сообщил о происшедшем в институт, где ребята учились.
В сентябре, когда студенты приступили к занятиям, директор института своим приказом объявил выговор всем студентам, принимавшим участие в пикнике.
Правомерно ли наложены эти взыскания? (См. ст. 8,32, 22.2 и 23.24 КоАП РФ)
Задача №2. Пятнадцатилетний Егор Седов, торопясь на занятия в колледж, перебегал улицу перед близко идущим транспортом в пятидесяти метрах от подземного перехода, чем создал аварийную ситуацию.
Являются ли действия Седова правонарушением?
Если да, то можно ли его привлечь к административной ответственности? (См. КоАП РФ ст. 2.1,2.3,12.30.)
Задача №3. Какие из перечисленных мер являются административными взысканиями?
1. Замечание. 2. Предупреждение. 3. Перевод на нижеоплачиваемую работу. 4. Строгий выговор. 5. Арест на 15 суток. 6. Увольнение. 7. Лишение водителя права управления транспортными средствами. 8. Штраф.
(См. КоАП РФ ст. 3.2,3.5.)
Задача №4. Ученик 8 класса Вадим Чазов, не дозвонившись до своего одноклассника из телефона-автомата, ударил несколько раз телефонной трубкой по корпусу телефонного аппарата, в результате чего она пришла в негодность.
Являются ли действия Чазова правонарушением?
Можно ли его привлечь к ответственности? (См. КоАП РФ ст. 2.1,2.2, 2.3 и 13.24.)
Задача №5. При рассмотрении гражданского дела судья вынес постановление и привлечении ответчика Петрова за неоднократное неподчинение требованиям судьи к административной ответственности в виде ареста на 10 суток. Петров является инвалидом II группы.
Правомерно ли наложение данного взыскания на гр. Петрова?
На кого не распространяется взыскание в виде ареста? (См. КоАП РФ ст.3.9.)
Уголовное право
Задача №1. Тринадцатилетний Мохов, страдающий олигофренией в легкой степени, встретил семидесятилетнего Савина и, угрожая игрушечным пистолетом, потребовал у него деньги. Савин ответил, что у него денег с собой нет. Тогда Мохов обыскал Савина, и не найдя денег, отпустил его, сказав: «Если не найдешь для меня 200 рублей и не принесешь их сюда, то заказывай себе могилу».
Имеются ли в действиях Мохова признаки состава преступления и можно ли привлечь его к уголовной ответственности? (См. УК РФ ст.14, 15, 19, 25, 29.)
Задача №2. Семнадцатилетние Дронов и Перов поместили в большую спортивную сумку одиннадцатилетнего Сухова, застегнули ее и сдали в камеру хранения железнодорожного вокзала. Ночью Сухов вылез из сумки, осмотрелся и обыскал содержание ряда чемоданов и сумок. Изъятые им вещи и деньги положил на дно сумки, в которую под утро залез обратно. Утром Дронов и Перов забрали сумку с Суховым. Такой прием они повторяли несколько раз, пока Сухова не обнаружили в сумке работники вокзала. Таким способом подростки завладели деньгами и вещами на сумму более пятидесяти тысяч рублей.
Дайте анализ уголовно-правовой ситуации.
Имеются ли в действиях указанных лиц признаки состава преступления? (См. УК РФ ст. 14, 20, 24, 29, 32, 35, 87, 90-92.)
Задача №3. Пятнадцатилетние Шохин и Савельев надели черные маски и, желая над кем-нибудь подшутить, поздно вечером вышли на улицу. Увидев знакомого им Ковалева с девушкой, они приблизились к ним. Шохин сзади схватил за туловище Ковалева, а Савельев направил на него газовый пистолет и произнес: «Не трепыхайся, будет хуже». Ковалев вырвался и нанес удар ногой в живот Шохину и трижды Савельеву по голове. В результате последнему была причинена черепно-мозговая травма, от которой он, не приходя в сознание, скончался на следующий день. Ковалев и его спутница скрылись с места происшествия, однако в дальнейшем они были обнаружены и задержаны.
Дайте уголовно-правовую оценку изложенным обстоятельствам.
Имеется ли в действии указанных лиц состав преступления?
Подлежит ли Ковалев уголовно-правовой ответственности? (См. УК РФ ст. 14,15, 16, 20, 109.)
Задача №4. Багиров, проживая в гостинице, похитил из соседнего номера у Джамалова 20 г гашиша. На другой день в квартире Исаева Багиров предложил четырнадцатилетнему Волину выкурить сигарету, пообещав ему «необычайный кайф». Волин выкурил предложенную сигарету. Следствием установлено, что хозяин квартиры Исаев на протяжении года предоставлял свою квартиру различным лицам для употребления наркотиков, за что и получал деньги и спиртные напитки.
Дайте уголовно-правовой анализ изложенных фактов.
Имеется ли в действиях Баирова и Исаева состав преступления?
Можно ли привлечь к уголовной ответственности Джамалова, Исаева, Багирова и Волина? (См. УК РФ ст.14, 15, 16, 20,228.)
Вопросы для самопроверки знаний студентов по всем темам курса Правоведение.
Тема №1. Роль государства и права в жизни общества.
1. Какие факторы являются главными в возникновении и развитии государства?
2. Каковы основные разновидности политического режима?
3. В чем заключается идеологическая функция государства?
4. Какие социальные нормы являются первичными и почему?
5. Каковы признаки права как вида социальных норм?
6. В чем проявляется ценность права, его недооценка и
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.021 с.)